Оригинал взят у
dyuhala в
post Я довольно часто читаю статьи, посвященные работе с созависимостью/эмоциональной зависимостью, и в них даются обычно рекомендации по укреплению Эго, границ: становиться более внимательными к своим нуждам и проявлениям, помнить о себе, дифференцировать где «я», а где уже «не я», обращать внимание на чувства, на свое состояние.
По собственному опыту и наблюдениям за другими, я знаю, что, как правило, наступает такой момент, когда человека затягивает обратно в зависимое состояние, как будто он привязан резинкой к «существу/веществу/баловству» - поначалу получается оставаться в своем «Я», укреплять состояние отдельности, отходить от объекта зависимости все дальше и дальше, а потом - раз!, и возвращаешься на прежнюю позицию.
Это может восприниматься, как провал, как «ничего не получится», когда раз за разом «сила воли», контроль над собой оказываются слабее - чего? Чего-то непонятного и неясного.
Но дело в том, что если попробовать описать зависимое состояние, то получится «хочу ______, несмотря на ______».
То есть кроме вреда, это манифестация сильного желания, более сильного, чем здравый смысл, самоуважение, здоровье, возможности.
Через зависимость заявляет о себе потребность более ранняя и сильная, чем потребность в автономности и отдельности - потребность в зависимости, в безопасности, в слиянии.
И чем больше были эти потребности фрустрированны в положенное для них время, тем глубже они ушли в бессознательное, и тем более непредсказуемо и хаотично они будут проявляться в жизни.
Я решаю одно, а делаю - другое. Понимаю, что для меня полезно и хорошо, а выбираю - противоположное. Хочу уйти - и остаюсь. Хочу действовать - и бездельничаю.
В работе с созависимостью очень важно осознать эту потребность в слиянии и зависимости; желание быть безответственными, ведомыми, слабыми - и увидеть контекст в котором подобное состояние было нормальным.
Для младенца вполне естественно быть слабым, безответственным, зависимым от матери, находиться с ней в слиянии и чувствовать удовольствие от этого. Это та безопасная и питательная среда, в которой зарождается его будущая психическая автономность, но лишь зарождается.
И будучи выдернутым из нее раньше времени или столкнувшись на следующем этапе роста с чем-то слишком трудным, он будет стремиться вернуться обратно, воспроизвести «хороший» опыт - слиться, раствориться, не отвечать ни за что.
Что в зависимом поведении и отыгрывается.
Как и фиксированность на одном объекте/желании - ведь отношения с матерью у ребенка диадические, весь мир состоит из них двоих, все потребности и желания реализуются в контакте с ней одной.
И невозможно «накачать» свою взрослую, ответственную часть, игнорируя часть слабую и зависимую, - так или иначе она прорвется и заявит о себе, как и любые другие отрицаемые состояния.
Замечая такую составляющую своей личности, хорошо понимая ее нужды, контекст существования, возможно увидеть картинку в целом - настоящее время, настоящие свои возможности и положение, провести ревизию целей и средств.