Оберштурмскульптор и Калашников

Sep 22, 2017 11:31




«Придворный» скульптор Салават Щербаков, сменивший одиознейшего Зураба Церетели на ниве столичной монументальной пропаганды, угодил в очередной скандал. На памятнике знаменитому российскому оружейнику Михаилу Калашникову он изобразил чертеж немецкой штурмовой винтовки StG 44 (Sturmgewehr 44), разработанной в 1944 году.

Пикантности ситуации добавляет то, что недоброжелатели десятилетиями распространяли слухи о том, что знаменитый на весь мир автомат Калашникова на самом деле является плагиатом с винтовки нацистского конструктора Хуго Шмайсера. Впрочем, Щербакову не впервой путать отечественное оружие с германским. Да и вполне обоснованных упреков в плагиате на его долю выпало немало.

Рассматривая памятник Михаилу Калашникову, открытый в центре Москвы 19 сентября, разбирающиеся в оружии зрители с удивлением обнаружили на нем чертежи немецкой штурмовой винтовки StG 44 (Sturmgewehr 44). Чисто внешне StG 44 действительно схож с творением советского конструктора-оружейника АК-47, но узлы и детали у них различны.

«Запилить памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову со взрыв-схемой Штурмгевера - это просто высший пилотаж!», - прокомментировал небрежность или даже неграмотность скульптора военный историк Юрий Пашолок.

Впрочем, по мнению неравнодушных москвичей, речь может идти не о случайной ошибке, а о намеренной «диверсии». Калашникова часто обвиняли в том, что идею своего автомата и большинство технологических решений, принесших ему всемирный успех, конструктор «позаимствовал» у StG 44.

Возможно, однако, что маэстро Щербаков просто не разбирается в огнестрельном оружии и действительно не понимает разницы между германской винтовкой и советским автоматом. Несколько лет назад, например, он украсил скульптуру в память начала Великой Отечественной войны винтовкой немецкого производства Mauser 98. Увидевшие это ветераны были сильно обижены, и вражескую винтовку со скульптуры "Прощание славянки" на Белорусском вокзале Москвы пришлось тайком спилить.

Подобная неразборчивость в целом свойственна Салавату Щербакову и его творчеству. Достаточно вспомнить, как в 2013 году в Большом Харитгоньевском переулке в рамках фестиваля «Лучший город Земли» художниками из команды Zuk Club по эскизу Щербакова было создано граффити «Старый город». Оно, однако, оказалось в значительной степени копией аналогичного рисунка 2006 года в Иерусалиме.
На фотографиях двух граффити, приводимых Щеголевым, отмечаются совпадения частей рисунков, их композиции и поз отдельных персонажей.

Руководитель Zuk Club Сергей Овсейкин подтвердил, что речь идет именно о плагиате, подчеркнув, однако, что его команда работала по предоставленному Щербаковым эскизу и узнала о его вторичности практически сразу после окончания работы, заказанной для фестиваля правительством Москвы.

В оправдание Щербакова можно привести разве что его феноменальную плодовитость. По этому показателю он уже практически сравнялся с Церетели. Масса скульптур, расставленных по всей Москве, и не только, кажется, совершенно не утомляет маэстро, и он производит новые и новые поделки чуть ли не каждые пару месяцев. Где уж тут уследить за деталями…

По материалам Живого журнала, Московского Комсомольца, Lenta.ru

Москва, Культурный компромат

Previous post Next post
Up