О львах с шарами* мы поговорим обстоятельно позже, а пока, для разминки, рассмотрим двух представителей этой скульптурной фауны, через которых происходит некая смычка
западных львов Медичи* и восточных
львов Ши Ши* (Ши Цзы, Ши Цза).
Оба (вернее обе пары) находятся в Индии. Одна в Раджастане, вторая на юге полуострова, в Карнатаке.
Город Ладнан (300 км к юго-западу от Дели),
джайнистский монастырь Сух Дев Ашрам. 27°38'14.10"С 74°23'49.01"В
Тибетский монастырь Намдролинг (190 км к западу от Бангалора). 12°25'50.51"С 75°58'1.78"В
Мраморные парные статуи, изображающие львов с шаром под лапой. У одного льва из пары шар под правой лапой, у другого - под левой.
Индуистский лев изображён в "западном" стиле - реалистично.
Классический лев с шаром - лев Медичи, самый древний античный образец которого хранится в Лоджии деи Ланци на Пьяцца делла Сеньора, Флоренция, Италия:
У раджастанского льва другая поза, но во всём остальном он напоминает римского льва.
Буддийский лев выполнен в традиционном китайском стиле, это малопохожее на льва мифическое существо. Шар под лапой левого льва обычно имеет орнамент. Под лапой правого - в традиционной паре Ши Ши не шар, а щенок.
("Правый" или "левый" в случае со львами означает не положение скульптуры относительно зрителя, а наличие шара под правой или левой лапой).
Типичного представителя китайского льва можно увидеть в Запретном Городе, в Пекине (здесь под лапой "правого" - шар, очевидно, что данный признак не является общепризнанным каноном):
Самое необычное в обоих парах - наличие малого шара в пасти каждого льва.
(вики) Джайнизм и буддизм произошли из культуры шрамана. Шрамана (санскр. श्रमण śramaṇa IAST, пали शमण samaṇa IAST) - странствующий монах, аскет, религиозный подвижник в Древней Индии. Важной отличительной чертой шраманов являлось отрицание авторитета Вед. В качестве примера шрамана можно привести Махавиру (основатель джайнизма) или Сиддхартху Гаутаму (основатель буддизма). Оба основателя были современниками друг другу.
Джайни́зм (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST, «победитель») - древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX-VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется дживой. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5-6 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.
В главном храме Сух Дев Ашрама - Дигамбар Джайн Бара Мандир - есть надписи, свидетельствующие, что храм был основан более 1000 лет назад.
Монастырь Намдролинг значительно моложе. Он был основан в начале 60-х годов прошлого века, Индия предоставила землю в южном штате Карнатак для буддистских монахов ветви Ньингма, вышедших из Тибета во время присоединения к Китаю. Главный храм монастыря - Падмасамбхава Буддист Вихара ("Золотой храм") был освящён в 1999 г., а великолепный храм Цандог Парли с огромным колесом Сансары на крыше - лишь в 2004 г. Наши львы охраняют главный вход в Золотой храм.
(вики) Монастырь Намдролинг Ньингмапа (или Тегчог Намдрол Шедруб Дарджи Линг) крупнейший в мире центр буддистской ветви
Ньингма, одной из четырёх школ тибетского буддизма. «Ньингма» в переводе с тибетского дословно - «Школа старых переводов». Последователи школы ньингма считали себя приверженцами учения, которое принёс в VIII веке н. э. в Тибет гуру Падмасамбхава, и не опирались на новые переводы индийских канонов. На взгляд исследователя, многие ритуалы ньингма содержат в себе много переосмысленных небуддийских, шаманских, бонских элементов, и это указывает на то, что своими корнями школа уходит в эпоху, когда буддийская традиция в Тибете ещё не установилась.
Немного геолайнинга.
Сух Дев Ашрам практически идеально ориентирован на современный Северный Полюс. Примечательно, что магнитное отклонение в этом месте последние 100 лет не превышало 0,5°, в то время как 500 лет назад - ок. 16°.
Монастырь Намдролинг имеет два четко выраженных осевых направлений. Территория монастыря имеет вид прямоугольника и большинство зданий ориентированы по его сторонам. Длинная сторона прямоугольника направлена на Сух Дев Ашрам в Ладнане. Особенно точно - линия начинающаяся у входа в Золотой храм, от львов, вдоль длинного узкого здания в северной части монастыря. 1691,5 км.
Вторую ось определяют два главных храма монастыря - Золотой и с колесом Сансары. Большой круг в этом направлении проходит через два
протополюса - 11438 км до западного и 8778 км - до восточного. Плоскость колеса лежит как раз вдоль этой линии. Очень символично.
Вернёмся к маленьким шарам в пасти львов.
Здесь обнаруживается удивительное соответствие размеров шаров размерам Земли и Луны и их взаимному положению в пространстве.
Об абсолютных размерах шаров судить по искажённой перспективой фотографии сложно, но относительные размеры показывают весьма высокий уровень соответствия.
То есть соотношение между радиусами большого и малого шаров такое же как между усреднёнными радиусами Земли и Луны. Более того, расстояние между шарами составляет одну двадцатую расстояния между Землёй и Луной в том же масштабе.
Размер "луны" в пасти буддистского льва несколько больше, чем он должен быть в данной пропорции.
Таким образом, мы видим схожие символы в двух религиозных традициях (достаточно узких ответвлениях от основных стволов индуизма и буддизма, практически - сектах) из одного источника, но пути которых разошлись более двух тысячелетий назад. Более того, эти символы широко распространены как в Западной, так и Восточной культуре в самом широком смысле. В данном случае мы видим пересечение этих символов через определённые признаки (геолайнинг, два шара) и пересечение это возникло исторически совсем недавно. Возможное астрономическое толкование расположения и пропорций шаров вкупе с фактами геолайнинга и символикой льва и дракона в общечеловеческом культурном контексте может говорить о том, что эти образы непосредственно связаны со сменой полюсов и роли нашего спутника в этом циклическом процессе. Но для обоснования этого тезиса необходимо собрать больше информации.
В следующей заметке мы рассмотрим
львов Медичи.*
Случайностей не бывает.
* - материалы готовятся к публикации.