Facilitated communication/Облегченная коммуникация

Nov 04, 2011 00:28



Люди, речь которых недостаточна для коммуникации, а также те, кто не может удерживать ручку или карандаш, вынуждены использовать другие средства. Недостаточность развития речи или моторных навыков может стать серезным препятствием к получению образования, если не предпринять соответствующие меры. Несмотря на то, что мы ежедневно видим эффект от работы ученика в классе недостаточность моторики и речи чрезвычайно затрудняют оценку его фактических способностей.

Многие ученики оказываются в замкнутом круге: продиагностированные как умственно отсталые в тяжелой степени по причине их речевой и моторной недостаточности, они помещены в школу, где их речь и моторика рассматриваются как неизбежное следствие интеллектуальной недостаточности. В результате обучение оказывается безрезультатным, (ученик не имеет даже основных бытовых навыков), а сниженный уровень требований приведет к ухудшению или застою, а не совершенствованию навыков, что является целью каждого преподавателя.

Дети, которые неуспешны в  письме, что требует хороших моторных навыков, должны быть повторно диагностированы с целью обнаружения другой стратегии коммуникации, с которой они могут быть более успешны. Очевидные альтернативы предполагают выбор, который заключается в  указывании на реальные объекты (цели) или картины, символы, слова, буквы. Это может быть использовано в коммуникации посредством показа, электронной коммуникационной помощи или пишущей машины. Наиболее ясным и эффективным обращение достигается при использовании указательного пальца ведущей руки.

Даже при том, что указательный жест требует намного меньше моторных навыков, чем письмо, у многих детей все еще отмечаются проблемы, требующие коррекции. Неудача ребенка в точном указывании слишком часто трактуется как отражение интеллектуальной недостаточности или невежества, что приводит к не6правильному пониманию его перцептивно-моторного статуса.

Облегчать - значит делать более легким. Обучение облегченной коммуникации подразумевает введение определенной помощи, что принесет облегчение людям с серьезными коммуникативными проблемами. Степень необходимой помощи изменяется в зависимости от конкретного человека и варьируется от ободряющей руки на плече для поддержания уверенности и до формирования позы руки и выделения указательного пальца.

Помощь отличается от других практических методов обучения, таких как сопровождающее движение и руководство обучаемым. В сопровождающем движении преподаватели помещают свои руки поверх рук учеников и ведут их по определенному образцу движения Следовательно в сопровождающем движении вы руководите движениями ученика. В облегченной коммуникации вы создаете ситуацию способствующую наибольшей функциональности собственных движений ученика. Руководство движениями пренадлежит самому ученику, а не его помощнику.

Любой ребенок, речевые навыки которого требуют развития и чья моторика недостаточна для выражения его понимания языка - является кандидатом на обучение облегченной коммуникации. Ни один ребенок не должен быть отстранен от обученпия на основании предыдущей диагностики. Зачастую обучение - предпосылка для точной оценки.

Поскольку облегченная коммуникация требует и моторных навыков, и потенциала для их развития, то данный метод не подходит для людей с серезными физическими недостатками. Облегченная коммуникация больше всего подходит тем, кто может передвигаться и нуждается в портативной системе коммуникации, используемой вручную. Обычно, это дети, диагностированные как умственно отсталые (включая синдром Дауна), дети с аутизмом и умеренным церебральным параличом.

Виды помощи

Физическая:

•         изоляция указательного пальца (у аутистов часто несформирован указательный жест, они не умеют показывать),

•         удержание тремора кисти,

•         замедление темпа,

•         физическое побуждение к началу печатания,

•         отведение руки от клавиатуры (часто можно увидеть, как ребенок залипает на нажимании одной и той же клавиши на клавиатуре и не в состоянии оторваться от этого; отведение руки после одного нажатия позволяет этого избежать)

Эмоциональная: одобрение и побуждение к действия (для многих желание общаться бывает на столько сильным, что вызывает стресс и страх, поэтому они не могут сами начать писать или печатать)

Стадии помощи
  1. Постановка руки
  2. Поддержка запястья
  3. Поддержка предплечья
  4. Поддержка рукава или локтя
  5. Давление на верхнюю часть руки
  6. Давление плеча
  7. Контакт плеча
  8. Физический контакт с другой частью
  9. Независимый доступ

 





Проблемы, из-за которых дети или взрослые не могут самостоятельно использовать альтернативные средства коммуникации

•         Слабая координация руки и глаза

•         Низкий мышечный тонус

•         Высокий мышечный тонус

•         Проблемы изоляции и вытягивания указательного пальца

•         Персеверация

•         Использование обеих рук для задачи, выполнение которой возможно только одной рукой

•         Тремор

•         Локтевая мышечная неустойчивость

•         Проблемы инициации

•         Импульсивность

•         Недостаток уверенности

При использовании облегченной коммуникации не стоит такая задача как обучение чтению. В основе метода лежит мнение о том, что при отсутствии устной речи происходит компенсаторное научение пониманию печатного слова. И в целом практика это подтверждает.

Можно посмотреть видео, как это происходит.

Есть книга на русском языек об опыте использования данного метода:  Н.Дилигенский. Слово сквозь безмолвие (нажав на ссылку, можно ознакомиться с книгой)

методические материалы, ликбез, аутизм

Previous post Next post
Up