Устройство нашего мира трещит по швам. Большая Игра, которая с изяществом и героизмом велась в XIX и начале XX-го века в Центральной Азии, Индии и на Дальнем Востоке значительно изменилась, а кто-то может сказать что и "выродилась". Если герои предыдущей эпохи строили, или проводили изыскания под строительство империй (Российской или Британской), то над тактикой XXI-го века довлеет теория хаоса. Котируется не знание языков, культур и местности, а деструктивный потенциал, который можно поджечь, а при случае и направить против оппонента.
Тем не менее, игра требует присмотра и комментария, раз уж нет непосредственной возможности "сыграть за наших". Пользуясь случаем хочу засвидетельствовать своё почтение уважаемому
turkestan_su, и начать публикацию своих "Туркменских тетрадей".
Почему начать нужно с Туркменистана? Если отбросить малозначимые подробности биографии автора этих строк, то Туркмения, во-первых, представляет собой точку схождения крупнейших газопроводных систем Евразии. Часть из них реально существует, например советская система Средняя Азия - Центр, или растущая с 2009-го года система Центральная Азия -- Китай (ЦАК), а часть представляет собой многолетние виртуальные проекты вроде Трансанатолийского газопровода (TANAP, западное направление лоббируется ЕС) и TAPI (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, лоббируется США).
Во-вторых, Нейтральный и Независимый Туркменистан долгие двадцать лет представлял собой "лежачий камень" центрально-азиатской политики. Не вступал в ШОС и ОДКБ, вёл себя замкнуто. Однако в 2015 появилось всё больше признаков того, что Политическое Цунами нашло ход и к этой авторитарной державе. Давайте попробуем разобраться, что происходит в Туркменистане и что это значит для региона, а значит и для нас. Задача минимум "Туркменских тетрадей" -- показать, что происходящее в далёком Туркменистане нас касается.
Начнём с самого яркого события и посмотрим, что именно оно высвечивает. Главной новостью апреля 2015-го года в Туркменистане является запуск первого туркменского космического спутника.
28 апреля 2015 года в 4 часа 03 минуты по ашхабадскому времени с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида, США) состоялся запуск первого спутника связи Туркменистана «TürkmenÄlem 52°E». В космическое пространство аппарат, построенный по заказу нашей страны французской компанией «Thales Alenia Space», был выведен ракетой-носителем «Falcon 9». -- Пресс-служба МИД Туркменистана,
http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=8737 Click to view
Начнём с самого спутника, как с самого понятного объекта. Туркменалём -- спутник связи, построенный на стандартной европейской платформе Spacebus-4000C2. Он содержит 38 коротковолновых транспондеров и в его задачи входит трансляция телевидения, доступ в интернет, связь и передача данных.
Спутнику отведён сектор неба, относящийся к Монако. По договору с космической компанией Монако -- Space Systems International -- треть транспондеров (12 из 38) передана в пользование хозяевам сектора.
У геостационарного спутника 3 антенны, каждая со своей зоной покрытия. Вот как выглядит суммарная область покрытия спутника.
Как видим, в неё включена вся Центральная Азия, Ближний Восток, Уральский регион и почти вся европейская часть России, центральная и южная Европа, Средиземноморье и Северная Африка. Сигнал НЕ смогут принимать ни Китай, ни Индия, ни остальной Дальний Восток, ни США. В то же время, французский подрядчик с гордостью сообщил, что в зоне вещания спутника находится около 1.2 миллиарда человек.
Вдумаемся. Туркменистан по уровню закрытости страны часто сравнивают с Северной Кореей. Если такая страна приобретает крупный современный информационный калибр, это, как минимум, не обычно. Не проходная новость, странная. Однако, широкого обсуждения не наблюдается.
Вот список услуг, которые предлагает партнёр Туркменистана из Монако.
На мой взгляд из них только половина относится к тем или иным типам телевидения. Остальные выглядят "прикладными" -- навигация, доступ в интернет, спектральный мониторинг (насколько понял, что что-то из области радиоэлектронной разведки) и топография.
Для всех, существующих на данный момент, семи телеканалов Туркменистана, а также их дублей на разных языках, достаточно одного, максимум двух транспондеров. Однако, речь идёт о двадцати шести (2:26). Плюс, неизвестно, что станет запускать через свои 12 приёмопередатчиков Монако. Хозяева с гордостью сообщают, что станет возможной ретрансляция телеканалов каналов с востока на запад и обратно. Так что даже если речь о чисто деловом проекте, то он нацелен на чужой контент. Интересно, чей?
***
С другой стороны, интерес туркмен к космосу имеет свою историю. В истории независимого Туркменистана есть факты отправки в космос контейнера с государственным флагом и личным штандартом туркменбаши на российско-украинской ракете-носителе "Днепр" в 2004-м году, и книги "Рухнама" за авторством туркменбаши на искусственном спутнике в 2005-м (
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_4190000/4190258.stm).
Думается, что при Сапармурате "Туркменбаши" Ниязове интерес к космосу носил статусных характер -- знак причастности к главному достижению человечества в XX-м веке. При этом сохранялась связь с советской космической инфраструктурой.
Следующий пик интереса фиксируется в 2009-м году, когда преемник Ниязова, Губрангулы Бердымухамедов, пообещал гражданам создать национальный космический спутник связи для развития интернета и телевидения в стране.
В 2011-м было создано национальное космическое агентство, и вскоре обозначился генеральный подрядчик: французская компания Thales Alenia Space приступила к разработке и подготовке запуска спутника связи.
В июне 2012 произошла активизация процесса, связанная со сбоем работы газпромовского спутника Yamal. В то время у Газпрома была монополия на оказание услуг спутниковой связи в Туркменистане. Тема создания собственной спутниковой группировки была озвучена устами президента. Так же было закреплён вектор движения на разрыв с российской космической инфраструктурой.
Уже тогда указывалось на особый интерес Туркменистана к "популярным" орбитальным позициям -- откуда можно вещать не только на российскую аудиторию (
http://www.satorbita.com/forum/sputnikovye-novosti/findpost-5949/topic-716.html).
И вот, в апреле 2015-го после серии перипетий с переносом даты и места запуска, коррупционными скандалами и спецдипломатическими играми, спутник связи был запущен с мыса Канаверал в американской Флориде. В течение двух недель его должны были вывести на геостационарную орбиту на 52 градусе восточной долготы, после чего управление будет передано туркменскому центру управления.
Я сознательно лишь упомянул перипетии запуска, потому что хочу подробно разобрать их в следующем разделе.
Итак, перед нами промежуточный итог более чем десятилетнего развития процесса. Над глубинным, человеческим смыслом его мы поразмышляем в следующих постах, а пока констатируем, что со французским спутником связи Туркменистан получает возможность спутникового вещания, передачи данных, включая образование сетей, радиоэлектронной разведки, наблюдения за местностью и космосъёмки (
http://www.trend.az/casia/turkmenistan/2192462.html) в Центральной Азии (южном углу Хартленда по Маккиндеру), включая исторические и прогнозируемые горячие точки (Афганистан, Фергана и т.д.). Как видим, большая часть перечисленных функций -- военная. А если принять реальность информационно-психологической войны, мирного почти ничего не остаётся.
Можно сказать Туркменистан вывел на орбиту крупное информационное орудие. Кому-нибудь кажется странным, что страна, включившая слово "нейтральный" в своё официальное название вложилась в приобретение информационной пушки с потенциальной аудиторией в 1.2 миллиарда человек, причём накрывающей самую горячую область современного мира? Так кто готовится воевать в Центральной Азии? Чья фигура появилась на шахматной доске?
***
На размышления по поводу того, зачем Туркменистану собственный телевещательный спутник, и Туркменистану ли он нужен наталкивает несколько разных моментов. От общей гуманитарной ситуации в стране до новостных историй и откровенных сливов последних месяцев.
Например, в марте 2015 были обнародованы подробности принятия решения о стартовой площадке для будущего спутника. Оказалось, что по начальной версии контракта, спутник должны были вывести на орбиту с космодрома Сичан в Китайской Народной Республике. Ракетой-носителем должен был стать "Чанчжэн-3Б", а организовывать процесс китайская компания "Великий Поход", у которой был заключён контракт с французским подрядчиком. Т.е. европейская фирма договорилась с китайской о выполнении части работ. Это логично, учитывая, что с 2009 года у Туркменистана стремительно налаживаются отношения с Китаем, и собственно, аналитики сходятся на том, что средства на космическую программу у Туркменистана появились благодаря экспорту газа в Китай.
Всё было хорошо, пока в 2012-м году не спохватились американцы.
По
сообщению блога
bmpd, ссылающегося на французский бюллетень "
Intelligence online", в декабре 2012-го года в штаб-квартиру французской компании Thales прибыла делегация от государственного департамента США, и для разъяснения недавних поправок в законодательство, регулирующее экспорт вооружений (
ITAR).
В соответствии с поправками 2012 года, часть комплектующих, которые французы ранее закупили, попала под запрет на экспорт. В соответствии с этим, американцы требовали отменить сделку. Thales вышли из ситуации, договорившись передать контракт на запуск американскому подрядчку (SpaceX) и произвести его с американской территории (
http://bmpd.livejournal.com/1230744.html).
Так частная амерканская космическая компания SpaceX получила заказ на вывод спутника на орбиту. Интересующиеся могут скорректировать свои представления о том, как именно любимец хипстеров Элон Маск находит новых клиентов.
Мы же видим, что более чем за год до запуска история с туркменским космосом была помещена в контекст глобальной конкуренции США и Китая. Американская сторона не могла позволить Китаю получить дополнительные "очки" и экономические выгоды от сотрудничества с Туркменистаном по космической тематике и не постеснялась беспардонно "нагнуть" Европу для достижения своих целей.
О других измерениях конфликта и изменениях в характере взаимодействия Туркменистана с США мы поговорим в следующих публикациях.