иллюстрация с сайта
http://nation-news.ru Товарищ
gur_ar нелестно отозвался о клипе Ленинграда "В Питере - пить". Помимо того, что этот формат отзывов необходим для жанра, который избрал себе Сергей Шнуров, в анализе
gur_ar, на мой личный взгляд, содержится одна небольшая, но значимая ошибка.
Уважаемый
gur_ar пишет о новом клипе "Ленинграда", обещающем побить рекорд "Лабутенов". :
...В нем люди из самых разных страт общества, потеряв смысл существования в этой вечной гонке и грызне друг с другом, начинают просто вместе бухать и обретают некоторую радость и гармонию совместного бытия. Свинского, но общего. Добиваются какого-то подобия справедливости.
Но если мы присмотримся повнимательней, мы увидим, что все герои видеоряда клипа относятся к одной социальной страте. Постсоветская элита не держит сложных конструкций, особенно умозрительных, поэтому её социальный мир делится на своих ("элиту") и чужих, которые подразделяются на низших ("тупое быдло") и высших ("они", "тамошние"), последних обоснованно подозревают в том, что они к этой самой элите относятся так же как она к тупому быдлу. Но речь сейчас не об иностранцах, а о наших.
Все "герои" видеоряда клипа "В Питере - пить!" относятся строго к одному классу - "быдлу". Реальный офисный планктон строго ничем не отличается от водителя такси, гаишника, экскурсовода или продавщицы в магазине. Все они - обслуживающий персонал. Рабы, которые обслуживают самую элиту.
Если бы нам хотели показать классовое единство в алкоголе, мы бы увидели совместно распивающих Шнурова и его амбициозного сотрудника, владельца ларька и его продавщицу, директора Русского музея и его экскурсовода. Однако ничего подобного мы не видим, это ещё большая фантастика и чем продавщица двух бутылок "самой дорогой" водки, которая говорит: "Ладно, потом..."
Нам показывают, как утешаются недолюди, когда к ним предъявляют свои, совершенно справедливые, требования настоящие люди. Как прикажете обеспечивать контроль качества в таком обществе? Отметим, мимоходом, что к настоящим людям отнесены и мелкие отморозки, не стесняющиеся утвердить своё право над тупым гаишником.
Некоторым особняком в этом ряду стоит экскурсоводша, у которой нет явно выраженного конфликта с начальством, зато налицо типичный невроз среднего класса (предмет исследования в нарративе "Бойцовский клуб", например). Посмотрим с точки зрения нынешних русских господ: что должно быть в голове у человека, который целый день водит детей по одному и тому же музею и бубнит свою канитель, перемежая цитатами из великих русских поэтов? Такая крыша может съехать в любой момент и по совершенно незначительному поводу.
Зато какие цветы порока расцветают на лице, когда искусствовед выгрызает себя из своего капкана!
Совершенно закономерно алкогольный катарсис заканчивается туманным питерским утром, в котором помятым героям предстоит расползтись обратно по своим нишам в обществе, которое построено вовсе не для них.
Шнур работает для аудитории с деньгами, соответственно и приколы его направлены на элиту и стимулируют социальное высокомерие и превосходство. В прошлый раз он с позиции энтомолога препрарировал молодую самочку из провинции, и её непобедимый инстинкт размножения. Теперь перешёл к остальной популяции и механизмам сброса социального напряжения.
***
Аудиоряд: не блатные, а дворовые, подзаборные песенки.
Дворовая лирика:
"Медленно ракеты улетают в даль..."
"Солнечный круг, немцы вокруг..."
Скабрезность, ради самой себя. Что характерно, без уголовного или протестного содержания. Чуть более качественный аналог udaff.com и прочей контр-культурщины, которая с некоторых пор поставляет кадры в отечественную медиа-элиту. Пример (помимо самого Шнура) -
Сергей Минаев.
Матершина смирения с действительностью. Дворовый или армейский мат.
***
Видеоряд сильно контрастирует с аудиорядом, по сложности и глубине проработки. Песенка очень примитивная, и написана, как большинство его песенок для долбёжки припева. Вплоть до усвоения примитивного послания тем, кто зачем-то работает или учится в крупных российских городах.
В песенке Шнур предписывает где и чем нам заниматься: в Ростове плющиться, в Питере - пить, в Москве - нюхать и тд. Предписание настолько навязчивое, что пришлось даже игриво отмазываться: "Эта песня, в целом, о туризме, и для туристов я её пою!"
Миллионы просмотров будут не от туристов, а от русских людей, которым показывают как булькает водка "из горла" по всем правилам рекламного ремесла. Которым подсовывают дионисийскую оргию, как средство ужиться с реальностью, которую перекурочила в мразотное шапито ещё средне- и позднесоветская элита.
Хорошо-ли, плохо-ли написаны книжки министра Мединского "О русской лени, пьянстве и жестокости", однако они заявлены как попытка вывести российский народ из русофобского мифа. Шнур делает нечто прямо обратное. Попробуйте доказать что-нибудь о достоинстве и величии русского народа на фоне миллионных просмотров этюда о лабутенах или питерских алкогольных трипах.
Сталкиваясь с десоветизаторскими действиями российских властей, мы часто используем "аргумент к Украине", мол понимаете чем там закончилось сворачивание образования или борьба с советскими памятниками. Не вижу причин, почему бы ту же логику не применить к произведениям Шнурова. Чем его последние попевки выпадают из жанра русофобских мифов, которыми нас кормят украинцы, поляки, прибалты, англосаксы и прочие "друзья"?
Чем клип Шнурова отличается от заявления Якуба Корейбы в передаче "Структура момента"? На содержательном уровне - ничем. Только качеством исполнения и яркостью образного ряда. У народа, который не может работать, а культуре говорит: "А пошло бы оно всё..." - нет будущего.
Интересно узнать, означает ли это, что будущее есть у Сергея Шнурова? Сколько он ещё планирует кормиться на разложении русского народа?
Есть ли в Питере, Челябинске, Ростве, Москве люди, которые не пьют, не торчат, не плющатся, и нюхают, а вместо этого работают на светлую цель, развивают себя и детей, и стремятся к высокому, не потому что "жизнь заставила", а потому что чувствуют и понимают необходимость этого для настоящего и будущего человечества? Примите прекрасно снятый и красиво оформленный плевок в свою душу. И катитесь в свою социальную нишу, в ямку, которую вам давно предписал Сергей Шнуров. Пусть "кто-то бухает, а кто-то колется..."
Добрые люди подсказывают мне, что после даже самой разгромной рецензии полезно прикреплять сабж. Кто видел, мол, посмотрит новым взглядом, кто не видел - получит предварительное представление, и все смогут убедиться в правоте или, наоборот, уличить автора во лжи и предвзятости, например. Не вижу смысла отпираться, держите!
Click to view
UPD: а вот, например, яркая иллюстрация того, что Шнур прекрасно всё понимает.
Click to view
Значит, действует сознательно.