В популярной исторической литературе и в Интернете гуляет записка (меморандум) П.Н. Дурново Николаю II, написанная накануне мировой войны в феврале 1914 г. Ее автор - Петр Николаевич Дурново (1845-1915), бывший министр внутренних дел в правительстве С.Ю. Витте (1905-1906), предостерегает Николая II от вступления в войну с Германией и дает поразительно точный прогноз последствий мирового конфликта для России. См.: Российский Нострадамус. Публикация Игоря Губарева // Родина. № 8-9, 1993. С. 10-13.
Вот несколько извлечений из записки П.Н. Дурново:
"По глубокому убеждению, основанному на тщательном многолетнем изучении всех современных противогосударственных течений, в побежденной стране неминуемо разразится социальная революция, которая, силою вещей, перекинется и в страну-победительницу.
Что эти потрясения будут носить именно социальный, а не политический характер, - в этом не может быть никаких сомнений, и это не только в отношении России, но и в отношении Германии. Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма. Несмотря на оппозиционность русского общества, столь же бессознательную, как и социализм широких слоев населения, политическая революция в России невозможна, и всякое революционное движение неизбежно выродится социалистическое. За нашей оппозицией нет никого, у нее нет поддержки в народе, не видящем никакой разницы между правительственным чиновником и интеллигентом. Русский простолюдин, крестьянин и рабочий одинаково не ищет политических прав, ему и ненужных, и непонятных.
Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужою землею, рабочий - о передаче ему всего капитала и прибылей фабриканта, и дальше этого их вожделения не идут. И стоит только широко кинуть эти лозунги в население, стоит только правительственной власти безвозбранно допустить агитацию в этом направлении, - Россия, несомненно, будет ввергнута в анархию, пережитую ею в приснопамятный период смуты 1905 - 1906 годов. Война с Германией создаст исключительно благоприятные условия для такой агитации. Как уже было отмечено, война эта чревата для нас огромными трудностями и не может оказаться триумфальным шествием в Берлин. Неизбежны и военные неудачи, - будем надеяться, частичные, - неизбежными окажутся и те или другие недочеты в нашем снабжении. При исключительной нервности нашего общества, этим обстоятельствам будет придано преувеличенное значение, а при оппозиционности этого общества, все будет поставлено в вину правительству.
Если война окончится победоносно, усмирение социалистического движения в конце концов не представит неопреодолимых затруднений. Но в случае неудачи, возможность которой, при борьбе с таким противником, как Германия, нельзя не предвидеть, - социальная революция, в самых крайних ее проявлениях, у нас неизбежна.
Как уже было указано, начнется с того, что все неудачи будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала черный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имуществ. Побежденная армия, лишившаяся, к тому же, за время войны наиболее надежного кадрового своего состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованною, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению".
Известно, что самые точные "прогнозы" делаются задним числом. Не является ли "Записка Дурново" апокрифом, стоящим в одном ряду с такими часто цитирующимися "документами", как "план Даллеса", речь Черчилля в Палате лордов памяти Сталина и т.д.? Действительно, ее подлинность вызывает большие сомнения. Записка Дурново была опубликована впервые в извлечениях академиком Е.В. Тарле в 1922 г. в статье «Германская ориентация П. Н. Дурново в 1914 г.» («Былое», 1922, № 19, с. 172). Как сообщает Е. Тарле, «только после революции она сделалась известной нескольким лицам, которым случайно попал в руки литографированный экземпляр ее».
Полностью текст записки был впервые опубликован в СССР в журнале "Красная новь" (1922, N 6, с. 178-199) с предисловием М. Павловича). Текст публикации см.:
http://ruthenia.ru/sovlit/j/407.html