М.А.Шнепс-Шнеппе. Мятежный род Баллодов между немцами, русскими и евреями

Jul 11, 2012 22:37



Мятежный род Баллодов между немцами, русскими и евреями
М.А.Шнепс-Шнеппе
2011

Официальная аннотация
«Кто правит Россией: сами русские или немцы? Среди министров 15% немцев, среди
членов Государственного совета 25%, среди сенаторов 40%, генералов 50%, губернаторов 60%.
А поскольку губернаторы управляют Россией, то это и будет ответом на поставленный вопрос».
Так писал для «Московских ведомостей» в 1869 году младолатыш Х.М.Валдемар.
Становление Российской империи издавна связано с немцами - уже более 300 лет.
Началось со времени Петра Первого - после вхождения Лифляндии в состав Российской
империи. Продолжалось оно и в советское время: после подписания в 1922 году Раппальского
договора между Веймарской республикой и Советской Россией немецкие инженеры
участвовали в разработках советской военной техники. Возобновляется оно и сегодня: в 2008
году началась программа участия Германии в модернизации России.
Цель книги состоит их двух смыслов. В первом, более узком - это описание жизни России
в отдельной провинции - Остзейском крае, где безраздельно правили немцы. А в более
широком смысле - это разговор о становлении Российской империи во 2-й половине XIX века.
Рассказ ведется через судьбы бунтарского рода Баллодов. Тут много нового: о переходе
латышей в «русскую» веру и гонениях курляндских евреев, о Берлинском профессоре Карле
Баллоде (1864-1931) и его планах автаркического государства и о том, как сегодня бороться с
глобализмом и модернизировать Россию.
Герои нашего повествования - пассионарии. Их действиями двигала не жажда
обогащения, личной выгоды, корысть. Они жертвовали собой, потому что им было обидно за
Родину. Так и сегодня. Без людей, способных ставить интересы общества выше собственных,
«светлое будущее» не построить. Ни в России, ни в Латвии.

Интервью с автором Манфредом Шнепс-Шнеппе http://maksim-kot.livejournal.com/111711.html

Оглавление + link.pdf под крышкой

Книга состоит из пяти лекций.
В Лекции 1 «О культурном наследии Российской
империи и текущих делах» кратко рассказана история Лифляндии и о роли остзейских немцев
в отношениях Россия - Германия. Особое место отводится немецкому философу И.Г. Гердеру
- современнику Гете и Канта, считавшему, что Россия может служить моделью для развития
человечества.
Лекция 2. Переход латышей в «русскую» веру - несвоевременный почин. Начнем ее с
описания условий жизни в Лифляндии, где зарождался бунтарский дух крестьян, с рассказа
немецкого просветителя Г.Меркеля о суровой участи латышей под крепостным гнетом
немецких баронов, религиозном движении гернгутеров как школе будущих бунтарей, о
гонениях на евреев и их переселении в «теплые» края, что породило у латышей надежду на
получение собственного клочка земли.
В разделе «Хроника событий» описывается сам переход лифляндских крестьян в
православие. Это сопровождалось огромной законотворческой работой в Петербурге. В архиве
П.А.Валуева сохранилась «Опись распоряжений правительства о переходе крестьян в
православие», содержащая перечень 56 документов только за 1845-1846 годы: о самом
присоединении, устройстве церквей, пасторских повинностях, участии православных в судах и
т.п. Несмотря на приложенные усилия, российские власти не смогли поддержать стремление
латышей к единению с Россией, в итоге породив массовое недовольство у отчаявшихся людей.
Остзейцы выиграли, пусть временно.
Сегодня нам более интересна борьба «партий» за Остзейский край, точнее, за умы людей,
что вполне ложится на процессы текущего времени. Мы будем говорить о борьбе славянофилов
против остзейских немцев, аргументах остзейцев за сохранение своих привилегий,
формировании основ российского патриотизма и роли «Московских ведомостей». Данный опыт
может пригодиться сегодня, когда расширяется сотрудничество России и Германии. Аргументы
того времени о превосходстве «культурных» наций: немцев, поляков, евреев - над
«варварами-русскими» сохранились и поныне.
Сам массовый переход латышей в «русскую» веру был неслыханным событием в
современной истории религий. Тогда веру поменял каждый восьмой житель Лифляндской
губернии. Ведь не было ни газет, ни телевидения, только молва, живая молва, что «Давыд
Баллод перекрестился», - и народ за ним последовал. Но это массовое движение, к сожалению,
практически не нашло отражения в официальной истории Латвии. В течение 150 лет на
территории Латвии происходило множество бурных событий, но как-то не нашлось до сих пор
властителей, которым это поистине народное движение - всенародное пробуждение хотелось
бы вспоминать.
Лекция 3. Петр Баллод: от нигилиста до капиталиста. Петр Баллод оставил
удивительный след в русской литературе - у Тургенева, Лескова, Короленко. Если прототип
Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» - лишь гипотеза, так как это все же
собирательный литературный образ, то портреты студента-бунтаря у Лескова и золотоискателя
у Короленко весьма достоверны.
Петр Баллод - это тип не только бесчинствующего разночинца, отказавшегося от сана
православного священника (слабо было православие в Лифляндии - при засилии немцев), но и
потомка благоразумного крестьянина: за авторство записанной им прокламации
«Предостережение» (до сих пор так и не разобрались, кто же ее сочинил) спорили лучшие силы
советской идеологии, приписывая ее Чернышевскому. Дело Баллода - государственного
преступника связано с малоизвестной историей о нелегальной петербургской офицерской
организации, готовившей в начале 1860-х, после отмены крепостного права, государственный
переворот. Организацию не раскрыли: в официальной истории эти события описываются как
польское восстание, а мог состояться судебный процесс покруче «дела декабристов».
Другая жизнь П.Баллода, от каторжанина до преуспевающего управляющего золотыми
приисками, дает нам возможность поразмыслить над извечным вопросом: кто более матери
истории ценен - разрушитель или созидатель. Интересно также узнать о вкладе П.Д.Баллода в
развитие золотодобывающей промышленности России.
Лекция 4. Карл Баллод и его «Государство будущего». Научный мир Карла Баллода -
это ученые, которые разрабатывали концепцию государственного социализма, точнее, ученые,
которые допускали вмешательство государства в экономику. Как писал австро-американский
экономист Людвиг фон Мизес, всю жизнь неистово боровшийся против социализма, «будь то
государственный социализм или государственный капитализм - это все означает
вмешательство государства в экономику».
В своем главном труде «Государство будущего, производство и потребление в
социалистическом государстве» (на нем. яз., 1898) Карл Баллод (под псевдонимом Атлантикус)
доказывает, что социализм не утопия и что эта социально-экономическая формация возможна
даже при существовавшим тогда развития производительных сил. При этом социализм явился
бы более эффективной системой, чем капитализм. Отрицая теорию Маркса о классовом
характере капиталистического государства, Баллод предполагает, что к социализму можно
прийти не революционным, а мирным путем.
Подводя итоги научной деятельности, в 4-м варианте книги «Государство будущего» (1927)
Карл Баллод называет своего главного учителя - немецкого философа Йоганна Фихте и
отмечает его книгу «Замкнутое торговое государство» (1800), в которой изложена концепция
автаркии. Может быть, это было всего лишь шуткой великого философа, но концепция
замкнутого государства оказалась удивительно плодотворной. Идеи Фихте частично реализовал
Фридрих Лист, а в довольно полной мере - «железный» канцлер Отто Бисмарк и, тем более,
Адольф Гитлер. В России реализацией автаркии занимались два великих ума - Д. Менделеев и
С. Витте, а довел ее до логического конца Иосиф Сталин. Имена двух злодеев человечества - в
Третьем рейхе и в СССР - запятнали концепцию государственного социализма, но тем не
менее… без вмешательства государства в экономику процветающее национальное государство
не построить.
Научный круг Карла Баллода образуют удивительные люди: ГуставШмоллер (1838-1917),
Йозеф Поппер, псевдоним Линкеус (1838-1921), Мейнард Кейнс (1883-1946), Йозеф
Шумпетер (1883-1950), Василий Леонтьев (1906-1999).
К.Баллод оставил заметный след в истории советской России: Ленин воспользовался книгой
берлинского профессора при разработке плана ГОЭЛРО. Вошел он и в историю Израиля: в
1918 году был председателем германского комитета еврейских поселений в Палестине (Pro
Palastina Komitee) и разработал план создания еврейского государства.
Курьезный факт связан с увековечиванием памяти Баллода в Германии. 30 января 1933 г.,
ровно в тот день, когда пришел к власти Гитлер, одна из улиц Берлина (в южном округе Буков)
была названа Ballodweg. Но вскоре, при нацистах, 8 августа 1935 г. улице вернули прежнее
название. В Риге ничто не напоминает о величайшем русско-немецко-латышском экономисте
профессоре Карле Баллоде.
Лекция 5. Автаркия против глобализма. Эта глава относится уже к текущим российским
делам. Правда, начинаем мы издалека, с рассказа об усилиях Д.Менделеева и С.Витте по
разработке российской тарифной политики. При работе над настоящей книгой я узнал, что за
отход от занятий чистой химией и переход к ее применениям, а тем более к вопросам
российской экономики в целом, великому ученому пришлось дорого заплатить. Как писал
C.Ю.Витте1, «Менделеев - человек с большой не только научной, но и практической
инициативой. Менделееву во многом обязано развитие нашей нефтяной промышленности и
других отраслей нашей промышленности. Он был по тем временам ярый протекционист и…
подвергался со всех сторон самой усиленной критике. Его сочинения, касающиеся развития
наших хозяйственных и промышленных сил, служили предметом насмешливой критики.
Хорошо еще, что россияне отдали ему честь после смерти его, хотя для Менделеева было бы
приятнее, если бы были оценены его достоинства во время его жизни».
Лекция завершается рассуждениями о том, как бороться против глобализма в современной
России, о модели новой автаркии для России, о возрождении Госплана.
Менделеев как-то, обращаясь к аграриям, в ярости воскликнул: «Вы не можете пахать всю
русскую землю германскими плугами. Я никогда не соглашусь на это». Сегодня горькие слова
Менделеева можно обратить к российским нефтяникам, газовикам, связистам, мало ли кому
еще из тех, кто, пренебрегая интересами отечественного производства, закупают иностранные
машины.
Ссылаясь на тексты М.Н.Каткова из «Московских ведомостей», написанные более 120 лет
назад, призываем читателя поверить, что «слабость России мнимая». Как и Менделеев, будем
мечтать о России процветающей. А в заключение обсудим: как Латвии «вскочить в поезд»
модернизации России.
Думая о будущем Латвии и наблюдая нынешнее ее обнищание, уместно вспомнить
нравоучение младолатыша Х.М.Валдемара: «Латвия находится между большой Россией и по
числу населения весьма великой Германией. Так что просто может получиться... стать полезным посредником меж обоими великими народами, которым наперед еще более посредники нужны будут, чем ныне.»

Издательство:АлгоритмКол-во страниц: 352Год издания:2011
download http://narod.ru/disk/56038311001.ca0e99cf8488a67dc3c2e1c929a30e99/Nemci-v-Rossii.pdf.html

Введение ............................................................................................................................................3
О чем и о ком эта книга ..................................................................................................................3
Лекция 1. О культурном наследии Российской империи и текущих делах............................8
1.1. Лифляндия - между Востоком и Западом.............................................................................8
О Виндаве и Транссибирской железной дороге.........................................................................8
Скелеты из шкафа........................................................................................................................9
О петровских гарантиях остзейцам ..........................................................................................10
1.2. Россия, по Гердеру, модель для человечества ......................................................................12
Философ И.Г.Гердер..................................................................................................................12
Как развивалась европейская культура ....................................................................................12
Восхищение Россией.................................................................................................................14
1.3. Россия и Германия: тогда и сейчас........................................................................................16
Откуда наглость остзейских немцев.........................................................................................16
А что было в России..................................................................................................................17
Как возникла идея Третьего рейха............................................................................................18
История продолжается ..............................................................................................................19
Лекция 2. Переход в «русскую» веру - несвоевременный почин..........................................21
2.1. Как созревал бунтарский дух ................................................................................................21
Гарлиб Меркель - свидетель одичания латышей...................................................................21
Гернгутеры - невольные учителя бунтарей ...........................................................................24
Ю.Ф.Самарин о сути гернгутерства .........................................................................................25
Религия как мировоззренческая матрица народа (по Кара-Мурзе) .........................................27
Как курляндские евреи «сагитировали» латышей ...................................................................28
2.2. Свидетели движения латышей в «русскую» веру ................................................................31
Ю.Ф.Самарин.............................................................................................................................31
П.А.Валуев.................................................................................................................................33
А.А.Суворов-Рымникский ........................................................................................................34
Х.М.Валдемар............................................................................................................................34
2.3. Хроника событий ...................................................................................................................35
Еще раз о положении крестьян .................................................................................................35
1841 год и судьба епископа Иринарха......................................................................................37
Звездный час Давыда Баллода ..................................................................................................39
Инструкции Николая I по православию...................................................................................41
1845 - роковой год...................................................................................................................42
Перипетии движения.................................................................................................................44
Революция 1848 года и конец движению.................................................................................45
Печальная участь Давыда Баллода ...........................................................................................46
Уроки Первого пробуждения латышей ....................................................................................48
2.4. Борьба партий за Остзейский край........................................................................................50
1849 - «Письма из Риги» Самарина........................................................................................50
1862 - Меморандум Валдемара и уроки Второго пробуждения латышей............................52
1865 - «Печатная война»: Катков поддерживает Валдемара ................................................55
1868 - «Окраины России» Самарина ......................................................................................58
Самарин против Ширрена........................................................................................................60
Полемика Аксакова с остзейцами.............................................................................................62
1869 - Катков: о долге балтийских немцев перед Россией....................................................63
Итоги дискуссии по остзейскому вопросу ...............................................................................65
Лекция 3. Петр Баллод: от нигилиста до капиталиста.............................................................68
3.1. Петр Баллод в русской литературе........................................................................................68
Прототип Базарова ....................................................................................................................68
Портрет от Лескова ...................................................................................................................71
Оценка Короленко.....................................................................................................................72
3.2. Крымская война, женский вопрос и революционная ситуация ...........................................74
Хирург Пирогов и «бунт» общества.........................................................................................74
Валуев - свидетель бесчинств разночинцев...........................................................................76
«Молодая Россия»: а что дальше? ............................................................................................77
3.3. Петр Баллод в столице ...........................................................................................................79
Биография ..................................................................................................................................79
«Карманная» типография ..........................................................................................................81
3.4. Дело студента Баллода и схватка с сенатором Ждановым...................................................83
Арест ..........................................................................................................................................83
Как Петр Баллод избежал смертной казни ..................................................................................85
Прощание с родителями............................................................................................................87
Гражданская казнь.....................................................................................................................88
О нераскрытом заговоре военных.............................................................................................90
3.5. В Сибири: от каторжника до золотопромышленника ..........................................................91
На каторге ..................................................................................................................................91
Золотоискатель ..........................................................................................................................93
Золотопромышленник ...............................................................................................................95
Воспоминания Дейча.................................................................................................................96
Судебная тяжба о «попудных деньгах»....................................................................................97
П.Д.Баллод был первым по добыче рудного золота в России.................................................99
Лекция 4. Карл Баллод и его «Государство будущего» ..........................................................103
4.1. Жизненный путь Карла Баллода .........................................................................................103
Основные вехи.........................................................................................................................103
Биография ................................................................................................................................105
Научные труды: книги и статьи..............................................................................................107
4.2. Учителя и соратники Карла Баллода по государственному социализму ..........................109
Научный мир Карла Баллода ..................................................................................................109
Немецкая историческая школа................................................................................................111
Густав Шмоллер (1838-1917) ...............................................................................................111
4.3. В чем суть «Государства будущего».................................................................................112
Вступление...............................................................................................................................112
Основные предложения Баллода................................................................................................114
Опыт социализации Германии................................................................................................116
4.4. Коллизии «Государства будущего» в России .....................................................................120
Надежда стать главным статистиком Империи .....................................................................120
ГОЭЛРО: Ленин и Баллод.......................................................................................................123
Суждения Мархлевского о книге «Государство будущего»..................................................124
Прощание с Россией................................................................................................................126
4.5. Еврейский вопрос.................................................................................................................128
Планы Палестины (по Баллоду)..............................................................................................128
Зомбарт: евреи и становление капитализма ...........................................................................131
Вебер против Зомбарта: о роли протестантской этики..........................................................133
4.2. Последнее десятилетие жизни Карла Баллода....................................................................136
Лекция 5. Автаркия против глобализма ..................................................................................139
5.1. О российской тарифной политике: Д. Менделеев и С. Витте............................................139
Почему Менделеев не стал академиком Петербургской академии наук ..............................139
Витте против свободного рынка.............................................................................................140
Д.И.Менделеев: как развивалась промышленность Англии .................................................143
Как развивать промышленность России.................................................................................145
5.2. Неизбежна ли глобализация. Рассуждения теоретиков......................................................148
Рынок или нерынок - вот в чем вопрос ................................................................................148
Чаянов об эффективности крестьянского хозяйства..............................................................149
От российской общины до колхозов и далее - почти по Веберу ........................................151
Институционализм как теория госрегулирования .................................................................153
Закономерности глобализации: корпорация-государство (по Фурсову)...............................156
Так неизбежна ли глобализация?............................................................................................159
5.3. Против глобализма. Практические шаги ............................................................................161
Задачи России ..........................................................................................................................161
Модель новой автаркии...........................................................................................................163
Новый советский проект (по Кара-Мурзе) .............................................................................164
Математики за возрождение Госплана...................................................................................166
Почитаем «Социализм» Мизеса, и… приступим к планированию.......................................167
Почитаем Каткова и поверим: слабость России мнимая .......................................................169
Оглядываясь на век двадцатый: прав ли был Карл Баллод ...................................................171
Сможет ли Латвия «вскочить в поезд» модернизации России ..............................................173
Previous post Next post
Up