Изместьев Игорь, Фото: forbes.ru
Защита бывшего сенатора от Башкирии
Игоря Изместьева, приговоренного в конце декабря прошлого года к пожизненному заключению по обвинению в терроризме и других преступлениях, подала кассационную жалобу на приговор Мосгорсуда в Верховный суд РФ. Защита настаивает на том, что при следствии по делу Изместьева не раз нарушались законы, а сам приговор был основан на показаниях наемного убийцы Сергея Финагина, который менял их пять раз, а в конце концов вообще отказался от обвинений в адрес экс-сенатора.
Приговор по громкому делу экс-сенатора Игоря Изместьева был вынесен в конце 2010 года. Оглашение приговора экс-сенатору и 12 членам кингисеппской организованной преступной группы (ОПГ), среди которых были ее лидеры Сергей Финагин и Имран Ильясов, состоялось 28 декабря в Мосгорсуде. Суд признал всех подсудимых виновными в совершении тяжких преступлений, в том числе 12 убийствах и покушениях, включая покушение на сына бывшего президента Башкирии Урала Рахимова. Игорю Изместьеву, не признававшему вины ни по одному эпизоду на следствии и в суде, суд назначил наказание в виде пожизненного заключения. Лидеров ОПГ Сергея Финагина и Имрана Ильясова, признавших вину частично, суд приговорил к 23 и 20 годам колонии строгого режима соответственно. Рядовой член группировки Эмир Ибрагимов получил, как и просило гособвинение, четыре года условно, в отличие от бывшего оперативника ФСБ Юрия Мамонова, занимавшегося в группировке организацией наружного наблюдения и сбором информации о потенциальных жертвах,- для него прокурор просил шесть лет условно, однако суд приговорил бывшего чекиста к шести годам колонии строгого режима.
Еще один подсудимый - бывший морской офицер Валентин Бар-Бирюков - был освобожден от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, Остальные члены банды получили от 6 до 18 лет колонии строгого режима, напоминает «Коммерсант».
Доказательства вины экс-сенатора во многом строились на показаниях задержанного в декабре 2006 года лидера кингисеппской банды Сергея Финагина. Он сразу начал давать показания на Игоря Изместьева как на заказчика убийства в Москве в декабре 1999 года сотрудника немецкой фирмы «Ронекс» Олега Булатова, бизнес которого строился на перевозках нефти и нефтепродуктов. Из последующих показаний Сергея Финагина следовало, что Игорь Изместьев организовал убийство в 1994 году в Уфе директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, покушение в 1998 году на учредителя ЗАО «Башнефть-МПК» Юрия Бушева, покушение в 2000 году на акционера ЗАО «Компания САН» Михаила Орлова, убийство в Уфе в 2001 году главного бухгалтера ЗАО «Башнефтехимпром» Валерия Сперанского, убийство в 2001 году в Москве нотариуса Галины Перепелкиной, покушение в 2002 году на Юрия Бушева, убийство в Москве в 2002 году председателя правления ЗАО «ВМС-Октан» Василия Хитаришвили. Кроме того, бывшему сенатору инкриминировали два покушения на Урала Рахимова, поджог в Златоусте 8 августа 2003 года (в разгар президентской предвыборной компании в Башкирии) местной типографии, печатавшей материалы башкирской оппозиции, а также организацию взрывов в 1999 и 2000 годах столичных автозаправочных станций, принадлежавших ООО «Протон Плюс» и ООО «Эвита». В июле 2007 года Игорю Изместьеву добавили обвинение в организации дачи взятки сотруднику управления «К» службы экономической безопасности ФСБ РФ подполковнику Ольге Нужденовой, занимавшейся оперативным сопровождением уголовного дела в отношении компании экс-сенатора «Корус-холдинг», возбужденного по факту уклонения от уплаты налогов.
Первый процесс в отношении Игоря Изместьева и кингисеппской ОПГ с участием коллегии присяжных начался в августе 2009 года и был прерван в мае 2010 года, перед вынесением вердикта: основанием послужило отсутствие кворума присяжных. Защита была крайне недовольна таким развитием событий, поскольку рассчитывала на оправдательный вердикт. Кроме того, защита не раз подчеркивала, что коллегия присяжных была распущена по надуманным причинам.
Повторно дело экс-сенатора рассматривали трое профессиональных судей - к этому времени Конституционный суд РФ определил, что уголовные дела по обвинению в терроризме впредь не подлежат рассмотрению присяжными.
«Я невиновен»
«Мы не согласны с приговором, потому что он построен на показаниях Сергея Финагина, который менял их пять раз и в конце концов отказался от обвинений в адрес Изместьева»,- сказал «Ъ» адвокат экс-сенатора Сергей Антонов. По мнению адвоката, обвинительный и «несоразмерно жестокий» приговор Игорю Изместьеву стал следствием «незаконного роспуска коллегии присяжных и рассмотрения дела в закрытом режиме». Краткая кассационная жалоба уже подана защитой в Верховный суд.
Правозащитные организации России также не раз заявляли о том, что в деле Изместьева, а точнее, в том, как оно расследуется, мягко говоря, далеко не все гладко. Ряд известных правозащитников обратился с
открытым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву, в котором просил обратить внимание на то, какими путями идет следствие.
На сайте izmestev.com в день оглашения приговора появилось обращение самого Игоря Изместьева, в котором он еще раз заявил о своей невиновности и предположил заказной, политический характер дела. «Я рассматриваю все события, связанные с моим делом в неразрывной связи с тем, что происходило и происходит вокруг Башкортостана, его прежнего руководства и его активов, - говорится, в частности, в заявлении Изместьева. - Это звенья одной цепи, в которой вопросы экономики и политики тесно переплетены. Волей обстоятельств в моем деле эта связь представлена в полном объеме. И состав обвинений против меня, и полное отсутствие логики в доказательствах гособвинения, и роспуск коллегии присяжных, и закрытый от общественности суд показали: согласись я занять такую позицию, какую заняли, например, мои обвинители, исход мог бы быть иным. И хотя в деле против меня в ход были пущены самые грязные технологии давления и выбивания нужных следствию показаний, я заявлял и заявляю о моей полной невиновности по всем пунктам обвинения».
По материалам:
«Коммерсант»,
izmestev.com