Привет всем.
Если кто не слышал последние новости: похоже, Ferrari отказалась поставлять двигатели в Red Bull. Mercedes и Honda отказались ещё раньше, а от Renault отказались уже сами Марко с Хорнером. Теперь угроза Дитриха Матешица об уходе экс-чемпионской команды из спорта начинает обретать вполне реальные, пугающие контуры.
Читая комментарии в блогах на эту тему, я с удивлением обнаружил, что у болельщиков Ф1 на эту тему имеется вполне себе консенсус: мол, Гельмут Марко, Кристиан Хорнер и Дитрих Матешиц повели себя глупо и недостойно по отношению к Renault. Из компании, с которой Red Bull выиграл 8 чемпионских титулов, сделали козла отпущения вместо того, чтобы совместно пройти сквозь трудное время и доработать силовую установку.
Как фанат Red Bull Racing на протяжении вот уже десяти лет, я хочу выступить в защиту любимой команды и обратить ваше внимание на то, что у этой монеты есть и обратная сторона.
Начнём с того, что все победы и титулы, завоёванные Red Bull к нынешнему моменту, были заработаны ею в статусе клиентской команды Renault. На самом деле, это очень смешно. Сириль Абитебуль впервые объявил о заводской поддержке Red Bull
2 сентября 2014 года. Последняя на данный момент победа Red Bull была завоёвана Даниэлем Риккиардо в Бельгии, 24 августа 2014 года, за неделю до этого объявления. После получения "заводского" статуса Red Bull ничего не выигрывал.
Такая ситуация сложилась исключительно, целиком и полностью ввиду провальной политики Renault Sport. Red Bull стал клиентом Renault в конце 2006 года, на фоне второй подряд победы заводской команды Renault в чемпионате. Вплоть до 2010 года заводской статус, само собой, имела именно заводская команда.
Однако в 2009 году разразился Сингапургейт, и Renault предпочла дистанцироваться от команды Бриаторе и от F1 вообще. Свои обязательства по поставке двигателей двум командам (Renault/Lotus и Red Bull) компания, тем не менее, продолжила выполнять. Но никакого "апгрейда" в статусе Red Bull не произошло ни в 2009-м, ни в 2010-м, ни в 2011 годах. Red Bull Racing продолжал покупать то, что ему продавали, за полную стоимость и не участвовал в принятии решений по разработке силовых установок V8 и V6.
Нельзя сказать, что к чемпионской команде вообще не прислушивались. Даже по мере роста клиентской базы Renault (за счёт Caterham и Williams) Red Bull оставался самой богатой и самой успешной командой из пула Renault. Естественно, мнения Кристиана Хорнера и Адриана Ньюи имели определённый вес, однако ключевые решения Renault принимала самостоятельно и поставляла всем командам двигатели одной спецификации. Если бы Williams построила в 2012 году хорошую машину, у Хорнера не было бы приоритета перед Клэр Уильямс.
На самом деле, в 2012 году речь даже зашла о том, что заводской командой Renault станет Caterham! Я расскажу об этом подробнее ниже, однако вплоть до 2014 года ничто из этого не имело никакого значения. Совместных усилий Ньюи и Себастьяна Феттеля хватило для завоевания 8 титулов в личном и конструкторском зачётах даже в статусе клиентской команды (Марк Уэббер за всё это время не сумел стать даже вице-чемпионом). От Renault фактически всё это время требовалось одно: не мешать. Начиная с 2014 года, Абитебуль с задачей "не мешать" не справляется.
Renault решает проблему со своей силовой установкой уже два года. За это время дела стали только хуже. В прошлом году в форс-мажорной ситуации (дождь, технические проблемы у Mercedes) Red Bull мог претендовать на победу, сейчас об этом нет речи. И весь этот беспросветный цирк Renault устраивает на деньги Дитриха Матешица.
Проблема в том, что герр Дитрих не заинтересован в том, чтобы годами прозябать в конце первой десятки пелетона F1, рядом с Sauber и Force India. Это не только финансово невыгодно (Red Bull тратит на F1 больше денег, чем любой другой титульный спонсор, начиная с 2014 года), это ещё и совершенно неинтересно. Команда Red Bull Racing не делает в Ф1 бизнес, как Лопес или Кальтенборн, она не продаёт Rexona место на обшивке, а Мальдонадо -- место в кокпите. Она здесь, чтобы бороться за победу, иное лишено смысла.
Отдельно нужно, конечно же, прокомментировать претензии Карлоса Гона насчёт того, что за 8 титулов Renault не получил никакой рекламной отдачи, а теперь собирает все шишки. Так это же ваши сотрудники обгадились, Карлос! Renault Sport никогда не пыталась извлечь пользу из сотрудничества с Red Bull. Более того, в 2012 году, когда Сириль Абитебуль ушёл из Renault Sport в Caterham F1, спустя полгода
стало известно, что Renault и Caterham объединяют усилия по целому ряду направлений -- от F1 до подготовки дорожных автомобилей (Caterham и Alpine). Red Bull всё это время выигрывал гонки, был на расстоянии вытянутой руки, однако Renault предпочла сотрудничать с Caterham!
Так сотрудники в Вири-Шатийон ещё и другим партнёрам по концерну Renault-Nissan не давали работать с RB! Японцы из Infiniti хотели переименовать двигатели, поставляемые Red Bull, с 2011 года. Им это было нужно для позиционирования премиальной марки рядом с Mercedes и Ferrari, они хотели расширять сотрудничество. В F1 это сложившаяся практика ещё с тех пор, как моторы Ferrari назывались Petronas, а движки Mecachrome переименовывались в Playlife. Результат? Команда со звучным названием Infiniti Red Bull Racing Renault.
Так о каком партнёрстве идёт речь? RB свои обязательства в рамках этого партнёрства выполнила, второй год подряд она готовит отличную машину с отличными пилотами. От Renault всего-навсего требуется сделать свою работу, а она вместо этого пытается обвинить Гельмута Марко в том, что тот говорит правду вслух.
Про Renault у меня всё.
Но этот монолог не был бы полон без упоминания того [censored] идиота, из-за которого вся эта ситуация вообще стала возможной.
Как, наверное, известно каждому, кто хоть как-то интересовался вопросом, идиотские гибридные турбодвигатели V6 никому в Формуле-1 не были нужны. Их ввели, несмотря на негодование Берни Экклстоуна, протесты Mercedes и массированное сопротивление Ferrari, под предлогом, что это позволит сохранить Renault и привлечь новых автопроизводителей.
Однако из новых производителей пришла только Honda, и ввиду запрета на тесты результат ("GP2 engine") настолько печален, что больше, скорее всего, не придёт никто. Сама Honda подумывает об уходе с 2017 года. Renault также уже отказался быть поставщиком клиентских двигателей и сейчас лишь сомневается, выкупать ли бывший заводской Lotus. Что касается остальных производителей, то, как выясняется, у них нет перед FIA никаких обязательств вообще поставлять двигатели командам. И ради вот этого FIA два года назад фактически выгнала Cosworth.
Отдельная ремарка про Cosworth. Двигатель CA V8, конечно, отставал по своим характеристикам от Renault и Ferrari, но ненамного. Уж точно не настолько, насколько сейчас Renault отстаёт от Mercedes, про Хонду нечего и говорить. Williams и Caterham обвиняли Cosworth во всех своих бедах, с помпой уходили к Renault, после чего выяснялось, что быстрее ехать они от этого не стали. Williams в 2012-м блеснул сразу после ухода к Renault, однако уже в 2013-м выяснилось, что проблема всё же была не в двигателе.
FIA и лично Жан Тодт со всей этой историей с турбо продемонстрировали свою полную некомпетентность. Тодт много рассказывал про светлое экологическое будущее, про вал новых производителей и совершенно не удосужился продумать запасной план: если Renault уйдёт в 2016-м, Honda -- в 2017-м, Mercedes'у всё это надоест, то в F1 останется столько команд, сколько захочет там видеть Серджио Маркионне, и на тех условиях, на которых он захочет их видеть. Фактически, Тодт взял и уволил сам себя. Самое эпичное и масштабное самоубийство в истории.
На месте Берни в сложившейся ситуации я бы прямо сейчас заплатил бы из теледенег в Cosworth за доработку их старого двигателя, а потом объявил бы, что в 2017-м в Ф1 возвращаются атмосферники V8 спецификации 2013 года. Остались бы те же самые 2-3 производителя моторов, но на совершенно иных условиях.
EDIT 2015/10/12:
АХАХАХАХА А пока...
Герр Матешиц, честно говоря, мне будет очень жаль, если Red Bull уйдёт из F1. Мне будет очень жаль, если Квят не сможет дальше выступать. Мне также будет очень жаль Дэна, Макса и Карлоса. Но в сложившейся ситуации, учитывая отношение Renault и сумасшествие FIA... Дитрих, давай уже вдарим рока в этой дыре, а?