К чему тут эта странная колокольня?
А вот не поверите!
Она - деревянная. Это - временная постройка к празднику Жирного четверга.
Пьяцетта, Вненеция, ведута Франческо Гуарди. Вторя половина XVIII в. Жирный четверг - на неделе перед началом Великого поста. И в переводе, и на самом деле - Масленица.
То есть, по большому счету, родственница наших масленичных балаганов.
Хотя, конечно, уровень другой. Но и у нас такого рода строения - и триумфальные арки, и многие другие быстропреходящие прелести барокко (и вечные ценности классицизма:)) - рождались и украшали площади к празднествам. Разумеется, деревянные. Из дерева и алебастра.
Эпоха Петра добавила российскому барокко пышности и масштаба. Вот описание сооружений к празднеству по случаю взятия Азова в феврале 1697 г. на Масленицу в Красном селе:
воздвигнутые специально к празднику временные сооружения изображали Азов с башнями, воротами и минаретами ("каланчами преизрядными"). В реальном пространстве грандиозной театральной декорации, вернувшиеся из Азова войска воспроизвели штурм, бомбардировку и захват турецкой крепости. Батальное действо дополнил длившийся с полуночи до утра фейерверк, в котором самое деятельное участие принимал сам Петр. Декорация на специально устроенной в Красносельском пруду проруби изображала плывущего на морском коне Нептуна. За ним на ледяной площадке стояли триумфальные ворота с оградой из извергающих огонь ракет. На втором плане высилась огромная триумфальная колонна с надписью на стволе - "виктория" и аллегорическим изображением Победы на пьедестале. По сторонам колонны располагались щиты с изображением орла - символа России, поражавшего ракетами турецкий полумесяц (именно этой машиной и управлял Петр). Здесь же стояли транспаранты с батальными сценами осады Азова русской армией и флотом, триумфальные "столпы" или "трофеи" - обелиски, пирамиды.
Триумфальные ворота (около 11 м высотой и 13 - 15 м шириной) украшали живопись и скульптура, выполненные мастерами Оружейной палаты во главе с Иваном Салтановым. Впервые в декоре арки Петр уподоблялся античным богам и героям. Беспрецедентным для Москвы и для Руси стал сам факт сооружения триумфальной арки, сложившейся как самостоятельный тип здания в Древнем Риме и возрожденной в Новое время для увековечения великих дел, прежде всего военных побед императора. Новым был и повод для всенародного торжества. Новым был факт увековечения и прославления земных дел императора с помощью средств, принятых в языческом Риме и возрожденных в европейских странах.
Наряду с этим уже в первых триумфальных воротах присутствует и получившее широкое распространение в первой половине 18 века уподобление государя христианским святым и включение их в панегирические композиции.
Что же касается триумфальных ворот в честь Азовского взятия, то по сторонам их стояли две увитые зеленью пирамиды, прославлявшие "прехрабрых воев морских" и "полевых". Пирамиды соединялись с воротами огромными живописными картинами с батальными сценами; такие же сцены украшали башню: "на башне сделана оказа Азовского взятия, и пашам парсуна написана живописным писанием". Как понимаете, размах праздника, посвященного полтавской победе 1709 г. был не меньшим.
Это гравюра Федора Зубова, 1711 г. Праздник длился 10 дней по всей Москве. Триумфальных ворот с пирамидами было построено аж восемь. Богатые люди, вроде Строгановых, строили праздничные композиции за свой счет. Все из дерева, разумеется.
Одна из петровских триумфальных арок позже превратилась в деревянные же триумфальные ворота в честь коронации Елизаветы 1742 г., а уж потом, сгорев, возродились в камне по проекту Ухтомского как Красные ворота.
А вот - тоже коронация Елизаветы, ворота на Никольской улице у Казанского собора близ рядов (т.е. теперешнего ГУМа). Жаль, дерево недолговечно.
В 1814 г. из дерева были спешно выстроены и московская Триумфальная арка, (уже в камне перекочевавшая на Кутузовский) и Нарвские ворота в Петербурге. Джакомо Кваренги, между прочим.
Так что шуточки художников-разночинцев про белоснежные античные колонны ионического ордера, вырубленные из лесины крепостным Михрюткою в доме сиволапого помещика-скупердяя, остаются глупыми шютками: ордерная архитектура из дерева была и в Древней Греции, и в Венеции:
Прекрасная временная галерея для шествия, легкая и величественная одновременно.
Забавно все же, что дерево в виде многих тысяч прочных свай, вбитых в дно лагуны, многие века служит основою Венеции и оно же украшает там изящными и недолговечными конструкциями отражающий быстрое и трепетное течение жизни праздник, яркий, но скоротечный.
О картиннах Франческо Гварди здесь вот
замечательный пост cicerone2007