Я хочу рассказать вам важную историю, и вот почему: мало кто готов мне поверить.
Это страшно. Слишком страшно для многих.
Например, для моей парикмахерши, муж которой поначалу был «самым милым парнем, которого она когда-либо встречала», а закончил тем, что почти что задушил её на кухне. Нет, он не пожалел её - она умерла бы, если бы внезапно не вошёл её 11-летний сын.
Или подруга моей подруги, которая не могла оставить своего абьюзера до того момента, пока он не повредил кровеносные сосуды в её глазу.
Или другая подруга моей подруги, чей парень в течение многих лет угрожал убить себя из ружья соседа, если она попытается его покинуть.
Или мой коллега, сестра которого умерла от рук абьюзера, который до сих пор разгуливает на свободе.
Или миллионы женщин, мужчин и детей, которые ежедневно молчат, потому что вымотаны, не хотят думать о грустном или просто не могут ничего рассказать, потому что это подвергло бы риску их жизни.
Публикацией своей истории я вношу небольшой личный вклад в борьбу с насилием любого вида, и особенно - с семейным насилием, которое веками замалчивается. Чем больше мы будем говорить об этом, тем больше узнаем, быстрее изучим и потребуем улучшений ситуации.
Я люблю свой велосипед больше всего на свете.
Может быть, это болезнь - так любить предмет? Но я на самом деле его люблю. Ничто не сравнится с поездкой, даже если у меня нет никакой цели, я устала или возбуждена, слушаю ли я музыку или наслаждаюсь окружающей тишиной.
Однажды, в прошлом году, я встретила парня, который тоже увлекался велопрогулками. Так что мы оба испытывали любовь к велосипеду.
На велосипедах мы вместе объехали всю округу, а затем, довольно скоро, всё остальное тоже стали делать вместе. Всё. Всё время. Каждую минуту - вместе.
Но я всегда была нерешительной в отношении близости, тем более, что расстояние от нуля до точки кипения мы миновали всего за несколько недель. Я проигнорировала чувство дискомфорта в надежде почувствовать себя независимой и самостоятельной, и на самом деле именно этот момент, возможно, негативно повлиял на моё будущее.
В общем, мы продолжали путь. Парень говорил некоторые вещи, которые можно раценить как громкие тревожные «звоночки», скорее - набат, и всё же я их проигнорировала.
“Не стоит осуждать”, - говорила я себе.
“Он изменится”, - убеждала я себя.
“Я не буду такой, как его предыдущие ”, - лгала я себе.
Каждый раз, когда я говорила эти слова, моя планка понижалась всё ниже и ниже, и я поверила в свою собственную ложь: у нас всё хорошо. Я знала, что если бы членам моей семьи стала известна хотя бы половина правды, они окатили бы меня ледяной водой, а я сбежала бы от них как можно дальше на велосипеде на максимально высокой скорости (а езжу я довольно быстро).
Но я продолжала этот путь.
Противостояние усугублялось, гнев становился всё более взрывоопасным, усилилась ревность, участились оскорбления и проявляения лицемерия настолько откровенного, что я могла только пожимать плечами или громко хохотать - так, что не узнавала собственного голоса.
Мой мозг словно размягчился, и слишком часто я стала хотеть заснуть навсегда. “Это нормально, - убеждала я себя. - Это зимняя депрессия, из-за которой у меня не хватает сил встать с постели”.
Но я не прекращала велопрогулки, и однажды разогналась до такой степени, что даже велосипед сказал мне: «довольно!».
Хоть я и люблю его до смерти, иногда этот железный уродец ведёт себя довольно странно. Он сказал мне: «Проснись! Или я заставлю тебя проснуться и открыть глаза!». Он так и сделал. Мой подбородок впечатался в тротуар, и это сделал он.
Ну, и на что это похоже, когда из меня хлещет эта грёбаная кровь?! Плюс - пять дней госпитализации, шесть недель с зашитой челюстью, на жидкой диете, без велопрогулок, тонны горьких болеутоляющих и две недели невероятно бесчеловечной реакции на мою травму от «мужчины», который, как я думала, предназначен для меня.
Он оценил моё ослабленное состояние и использовал возможность кричать, манипулировать, обвинять, наказывать, сбежать и обмануть.
Он обманул меня, когда я восстанавливалась после операции, и этот факт, наконец, побудил меня физически покинуть своего абьюзера, но последствия наслоения многочисленных случаев эмоционального насилия навсегда удержат меня от сближения с кем-то, кто проявляет аналогичные качества.
Я тогда не знала всего, и даже не знала в общих чертах, на что были похожи наши “прекрасные” отношения, но я догадалась, что эти отношения совершенно точно не являются любовью, потому что попадают под признаки абьюза:
1. Быстрое, мгновенное сближение
Быстрое сближение - наверное, самый верный, ключевой признак абьюза, и я вам объясню, почему.
В наше время, когда мы можем мгновенно обналичить деньги, заказать гамбургер, прослушать последние треки и просмотреть фотографии, можно сказать, что получение мгновенного удовлетворения стало жизненным принципом. Мы подсознательно применяем этот принцип и к отношениям, а культура выжидательного ухаживания кажется слишком старомодной.
Этот принцип взяли на вооружение абьюзеры, которые в начале отношений обычно бывают чрезвычайно обаятельными и заботливыми, они убеждают своих партнёров, что должны проводить вместе всё время, а иначе это не настоящие отношения. В период интенсивного общения абьюзеры моментально вызывают зависимость у партнёра, в результате чего тот начинает доверять мнению абьюзера и привыкает принимать его характер и высоко его ценить.
Абьюзерам также свойственно предпринимать «крупные шаги» к сближению, например, предложить путешествие вдвоём или вести финансы совместно. Из-за взятого ранее быстрого темпа развития ситуации в этот момент жертвы с лёгкостью соглашаются на предложения абьюзеров. Такие «предложения» от моего абьюзера предоставили ему в дальнейшем возможность управлять моими поступками, решениями и местонахождением, поэтому, когда абьюз начался, у меня было уже мало шансов оставить партнёра. Каждый раз, когда я говорила, что мы едем слишком быстро, я чувствовала себя виноватой.
2. Изолирование
Поскольку абьюзеры в неустойчивых отношениях должны поддержать силу своей власти, которая нужна им для притеснения, они делают всё, чтобы партнёр почувствовал себя изолированным.
Помимо реальной физической изоляции это может выражаться в комментариях о том, что вы навсегда останетесь одиноким, если когда-нибудь расстанетесь с ним/с ней; словесные манипуляции с вашим окружением и его отношением к вам; а также его негодование, что вы обсуждаете проблемы в отношениях с близкими друзьями и членами семьи.
«Ты можешь упустить действительно хорошего человека, - сказал он однажды, когда я попыталась его оставить. - Это удача, что ты повстречалась с таким как я».
Когда моя семья приехала в город после велосипедной аварии, он рассердился и обиделся, назвав меня “испорченной” и “эгоистичной”, потому что я не хотела быть только с ним.
3. Паталогическая ревность.
Ещё одно обстоятельство: я заметала, что очень многие люди - в том числе и я сама - ошибочно считают ревность признаком влюблённости.
Когда мы начали встречаться, я думала: «О, должно быть, он ревнует, потому что на самом деле любит меня и хочет убедиться, что ему ничего не угрожает». Я не понимала, что его ревность - это проявление его собственной ненадёжности, чем она на самом деле и являлась.
Токсичные привычки определили новую реальность. Например, он каждый день просматривал мой телефон и требовал рассказать, с кем из незнакомых ему людей я успела переспать, или запрещал мне носить одежду, которую считал слишком откровенной.
Он придумывал лживые истории обо мне. Однажды его охватил приступ гнева, потому что я не познакомила его с кем-то, с кем я общалась всего несколько часов несколько лет назад, а спустя пару недель мы встретили человека, который был незначительной частью моего прошлого, и всё повторилось. Он орал на меня перед десятками зрителей, предполагая, что я сплю с этим человеком сейчас.
4. Неуважение к вашей собственности, стремлениям и ценностям
Поскольку абьюзеры расценивают партнёра просто как своё продолжение, а не отдельную личность с правом на личное мнение и моральные принципы, их собственные границы зачастую размыты.
В одну из первых недель наших встреч я не пригласила его на мероприятие по теме, которая, как я была уверена, ему неинтересна, но он тут же обвинил меня в том, что я специально утаила от него информацию о мероприятии, потому что с кем-то там встречалась.
Он часто пользовался моим автомобилем, но когда я попросила, чтобы он не делал того, что мне не нравится, например, не курил в салоне, он снова назвал меня «эгоисткой».
Как только я разорвала с ним связь, его финансовые долги по отношению ко мне перестали его беспокоить.
Добрые слова, которые он раньше говорил о моей работе и профессиональном выборе, превратились в комментарий: «Ты - грёбаная прислуга».
5. Жалобы на других
Абьюзеры очень редко признают, что сами являются абьюзерами, именно поэтому никогда не прекращают поступать жестоко. Мой абьюзер говорил: «Я постоянно привлекаю сумасшедших людей» или «Они заставили меня сделать то-то, то-то и то-то»; когда рассказывал о своих бывших, членах семьи, друзьях и т.д., всегда рассматривал их через увеличительное стекло.
В любом конфликте, который возникал между нами, он всегда считал, что я неправа или виновата в его глазах. Он отказывался произносить слово «извини», заявляя, что оно унижает, но от меня он постоянно именно этого и ждал.
6. Незаинтересован в улучшениях
Абьюзеры склонны искать людей, умеющих сопереживать, или с комплексом спасителя. Тогда они позволяют партнёру «исправлять» себя, чтобы 1) заставить партнёра почувствовать собственную уникальность, потому что только он/она может понять абьюзера, и 2) (обычно к концу отношений) использует данное обстоятельство, чтобы убедить партнёра остаться (т.е. «Ты же говорила, что останешься со мной несмотря ни на что»).
В самом конце отношений, когда я впервые со всей ясностью поняла, что это абьюз, а не просто «временные трудности», я приложила все усилия, чтобы овладеть собой и согласилась оставаться вместе, как будто ничего не случилось. Он воспользовался ситуацией, когда у него не было наличных, и я предложила заплатить. Он не отказался. Наконец-то я увидела разницу между тем, кто одержим демонами, но желает и готов исправиться любой ценой, и настоящим абьюзером, который предпочтёт найти кого-то нового - того, кому ещё неизвестен его истинный характер, и начать с ним новый цикл абьюза, потому что так проще.
Этот список ни в коем случае не полный, и даже не полностью реконструирует сложную картину эмоционального насилия, особенно когда оно отягощается дополнительными факторами, такими как аддикция, наследственность и психическая болезнь, - всё это присутствовало в наших отношениях.
Но я не буду здесь рассказывать обо всём этом, я просто хочу пролить немного света на ключевые признаки эмоционального насилия, которое так чертовски недооценено по той простой причине, что не влечёт за собой видимых шрамов, сопровождающих насилие физическое.
Я также не утверждаю, что я идеальная, или что я не имею тех качеств, которые, возможно, время от времени провоцировали абьюз.
Я получаю удовлетворение, если могу помочь кому-то исправиться, но, насколько я знаю, вклад должен быть взаимным в любых отношениях. Если вклад партнёра меньше - это безошибочный путь к уничтожению вашей самооценки и полному расходованию вашей позитивной энергий на другого, ничего не оставляя для себя.
И, пожалуйста, о, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не спрашивайте меня #почемутынеушла.
Я действительно несколько раз пыталась уехать, но заканчивала тем, что начала сомневаться в собственной интуиции.
Однажды я даже говорила по телефону с представителями Национальной Экстренной Службы По Защите от Домашнего насилия. после эпизода вербального насилия, которое в кульминационный момент перешло в физическое. Я 45 минут выслушивала обвинения в том, что я разговаривала по телефону с парнем, с которым хотела переспать. Но ничего иного я от него уже и не ожидала. Как видите, такое поведение вошло в норму.
Я не буду утомлять вас рассказом о том, как эмоциональное насилие медленно вползает в вашу жизнь - начальная стадия полного обожания, гэслайта и бомбардировки любовью у абьюзера проходит очень быстро, но всё, что случится потом, настолько унижает вас, что вы сможете признать, насколько это ужасно, только после того, как расстанетесь.
Многие люди остаются в отношениях абьюза намного дольше, чем хотели бы, потому что они помнят хорошие времена и стараются не думать о плохом. Я солгала бы, если сказала, что не делала того же самого, в то время как могла бы давно уже покончить с этим. Но как только я смогла понять одну вещь: мы действительно разделяли страсть к велопрогулкам, но моего партнёра легко можно было заменить, связавшись с одним из сотен других любителей велопоездок из замечательного велосообщества моего города, или даже десятками одиночных прогулок, - я начала возврещаться к себе.
Я рассказала вам это только потому, что мои оценки применимы к любой несправедливости, а не только в отношении грубого нарушения прав человека, каковым и является семейное насилие.
«Сильные духом постоянно сталкиваются с угнетением посредственностями» (Альберт Эйнштейн).
Если кто-то пытается вас подмять, используя ваши слабости, спустите это дерьмо в унитаз и не забудьте смыть водой.
Kendra Davison
Отсюда:
http://www.elephantjournal.com/2014/10/when-emotional-abuse-looks-a-lot-like-love/Перевод Sirin (from SHRM)