Рассекречено дело о смертельном ДТП с участием жены Нургалиева

Mar 27, 2012 16:38




Рашид Нургалиев, Фото с сайта rusnovosti.ru/news/176548/
Журналистам удалось рассекретить дело об автомобильной аварии с участием жены главы МВД Рашида Нургалиева, в ходе которой погибли два человека. В распоряжение СМИ попали материалы доследственной проверки, подтверждающие, что одной из пострадавших в ДТП действительно была Маргарита Нургалиева. Кроме того, из этих документов следует, что полицейские по личному указанию главы МВД в обход закона сделали все, чтобы информация об инциденте не просочилась в прессу. Журналисты также узнали, что автомобиль, в котором ехала министерская супруга, непосредственно перед ДТП несся с огромной скоростью, включив спецсигналы.


Полтора года назад СМИ осторожно писали о ДТП, случившемся в Московской области, с участием автомобиля, в котором якобы находилась жена министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева. Осторожно - потому что никаких точных сведений об этой автомобильной аварии не было. Было доподлинно неизвестно, находилась ли в одном из автомобилей-участников ДТП Маргарита Нургалиева, ведь ни сам министр, ни подконтрольное ему ведомство публикации в СМИ никак не комментировали, а на запросы журналистов не отвечали.

Однако теперь в распоряжении газеты «Московский комсомолец» оказались официальные документы, доказывающие, что в ДТП со смертельным исходом действительно «участвовала» министерская супруга. Более того, издание выяснило, что существовало особое распоряжение Нургалива сокрыть обстоятельства аварии и не допустить вмешательства в ситуацию журналистов. Эти документы были переданы в «МК» работниками МВД, которые на условиях анонимности согласились рассказать, как полиции удалось сокрыть факт участия министерской жены в этом ДТП.

ДТП у поворота на кладбище
Авария, в которой пострадала Маргарита Нургалиева, произошла поздним вечером 31 июля 2010 года на 22-м километре Калужского шоссе, при повороте к Николо-Хованскому кладбищу. Столкнулись два автомобиля: «Фольксваген-Мультивэн» и ВАЗ-21041.

«Жигули» двигались со стороны области: это была аварийная машина ООО «Лифтек» - предприятия по обслуживанию лифтов. В тот вечер она ехала на вызов в поселок Мосрентген. И водитель, и его пассажир работали механиками дежурной аварийной службы.

Столкновение произошло примерно в 23.15. Когда на Т-образном перекрестке «четверка» начала поворачивать с шоссе налево, ее на полном ходу протаранил летящий навстречу «Фольксваген». Пассажир «Жигулей» Виктор Абасев погиб на месте. Шофер Ратмир Николаев, не приходя в сознание, скончался той же ночью в московской больнице № 7. Водитель и две пассажирки «Фольксвагена» отделались повреждениями разной степени тяжести.

Как позднее напишет в объяснении водитель «Фольксвагена» Сергей Кишнякин, пересекая перекресток, он «неожиданно для себя увидел, как со встречной полосы движения на его полосу выехал автомобиль ВАЗ-2104 темного цвета». Разумеется, Кишнякин попытался затормозить, но было поздно. Очнулся он уже в Видновской горбольнице.

Удар был такой силы, что «Жигули» буквально смяло в лепешку. Пострадал и «Фольксваген»: всю переднюю часть машины сплющило, точно механическим прессом. Тех, кто в ней находился, спасли исключительно подушки безопасности.

Немаловажная деталь: аккурат на смертельном перекрестке установлен светофор. В это время он работал исправно. Следовательно, кто-то из шоферов выехал на красный. Кто?

Водитель «Фольксвагена» Кишнякин настаивал, что он двигался строго на зеленый сигнал. Скорость не превышал: ровно 60 км/ч. Водитель «четверки» ни подтвердить, ни опровергнуть эти слова уже не мог. Других свидетелей происшествия не нашлось (а может, и не искали). Посему версия «Фольксвагена» была принята как единственно верная.

Пассажирка-призрак
Уже через месяц следователь главного следственного управления при ГУВД Подмосковья Наталья Харитонова вынесла отказ в возбуждении уголовного дела, списав всю вину в ДТП на покойного механика Николаева. По-другому, собственно, и быть не могло. У погибших работяг не имелось ни влиятельных родственников, ни денег, ни связей. В Подмосковье они приехали на заработки из Чувашии. Зато за «Фольксваген» грудью встала вся система МВД. Ход проверки обстоятельств ДТП лично контролировал министр Рашид Нургалиев.

Дело в том, что «Фольксваген-Мультивэн» с госномером Х 893 ЕМ 199 был не простой иномаркой, а машиной из кортежа сопровождения министра. В момент ДТП она везла особо важного пассажира: супругу главы МВД Маргариту Нургалиеву. При таких обстоятельствах признать «Фольксваген» виновником аварии было никак невозможно.

С первых же минут трагедии в МВД попытались сделать всё, чтоб о ней никто не узнал. ДТП не попало в сводку происшествий. В материалы проверки сознательно вносились недостоверные данные. Родных погибших изолировали от любой информации.

Однако утечка об участии жены Нургалиева в ДТП просочилась-таки в прессу. Правда, как уже говорилось выше, ни одного подтверждения найти этому журналисты не сумели.

ДТП произошло поздно вечером в субботу. А уже рано утром в воскресенье в кабинете начальника областного ГУВД собралось экстренное совещание, пишет «Московский комсомолец» со слов своих информаторов из МВД. Помимо самого хозяина кабинета Николая Головкина в совещании участвовал его зам - начальник главного следственного управления Александр Воронин и трое руководителей личной охраны Нургалиева, отправленные им «решать проблему» на месте.

Задача, которую генералам от имени Нургалиева поставили охранники во главе с начальником 17-го отдела ГУСБ МВД (именно так числится в штатах охрана министра) Андреем Гранкиным, сводилась к одному: провести проверку без шума и пыли. Само собой, об участии в ДТП «особо важной пассажирки» никто не должен узнать.

С этой задачей следствие справилось превосходно: практически ни в одном официальном документе имя Нургалиевой не фигурирует. Нет ни слова о ней и в 10-страничном постановлении об отказе в возбуждении дела. Единственное, что было скрыть невозможно, это ведомственную принадлежность «Фольксвагена». В постановлении пришлось указать, что машина является собственностью МВД и используется центральной автобазой министерства.

Но и здесь следствие сумело найти выход из положения. В изложении следователя Харитоновой события того вечера в итоге стали выглядеть следующим образом. Около 23 часов водитель Кишнякин «по указанию руководства забрал двух женщин, данных которых он не знает... женщин необходимо было отвезти в п. Архангельское Московской области». Что за женщины? С чего руководство приказало их куда-то везти? Почему на служебной машине МВД? Ответов на эти вопросы следствие не дает. Повез - и всё тут.

Из двух пассажирок «Фольксвагена» в отказном постановлении фигурирует только одна - некая Марина Водолазко, показавшая: в тот вечер она находилась у своей знакомой - собирались поехать в п. Архангельское Московской области. Около 23 часов за ними подъехал микроавтобус серебристого цвета. Фамилия знакомой всуе не называется.

Даже перечисляя повреждения и травмы, которые получили все участники аварии, следователь старательно обходит вторую пассажирку «Фольксвагена». В постановлении детально цитируются судебно-медицинские исследования Водолазко, Абасева, Николаева. Про женщину-призрак - ни слова: хотя точно известно, что с места аварии Маргарита Нургалиева была госпитализирована с многочисленными повреждениями.

Мигалку сняли, машину спрятали
Это отнюдь не единственная тайна в деле о ДТП на Калужском шоссе. Не меньше тумана напущено и вокруг маршрута движения «Фольксвагена». Первоначально водитель Кишнякин утверждал, что забрал пассажирок на Калужской площади в Москве: стало быть, у стен МВД.

В тот момент он еще до конца не оправился от аварии. Видимо, провалами в памяти и объясняется, что вскоре Кишнякин «вспомнит»: в машину женщины садились совсем в другом месте - у дома № 4 по Тихвинской улице. То же самое заявил и замначальника 17-го отдела ГУСБ МВД Мокробородов, чье объяснение также фигурирует в проверке: «Примерно в 22 часа 00 минут я передал команду водителю-сотруднику ЦТО и ГЦАХ МВД России Кишнякину С.И. прибыть по адресу: г. Москва, ул. Тихвинская, д. 4, забрать двух пассажирок и доставить их в п. Архангельское».

Однако рассекреченная пассажирка Водолазко говорит совершенно другое: они с таинственной подругой выезжали от дома № 4 не по Тихвинской улице, а по Тихвинскому переулку. Именно этот адрес и был в итоге принят следствием за отправную точку. Вот только дома с таким адресом в Москве не существует.

Сколь ни старалось следствие, полностью засекретить Маргариту Нургалиеву оно не смогло. В нескольких документах ее все-таки пришлось «засветить». Так, в материалах проверки фигурирует и протокол объяснения Нургалиевой (дабы не утруждать столь высокую особу, к ней специально ездили домой). Есть и постановление о назначении медицинского исследования, в котором следователь требовал установить: «какие телесные повреждения причинены Нургалиевой М.Е.? Находилась ли Нургалиева М.Е. в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения?» Правда, в итоговый документ - в отказное постановление - ничего из этого не попало.

А еще туда не попало то, что «Фольксваген» был оснащен мигалками и СГУ - сигнальной громкоговорящей установкой. Сразу после аварии «колпаки» на машине предусмотрительно были демонтированы. Бывший прокурор Подмосковья Александр Мохов в ответ на один из запросов написал: «В момент происшествия на указанном автомобиле отсутствовали спецсигналы и проблесковый маячок».

Однако снимки того самого «Фольксвагена» говорят об обратном. Фотографии была сделана всего неделю назад на центральной автобазе МВД сотрудниками гаража по просьбе МК. На них ясно видно то самое СГУ, установленное в салоне «Фольксвагена», правее рычага переключения передач.

Отметим, попавшую в аварию машину спрятали, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Для этого ее поместили внутрь одного из отдельно расположенных боксов. Автомобиль по-прежнему находится в таком же разбитом состоянии, как после ДТП. Как объяснили источники газеты из числа сотрудников гаража, восстановлению «Фольксваген» не подлежит. Списать же иномарку МВД не в состоянии: машина отъездила слишком малый срок. В кортеже министра она ходила ровно полгода.

Наличие маяков и спецсигналов заставляет совершенно по-другому взглянуть на картину происшествия. Конечно, практически невозможно доказать теперь, что «Фольксваген» мчался в тот вечер с включенной «цветомузыкой». Но еще труднее поверить в то, что водитель из свиты министра внутренних дел, привыкший лететь за ним в кортеже на сверхскоростях, решил вдруг плестись 60 километров в час.

Косвенно, кстати, он это подтверждает и сам. Следователю Кишнякин заявил, что выехал с Тихвинской улицы около 23 часов. Авария же случилась в 23.15. Соблюдая правила, да еще со скоростью 60 километров такой путь - от Савеловского вокзала, через весь город, со множеством светофоров - физически не проехать. Этого можно добиться, лишь включив спецсигналы и наплевав на правила. Особенно если в салоне у тебя жена самого министра и ей хочется субботним вечером поскорей добраться до дачи.

Под прикрытием прокуратуры
Кстати, «похоронить» проверку по делу о ДТП следователю Харитоновой удалось лишь со второго раза. Первое отказное постановление пришлось отменять. Подмосковная прокуратура указала ей на ряд недоработок: не были, например, назначены медицинские исследования; не допрошены выезжавшие на место сотрудники ГИБДД.

Не то чтоб прокуроры так строго защищали закон; скорее наоборот. В этой истории они играли совершенно иную роль, помогая коллегам из ГУВД надежней поставить на деле крест. Все итоговые документы заранее неофициально согласовывали с надзорным ведомством.

Координацией этой помощи, как пишет автор статьи депутат Александр Хинштейн, занимался первый зампрокурора области Александр Игнатенко - тот самый, герой игорного скандала, ждущий сейчас экстрадиции на родину из Польши. Об этом его попросил другой герой того же скандала - арестованный летом прошлого года «решала» Олег Судаков.

Автор статьи задается вопросом, зачем министру Нургалиеву потребовалось столь тщательно скрывать обстоятельства ДТП с участием его супруги, ведь сам факт присутствия Маргариты Нургалиевой в машине никак не дискредитирует его. Даже если допустить, что виновником ДТП был именно «Фольксваген», - это тоже отнюдь не затрагивает министерскую честь: в конце концов не сама ж Нургалиева была за рулем.

Есть объяснение, и почему пользуется она служебным транспортом. Закон «О госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» дает право осуществлять меры государственной защиты родственников сотрудников. Жена главы МВД явно под это определение подходит. Уже давно ее официально охраняет 17-й отдел ГУСБ.

Однако история с ДТП беспокоила министра до такой степени, что во имя собственного спокойствия он решился на явное беззаконие: провести зачистку всех документов. Так, 21 декабря 2010 года заместитель начальника личной охраны министра Андрей Мокробородов официально, под роспись, изъял в ГСУ ГУВД все материалы проверки (151 лист). Делалось это на основании письма начальника департамента собственной безопасности (ныне ГУСБ) МВД Юрия Драгунцова главе подмосковной милиции Николаю Головкину.

«Московскому комсомольцу» при помощи своих источников в МВД удалось получить этот документ. В нем генерал Драгунцов пишет: «ДСБ МВД располагает информацией о том, что сотрудники некоторых СМИ могут исказить полученную в ГСУ ГУВД по Московской области информацию и использовать ее с целью дискредитации защищаемых лиц». А посему: «...Прошу Вашего указания на направление указанного материала в ДСБ МВД России до истечения срока применения мер безопасности в отношении защищаемого лица» (то есть Маргариты Нургалиевой).

Воля министра выше закона
Подобного основания - страх перед журналистами - российским законодательством не предусмотрено. Более того, никакого права изымать материалы доследственной проверки, да еще и на неопределенный срок, у ГУСБ МВД не было. Уголовно-процессуальный кодекс четко определяет тех, кто может истребовать процессуальные документы: только другие процессуальные органы - следственный департамент МВД, прокуратура. Но никак не ГУСБ - подразделение сугубо оперативное.

Впрочем, воля министра в МВД выше закона. В том, что изъятие происходило по его непосредственной команде, сомневаться не приходится.

Где находятся теперь изъятые материалы - доподлинно неизвестно. Источники «МК» говорят, что они спрятаны личной охраной Нургалиева: людьми, ему близкими и доверенными. Настолько близкими, что в награду за помощь с ДТП начальник охраны Андрей Гранкин в прошлом году получил повышение: был назначен помощником министра, а к 23 февраля, на полгода раньше срока, получил генерала.

Не смог выяснить местонахождение материалов и суд, куда с жалобой обращались родственники погибших Николаева и Абасева. Сегодня они лишены даже элементарного права на защиту: нельзя ведь обжаловать то, чего не существует в природе. В ответ на свой запрос Ленинский райсуд получил от ГУВД витиеватую отписку со ссылкой на секретность и государственную важность.

Напомним, еще в конце сентября прошлого года «Новая газета» со ссылкой на правозащитную ассоциацию «Агора» писала о том, что Тверской районный суд Москвы и Видновский городской суд Московской области не могут сообщить местонахождение материалов дела, прозванного СМИ «засекреченным ДТП с участием жены Нургалиева».

Тогда в Тверском суде утверждали, что направили дело в Подмосковье, в город Видное, а в Видновском суде заявили, что никаких документов к ним не приходило. В связи с этим представитель родственников погибших, юрист «Агоры» Ильнур Шарапов направил жалобу на суды в Квалификационную коллегию судей.

По материалам: «Московский комсомолец», «Новая газета»

ДТП, Нургалиев Рашид и МВД, Расследования, Нургалиева Маргарита

Previous post Next post
Up