Люди, речь которых недостаточна для коммуникации, а также те, кто не может удерживать ручку или карандаш, вынуждены использовать другие средства. Недостаточность развития речи или моторных навыков может стать серезным препятствием к получению образования, если не предпринять соответствующие меры. Несмотря на то, что мы ежедневно видим эффект от работы ученика в классе недостаточность моторики и речи чрезвычайно затрудняют оценку его фактических способностей.
Многие ученики оказываются в замкнутом круге: продиагностированные как умственно отсталые в тяжелой степени по причине их речевой и моторной недостаточности, они помещены в школу, где их речь и моторика рассматриваются как неизбежное следствие интеллектуальной недостаточности. В результате обучение оказывается безрезультатным, (ученик не имеет даже основных бытовых навыков), а сниженный уровень требований приведет к ухудшению или застою, а не совершенствованию навыков, что является целью каждого преподавателя.
Дети, которые неуспешны в письме, что требует хороших моторных навыков, должны быть повторно диагностированы с целью обнаружения другой стратегии коммуникации, с которой они могут быть более успешны. Очевидные альтернативы предполагают выбор, который заключается в указывании на реальные объекты (цели) или картины, символы, слова, буквы. Это может быть использовано в коммуникации посредством показа, электронной коммуникационной помощи или пишущей машины. Наиболее ясным и эффективным обращение достигается при использовании указательного пальца ведущей руки.
Даже при том, что указательный жест требует намного меньше моторных навыков, чем письмо, у многих детей все еще отмечаются проблемы, требующие коррекции. Неудача ребенка в точном указывании слишком часто трактуется как отражение интеллектуальной недостаточности или невежества, что приводит к не6правильному пониманию его перцептивно-моторного статуса.
Облегчать - значит делать более легким. Обучение облегченной коммуникации подразумевает введение определенной помощи, что принесет облегчение людям с серьезными коммуникативными проблемами. Степень необходимой помощи изменяется в зависимости от конкретного человека и варьируется от ободряющей руки на плече для поддержания уверенности и до формирования позы руки и выделения указательного пальца.
Помощь отличается от других практических методов обучения, таких как сопровождающее движение и руководство обучаемым. В сопровождающем движении преподаватели помещают свои руки поверх рук учеников и ведут их по определенному образцу движения Следовательно в сопровождающем движении вы руководите движениями ученика. В облегченной коммуникации вы создаете ситуацию способствующую наибольшей функциональности собственных движений ученика. Руководство движениями пренадлежит самому ученику, а не его помощнику.
Любой ребенок, речевые навыки которого требуют развития и чья моторика недостаточна для выражения его понимания языка - является кандидатом на обучение облегченной коммуникации. Ни один ребенок не должен быть отстранен от обученпия на основании предыдущей диагностики. Зачастую обучение - предпосылка для точной оценки.
Поскольку облегченная коммуникация требует и моторных навыков, и потенциала для их развития, то данный метод не подходит для людей с серезными физическими недостатками. Облегченная коммуникация больше всего подходит тем, кто может передвигаться и нуждается в портативной системе коммуникации, используемой вручную. Обычно, это дети, диагностированные как умственно отсталые (включая синдром Дауна), дети с аутизмом и умеренным церебральным параличом.
Виды помощи
Физическая:
• изоляция указательного пальца (у аутистов часто несформирован указательный жест, они не умеют показывать),
• удержание тремора кисти,
• замедление темпа,
• физическое побуждение к началу печатания,
• отведение руки от клавиатуры (часто можно увидеть, как ребенок залипает на нажимании одной и той же клавиши на клавиатуре и не в состоянии оторваться от этого; отведение руки после одного нажатия позволяет этого избежать)
Эмоциональная: одобрение и побуждение к действия (для многих желание общаться бывает на столько сильным, что вызывает стресс и страх, поэтому они не могут сами начать писать или печатать)
Стадии помощи
- Постановка руки
- Поддержка запястья
- Поддержка предплечья
- Поддержка рукава или локтя
- Давление на верхнюю часть руки
- Давление плеча
- Контакт плеча
- Физический контакт с другой частью
- Независимый доступ
![](http://pics.livejournal.com/nasty09/pic/0000yqx2)
![](http://pics.livejournal.com/nasty09/pic/0000xctq)
![](http://pics.livejournal.com/nasty09/pic/0000zx12)
Проблемы, из-за которых дети или взрослые не могут самостоятельно использовать альтернативные средства коммуникации
• Слабая координация руки и глаза
• Низкий мышечный тонус
• Высокий мышечный тонус
• Проблемы изоляции и вытягивания указательного пальца
• Персеверация
• Использование обеих рук для задачи, выполнение которой возможно только одной рукой
• Тремор
• Локтевая мышечная неустойчивость
• Проблемы инициации
• Импульсивность
• Недостаток уверенности
При использовании облегченной коммуникации не стоит такая задача как обучение чтению. В основе метода лежит мнение о том, что при отсутствии устной речи происходит компенсаторное научение пониманию печатного слова. И в целом практика это подтверждает.
Можно посмотреть
видео, как это происходит.
Есть книга на русском языек об опыте использования данного метода:
Н.Дилигенский. Слово сквозь безмолвие (нажав на ссылку, можно ознакомиться с книгой)