Российский космос 2012. Итоги и планы

Mar 15, 2013 09:27

«Вы хочили фактов? Так есть их у нас». Интервью с руководителем Роскосмоса Поповкиным журналу «Новости Космонавтики».



Само интервью большое и выдержано в духе советских отчетов о выполнении очередной пятилетки с посевами, уборками и прочими достижениями. Поэтому, с вашего позволения привожу лишь важные, на мой взгляд, моменты. (Для пытливых умов - интервью полностью).



- удалось снизить аварийность.

- выполнили все международные обязательства в части пилотируемой космонавтики. Это был первый полноценный год, когда все обеспечение, особенно по доставке космонавтов, было на российской стороне.

- запущен открытый набор в отряд космонавтов.

- запустили «Канопус-В» - первый спутник дистанционного зондирования Земли, реально изготовленный уже в российское время. Полноценный рабочий космический аппарат ДЗЗ, который дает очень хорошие снимки по качеству, по точности привязки к местности.

- Начато полноценное использование нашего первого научного спутника «Спектр-Р».

- Принципиально договорились с Европейским космическим агентством по сотрудничеству в области планетных исследований. И здесь три составляющих: исследование Марса - проект «ЭкзоМарс» с двумя миссиями в 2016 и 2018 гг., координация совместных работ по исследованию Луны и, наконец, изучение Юпитера и его спутников.

- начало активной фазы строительства космодрома Восточный. Сегодня мы прошли точку невозврата: обратного пути нет. Все это позволяет говорить, что 2015 год - это реальный срок первого пуска.

- Полностью доведено финансирование, утверждены изменения в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы», уточнена Федеральная космическая программа, предусматривающая целый комплекс работ. Таким образом, все сделано для того, чтобы нормально организовать эту работу.

- В конце 2012 г. была утверждена программа космической деятельности России. В ней определены все задачи развития российского космоса до 2020 г. Для Роскосмоса этот документ важен, прежде всего, тем, что понятны уровни финансирования на весь период действия документа. Теперь мы можем приступить к разработке полноценной концепции двух федеральных целевых программ: Федеральной космической программы на 2016 - 2025 годы и Федеральной целевой программы развития российских космодромов на те же годы. Эта определенность дает возможность спланировать продолжение и завершение проектов, которые начаты, но не заканчиваются в 2015 г. согласно действующей ФКП. Мы можем их смело продолжать и завершать, потому что утверждено необходимое финансирование. Да, для нас это очень важно. Мы получили гарантированное финансирование на много лет вперед.

- Финансирование. Все обоснования, просьбы и требования, которые представил Роскосмос, были удовлетворены.

- ГЛОНАСС. Сейчас в группировке 29 космических аппаратов, из которых 23 - в оперативном использовании.  Комплексное решение задач по ГЛОНАССу позволит в 2015 г. догнать по точности GPS и к 2020 г. достичь гарантированной точности 0.6 м, а по некоторым расчетам - гораздо выше.

- Какова ситуация с привлечением молодых специалистов? - Молодых специалистов интересует сегодня уровень заработной платы и жилье. А каков средний уровень заработной платы? - Думаю, что по отрасли мы подошли к средней зарплате в 35 тысяч рублей. (Ага, один съел курицу, второй ничего не съел, но на двоих они неплохо пообедали).

В настоящее время у нас 60 космических аппаратов социально-экономического, научного и коммерческого назначения, используемых по целевому назначению. Но эта группировка с реально действующими аппаратами. Все они используются по целевому назначению. Восемь аппаратов в резерве. Аппараты Минобороны в это число не входят.

Планы на 2013 год.

- В этом году мы должны запустить пять аппаратов связи («Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АТ1», «Экспресс- АТ2», «Ямал-401»). Таким образом, мы сделаем, что связь на нашей территории станет полной и будет базироваться на наших аппаратах.

- В состав группировки дистанционного зондирования Земли в первом квартале будет запущен «Ресурс-П».

- Запуск «Биона», но по просьбе Института медико-биологических проблем старт перенесли на текущий год, пуск намечен на апрель.

- Из научных КА в этом году мы планируем запустить малый аппарат «Ломоносов» для изучения ионосферы. Он изготовлен на нашем предприятии в кооперации со студентами МГУ.

- В этом же году мы усиленно начинаем восстанавливать группировку метеоспутников. Планируем запустить второй «Электро-Л» и второй «Метеор-М». И группировка будет полной. Первый «Метеор» сейчас, после окончания этапа летных испытаний, работает с некоторыми ограничениями. Но мы внимательно изучили все нюансы, доработали все необходимое. Теперь готовы сделать серию таких аппаратов и запустить их в короткое время. И в течение 5 - 7 лет, или даже 10 лет, как в случае с «Электро-Л» на геостационаре, не возвращаться к их производству. А за эти годы разработать новый КА для новой группировки.

- Пилотируемая тематика продолжается: у нас в плане четыре «Союза» и четыре «Прогресса» к Международной космической станции. И в конце года намечено запустить Многоцелевой лабораторный модуль.

- Еще планируем запустить три «Гонца». Их группировка достигнет восьми КА, и начнутся реальные попытки ее коммерческого использования. Есть договоренности с Газпромом, Роснефтью, Минтрансом для контроля грузоперевозок. В ОАО «Гонец» пришла новая амбициозная команда молодых ребят, которая занимается этим проектом и стремится сделать его коммерчески привлекательным. Они «давят» на наших разработчиков аппаратов, вынуждая их упрощать аппарат, уменьшать вес и тем самым снижать стоимостные показатели. Тогда продукт будет выгоден для федеральных заказчиков. Но он будет привлекателен и для коммерческих заказчиков и сможет себя хотя бы частично окупать.

-  РН. У нас есть РН, находящиеся в эксплуатации, есть и неиспользуемые - «Циклон», «Космос», «Старт».

- В Роскосмосе запаса ракет «Циклон-2» нет. Они могут быть в запасах Минобороны. Мы их пускать не планируем.

- Есть два «Космоса-3М», которые мы предлагаем Министерству обороны утилизировать методом пуска. Готовы как свою федеральную полезную нагрузку загрузить, так и военную и коммерческую. Решение по этим ракетам надо принимать: либо в этом году мы продлеваем гарантийный срок и пускаем, либо в следующем году просто утилизируем.

-  «Старт» . В прошлом году мы возвращались к этому вопросу. Посчитали всю экономику и поняли, что пока их пуски экономически невыгодны. «Старт» проигрывает тому же «Рокоту», «Союзу-2.1В», «Космосу», легкой «Ангаре». И сегодня пока нет решения, как сделать «Старт» экономически привлекательным, так как очень дорогая удельная стоимость выведения груза. Вместе с тем договорились с МИТом, что они посчитают, как и что можно удешевить. Проведем еще один этап переговоров с Минобороны по вопросу бесплатного использования списываемых ступеней. Процесс утилизации твердотопливных двигателей - вымывание - это очень дорогое удовольствие.

- Использование «Днепра» также в стадии решения. Мы принципиально договорились по ценам, затратам каждой стороны и совместно с Минобороны направили документы в Правительство. В случае одобрения все договоренности необходимо будет оформить документально, затвердить в виде контрактов и соглашений. Тогда, возможно, проект «Днепр» будет реанимирован. Но к запускам будем подходить избирательно. В ракетах используются токсичные компоненты топлива, и надо быть уверенным с точки зрения их надежности, грамотного продления ресурса и выполнения всех необходимых мероприятий, а не формального наличия штампа в паспорте по продлению сроков.

-  «Протон-М» будет продолжать использоваться. Но надо помнить, что существующие «разгонники» создавались на базе прежних разработок. Например, ДМ разрабатывался в 1960-е годы для лунной ракеты Н-1, поэтому в него априори закладывались высокие точности, которые востребованы и сейчас.

- «Бриз» - это, по сути, блок разведения боеголовок МБР, который создавался для узкого круга задач. У каждого РБ есть свой предел совершенствования и свой предел нагрузок. По «Бризу» мы этот предел исчерпали.

- «Бриз-КМ», используемый сейчас на «Рокоте», создавался первоначально также для решения другой задачи. Потому и он имеет много ограничений.

- «Фрегат» производства НПО имени С. А. Лавочкина - это бывший перелетный модуль на Луну. Пуски троек «Глонассов» мы будем делать с помощью разгонного блока ДМ из-за необходимости обеспечить высокую точность выведения. Чем точнее выведены КА, тем меньше тратится ресурсов на перемещение в заданную точку орбиты, что, в свою очередь, ведет к увеличению срока активного существования.

Все эти разгонные блоки имеют свои ограничения, и ни один их них не предусматривает возможности управления (перепрограммирования) с Земли. Поэтому мы вынуждены создавать новый разгонный блок - кислородно-водородный (КВРБ) тяжелого класса. Полагаю, он должен быть изготовлен к определенному этапу летно-конструкторских испытаний тяжелой «Ангары». У «Хруничева» есть опыт разработки такого блока для Индии.

КВРБ должен обладать качествами космического аппарата. Нам нужно иметь возможность остановить любой процесс, перезаложить программу и продолжить выведение. Должен быть многоразовый двигатель и система управления командной радиолинии, по сути, как у космического аппарата.
Все разгонные блоки должны уметь работать с орбитальными ретрансляторами, как минимум, сбрасывать телеметрию в т. н. «теневых» участках. Для этого мы завершаем формирование группировки аппаратов серии «Луч».

- «Союз-2.1А» заменит «Союз-У» в 2015 г. А вот «Союз-ФГ» будет летать и выводить на орбиту пилотируемые корабли, пока «Союз-2.1А» не наберет статистику надежности, необходимую для пилотируемых полетов.

- А с новой тяжелой ракетой определились?

Чтобы не потерялся задел по «Руси» (все-таки средств было много затрачено), мы в этом году завершим этап разработки проектно-сметной документации для адаптации стартового комплекса «Ангары» на Восточном. Но решение о его строительстве мы будем принимать только после начала летных испытаний в Плесецке.

Всех интересует сверхтяжелая ракета грузоподъемностью до 120-130 тонн. В этом году в рамках НИР «Магистраль» мы проводим НИР по определению облика этой сверхтяжелой ракеты, который определяется тремя условиями. Первое - реальной потребной массой, выводимой на опорную орбиту. Второе - грузопотоком, чтобы в результате не получилась ракета для полетов один раз в пять лет. Третье - базой ее построения.

Мы обладаем широкой и хорошей базой в двигателестроении. Весь мир хочет покупать наши двигатели. Надо определиться, какие компоненты топлива будут использоваться. Варианты различны: кислород-керосин, ацетам, метан. Комплекс исходных данных будет передан в РКК «Энергия», ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и «ЦСКБ - Прогресс». Роскосмос хочет получить от каждого предприятия в рамках аванпроекта облик своей сверхтяжелой РН с указанием основной схемы, кооперации, примерных сроков создания, стоимости. Затем на Научно-техническом совете агентства выберем и определим тот вариант, который действительно будет отвечать потребностям. Но это может быть ни один из трех предлагаемых вариантов. Возможно, что мы выберем самое лучшее у каждого из трех проектов, и в зависимости от этого будет определено головное предприятие и его кооперация. Это проект очень дорогой, и нельзя, чтобы им занималась только кооперация Центра Хруничева или только кооперация «ЦСКБ - Прогресс». Это задача 2013 г.

- Полет на Луну пока остается только желаемым и не приобрел жестких требований. Хочет ли РАН ставить на Луне радио- и оптические телескопы, станции по изучению свойств грунта, обеспечить присутствие там человека, понять периодичность таких полетов - это их прерогатива. Они должны определиться.

- От Минсвязи мы просим спрогнозировать массу, энергопотребление космического аппарата связи на геостационарной орбите в 2020 или 2030 г. Если это 30 кВт, то нам нужно доставить туда космический аппарат массой 6 тонн, если 40 кВт - то это уже порядка 8 тонн. А мы должны сделать РН не под одну задачу, а универсальную. Чтобы она выпускалась серийно.

Все самое интересное о космос здесь - ru_deep_space

Роскосмос, Россия и космос

Previous post Next post
Up