Подписать петицию можно здесь:
https://www.change.org/p/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%86-%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5-%D1%8E%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%80%D1%84-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81-%D0%BE%D0%B2%D0%B7-%D0%B2-%D0%B3-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5 От Елены Багарадниковой, РОО помощи детям аутистического спектра "Контакт"
Уважаемые родители и специалисты. Мы подготовили письмо о проблемах коррекционного образования в стране, и ситуации "sos" в Москве, требующей немедленного вмешательства. Это письмо будет передано Ольге Юрьевне Голодец и копия также пойдет советнику президента Александре Юрьевне Левицкой. В понедельник у нас будет такая возможность. Пожалуйста, распространите максимально широко, а также подпишите его. Подписи нужно собирать под этой публикацией, или присылать на адрес roo.kontakt@yandex.ru в формате: ФИО, контакты, родитель/специалист.
Сам текст письма:
Заместителю Председателя Правительства РФ
Ольге Юрьевне Голодец
Уважаемая Ольга Юрьевна!
Мы, родители детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, глубоко признательны Вам за все, что вы делаете, за степень вашей включенности в наши проблемы, желание разобраться, и за Ваши реальные действия.
Мы знаем, что Вы самым глубоким образом вникали в эти проблемы, в том числе и конкретно в их специфику в Москве. Но в сентябре текущего года ситуация стала критической. Коррекционное образование для наших детей находится не просто под угрозой - оно практически уничтожено. Последние остатки погибнут еще до наступления нового года. На сегодня из государственных образовательных учреждений, оказывавших коррекционную помощь детям, сокращена большая часть необходимых специалистов: в условиях подушевого финансирования и необходимости сохранения высокой средней заработной платы педагогам невозможно сохранить штат необходимых специалистов, сокращают их количество.
Одним из последних примеров настоящего положения вещей является выделение на коррекционную работу с ребенком-инвалидом 2600 рублей в год (!) - это стоимость максимум двух занятий. Последние ПМС-центры, получив такое финансирование, закроются еще до нового года, специалисты окажутся на улице. Дети останутся без помощи. Необходим мораторий (запрет) на любые действия региональных властей (и особенно в Москве) в отношении коррекционных и компенсирующих школ и дошкольных учреждений, Центров медико-социально-психологической поддержки (ПМС-центров), Центров игровой поддержки, лекотек (почти полностью уже уничтоженных), школ надомного обучения и других вариативных форм образования для детей с ОВЗ, и немедленный возврат к бюджетному принципу финансирования, либо разработке разумных поправочных коэффициентов, дающих возможность учреждениям осуществлять комплексную помощь, включающую образование, коррекцию и реабилитацию в необходимом для детей объеме.
Мы располагаем расчетами бюджетов конкретных коррекционных школ и детских садов, которые наглядно показывают, что коррекционные учреждения не могут в этих условиях сохранить специалистов и вообще существовать. Готовы предоставить всю информацию, свидетельствующую о настоящем положении дел, а также наши предложения и обоснования, вплоть до поправок в законодательство.
Принимаемые московскими властями нормативные акты сами по себе не всегда противоречат очевидным образом федеральному законодательству, но последствия, к которым они приводят - это прямое нарушение всех законодательных норм, включая Конституцию и Закон об Образовании. Происходит фактическое уничтожение любой доступной помощи нашим детям, а значит - их будущего, а значит - их самих.
Долгие годы система ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ оправданно считалась Дорогой в социум, той ступенькой, которая гарантирует этим детям равные возможности на школьном старте.
В настоящее время в Москве стремительно, без особой огласки для родителей, происходит ликвидация детских садов коррекционного вида.
С этих садов с сентября 2014 года снят статус коррекционных, происходит сокращение групп (в ЮВАО, например, есть сады, где закрыли 50% групп), сокращение логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей; количество детей в группах увеличилось до 20-22. Значительно ухудшились условия пребывания детей в группах, не приспособленных для такого количества человек: очень тесно и душно в раздевалках, игровая зона сократилась за счет того, что часть детей спит там на раскладушках.
В июне 2014 года в Общественной палате РФ состоялись слушания, организованные Комиссией по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан - о «Проблемах организации и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях». По итогам слушаний приняты рекомендации, выражающие мнение и экспертов, и родителей (Приложения 1 и 2). В начале сентября, в связи с большим количеством обращений от директоров специализированных школ, интернатов и детсадов и родителей, члены Общественной палаты Диана Гурцкая и Роман Дощинский также направили письмо об этих же проблемах председателю правительства России Дмитрию Медведеву.
Департамент образования постоянно уверяет, что финансирование не изменилось, положение не ухудшилось, а меняется лишь форма. Но:
Если еще в 2011 году на содержание одного ребенка в образовательном учреждении выделялась дифференцированная сумма (см. Приложение 3:
http://mosopen.ru/document/789_pp_2010-09-14), зависящая от типа и вида образовательного учреждения (например, общеобразовательной и коррекционной школы, санаторно-лесной или школы надомного обучения, начальной школы или средней общеобразовательной, гимназии и т.п. - их было 15 видов),
то в этом году дифференцированный подход окончательно упразднен. Согласно Постановлению Правительства Москвы № 789-ПП от 14 сентября 2010 года в действующей редакции с 1 сентября 2014 года (см. Приложение 4
http://docs.cntd.ru/document/537901387), норматив финансирования выделяется на обеспечение государственной услуги по предоставлению начального общего, основного общего и среднего общего образования. Необходимые согласно «Закону об Образовании» для создания специальных условий для образования детей с инвалидностью и ОВЗ (коррекционные, реабилитационные и абилитационные услуги) больше не оплачиваются.
Действовавшие региональные поправочные коэффициенты были действительны для комплекса услуг (образование, коррекция, реабилитация). Сейчас коэффициент действует и деньги выделяются только на образовательные услуги, и, соответственно, сама выделенная сумма существенно ниже выделявшейся ранее (см. Приложение 5, пример проблем бюджета инклюзивного ДОУ). Еще один пример: при текущем финансировании школе-интернату 6 вида выделяется 63 тысячи рублей на образование с коэффициентом 3, плюс 25 тысяч на 5-дневное пребывание (интернат), плюс 21 тысяча рублей в месяц на присмотр и уход. Очевидно, что эта сумма существенно меньше суммы, выделяемой на все эти услуги в 2011 году. На эти деньги невозможно организовать полноценную комплексную работу с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами, особенно за инвалидами с тяжелыми множественными сочетанными нарушениями.
Невозможно ни физически, ни организационно, ни юридически разорвать между собой образование, коррекцию и реабилитацию. Основная масса детей-инвалидов, особенно со множественными и сочетанными нарушениями, а также с ментальной инвалидностью нуждаются именно в комплексном, междисциплинарном и межведомственном подходе.
В этом учебном году прекращено финансирование услуг по получению общего среднего образования для инвалидов старше 18 лет. Этот вопрос вызывает особенную тревогу. Дети-инвалиды, в большинстве случаев, поступают в школу позже обычных, в 8 и даже 9 лет, и это связано с объективными причинами, с тяжестью ограничений жизнедеятельности, более поздним психофизическим созреванием. Учатся они дольше, так как многие из них переносят тяжелые операции, периоды длительного восстановительного лечения, да и сам образовательный процесс пролонгирован во времени. Нагрузки и темп освоения школьной программы у детей инвалидов, даже с сохранным интеллектом, несколько снижен.
Так же остро стоит в Москве и с получением дополнительного образования, как детьми инвалидами, так и инвалидами старше 18 лет. Учреждения дополнительного образования объединяют со школами и детсадами, в результате этого бесплатными услугами могут пользоваться только учащиеся и воспитанием данного комплекса. Для остальных жителей города эти услуги будут оказываться только платно. Платными эти услуги становятся и для инвалидов 18+, в то время как общественностью неоднократно поднимался вопрос об увеличении этого срока. В работе доп.образования города Москвы не предусмотрены жизненно важные для детей с ОВЗ и инвалидностью услуги, оставлены лишь 3 направления: научное, техническое и краеведческое, что совершенно не достаточно для удовлетворения потребностей населения. Так как исчезли социокультурное и просветительское направления.
Необходимо сохранить возможность обучения детей инвалидов и инвалидов старше 18 лет до завершения ими освоения школьной программы, вне зависимости от их календарного возраста.
Группы продленного дня также с этого календарного года стали платными во всех школах. В среднем, родительская плата за пребывание в группе продленного дня составляет от 4500 до 15000 тысяч рублей в месяц. В эту стоимость в подавляющем большинстве случаев не входят занятия и приготовление уроков. Преимущественно, во второй половине дня дети теперь не будут ничем не заняты - с учетом отсутствия необходимых составляющих доп.образования и отсутствия педагогов.
Необходимо также сохранение системы пятидневного пребывания в школах-интернатах: учреждений, в которых созданы условия для предоставления комплекса услуг по обучению, реабилитации\абилитации и коррекции. В нашей стране вообще, и нашем городе в частности, крайне мало таких учреждений. В Москве они есть далеко не в каждом округе. Детям крайне затруднительно переносить ежедневную дальнюю дорогу, а работающим и многодетным родителям невозможно каждый день привозить и увозить своих детей чисто физически. Эта проблема отчасти могла бы быть решена принятием программы «Школьный автобус» (Закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 года № 16 предусматривает такую возможность.
http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/regional/moscow/vw-670/).
Все это приводит к тому, что дети выпадают из социума, оказываются заперты в четырех стенах, лишаются общения со сверстниками, возможности для социализации, полноценной реабилитации и обучения, а образовательные учреждения (и школы, и детские сады) теряют специалистов, перепрофилируются и, как результат, превращаются в лучшем случае в обычные, общеобразовательные. Общеобразовательные учреждения не мотивированы на принятие детей с ОВЗ и инвалидностью, как в связи с отсутствием финансирования, так и в связи с вымыванием из образовательных учреждений специалистов.
Отдельно необходимо сказать о катастрофическом положении с детьми, не имеющими статуса инвалида, но нуждающимися в особых образовательных условиях - детьми с ОВЗ. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Однако отсутствие внятной статистики по детям с ОВЗ в свою очередь, препятствует практическому определению необходимого объема и состава услуг по организации и требуемому финансированию для создания специальных образовательных условий, указанных в Законе, а также приводит к формальному отказу от обеспечения этих условий со стороны государства. Несмотря на то, что в законе четко прописано, что статус ОВЗ может быть определен ПМПК, никаких денег на обеспечение особых образовательных потребностей этих детей городом не выделено и не предусмотрено. Между тем, по оценкам экспертов, таких детей намного больше, чем детей с инвалидностью.
Родителей детей-инвалидов и профессионалы, работающие с «особыми» детьми очень просят Вас о помощи и содействии.
Мы предлагаем:
1. Как можно скорее ввести мораторий (запрет) на реформы образования в Москве.
2. Вернуться к системе бюджетного финансирования для коррекционных учреждений, а также учреждений, поддерживающих инклюзию (или на федеральном уровне разработать разумных поправочных коэффициентов, дающих возможность учреждениям осуществлять комплексную помощь, включающую образование, коррекцию и реабилитацию в необходимом для детей объеме).
3. Создать на базе ППМС-центров и коррекционных учреждений центры по ресурсной поддержке и развитию инклюзии.