2-го февраля с.г., во время строительных работ, буром была пробита труба магистрального водопровода, проходящего справа от вестибюля метрополитена Сокол. Работы производились ООО НПО «Космос» под руководством гл. инженера фирмы Геннадия Громова в Охранной зоне памятника архитектуры Федерального значения - Церковь Всех Святых в селе Всехсвятском и историческое кладбище деятелей культуры Грузии XVII-XVIII веков. Фонтан воды затопил большую часть территории Охранной зоны Храма и окрестности метро Сокол. Пострадали соседние с Церковью дома, включая дом № 75.
Чиновники Департамента культурного наследия г. Москвы (ДКН) и администрация Храма пытались не допустить большой огласки ЧП, но подробности все же просочились. Вот, что произошло 2 февраля. Гигантский ледяной каток образовался между оградой Храма Всех Святых и домом № 75, где по вине фирмы «Космос» произошла серьезная авария. «Космическая» стройбригада задела буром трубу магистрального водоснабжения. В результате тонны воды залили окрестности метрополитена Сокол и Храма Всех Святых, включая дорогу у дома № 75. Когда на место происшествия прибыли специалисты инженерных служб, поток воды докатился по Песчаной улицы.
Вода подошла вплотную к ограде Мемориального комплекса, возведенного в 2004 г. на месте Братского кладбища героев Первой Мировой войны, уничтоженного в 30-е годы прошлого века. Территория Братского кладбища тоже, кстати, была объявлена в 1994 г. памятником истории и культуры городского значения.
Как заявил начальник Управления внешних связей МГУП «Мосводоканал» Денис Доможаков, «в 12-05 прорыв локализовали… мы были вынуждены отключить от водоснабжения три жилых дома… сейчас проводится перевод на временное водоснабжение… идет уборка наледи на Песчаной улице… фирме «Космос» будут предъявлены административные взыскания».
Сотрудники Службы безопасности (СБ) "Космоса" и полиции ОВД "Сокол" препятствовали съемкам места аварии, чтобы не допустить публикации фотографий с места происшествия. 3-го февраля они попытались изловить и избить 61-летнего пенсионера Леонида Ламма, с целью отобрать у него фотоаппарат, когда он снимал место ЧП.
Место аварии (крупный план) - фото сделано 3-го февраля Леонидом Ламмом - на следующий день после ЧП.
3-го февраля, на следующий день после аварии, 61-летний Москвич, пенсионер Леонид Ламм (по профессии горный инженер геофизик) взял фотоаппарат и подъехал на Сокол, чтобы заснять место аварии.
Вот что рассказывает Леонид Ламм о том, что произошло во время съемок: «Узнал что вчера был потоп близ Храма Всех Святых на Соколе. Решил съездить, посмотреть, сфоткать. Так вот, пришёл я, осмотрелся, фотографирую. Смотрю охранник - людина в чёрном. Я его пытаюсь сфоткать, а он, людина эдатакая, за киоск спрятался и слышу звонит кому-то. Ну, я пошёл дальше фотографировать. Вдруг сзади мат отборный и крики «Хватай!», «Держи его!», «Бей фотографа!». Оглянулся и вижу - бежит куча охранников «Космоса» и менты-полицейские вместе с ними, орут и на меня пальцами тычут. Ну я, во избежание, в гастроном юркнул и в очередь в кассу встал. Забежали менты-полицейские с охранниками в гастроном и в разные стороны, а я вместе с проходящей весёлой компанией мужиков с пивом, или водкой, вышел, сделал ещё пару снимков зашёл в метро и уехал».
Фото сделанное со стороны дома № 75 - место, где "Космическая" бригада пробила буром магистральный водопровод. Справа у торговых павильонов сложены разрезанные трубы.
Фото со стороны Ленинградского проспекта: то же самое место аварии.
Та самая буровая установка, пробившая буром трубу.
Киоск, за которым спрятался охранник "Космоса".
Машины аварийной службы, запечатленные Леонидом Ламмом.
На сайте L!FE NEWS выложена ВИДЕОЗАПИСЬ затопленных улиц.
В Москве из-за аварии при -15 улицы затопило водой Смотреть на Lifenews.ru А вот что рассказывают о произошедшей 2 февраля аварии местные жители в своих блогах.
"
Потоп у станции метро Сокол": "Сегодня добирался до метро с приключениями - вся территория вокруг храма Всех Святых и примыкающего вестибюля метро Сокол была заполнена горячими водами и совершенно непроходима. В понижениях рельефа (на Песчаной улице у мемориального парка) доходило до капота легковушке. Пар, лёд и ржавые воды.Особенно радует такой потопчик, учитывая карстоопасность района и легко размываемые песчаные грунты бывшего кладбища Первой Мировой. Храм уже накренился и идёт трещинами, штукатурка не держится, ремонтируют памятник федерального значения разве что не ежегодно. Рядом стоящие "генеральские" дома тоже потрескивают. Потопы у нас регулярно, с тех пор, как начали строить развязку. Фирма, начавшая эпопею с развязкой еще при... Лужкове, называется "Космос".
Автомобили форсируют гигантскую лужу на Песчаной улице.
"
Потоп около ст. м. Сокол": "Иду утром, никого не трогаю, подхожу к выходу из парка и понимаю, что не могу дойти даже до ворот - впереди полноводная река горячей воды. Как наглядно продемонстрировал впереди идущий молодой человек - максимальная глубина до середины икры... Но мне же стало интересно и я пошла окольными путями, минуя практически селевые потоки, к истоку сего безобразия. И что же я увидела? Бур, из под которого фонтанирует горячая вода, толпы рабочих, которые пытаются что-то сделать - кто-то раздает ценные указания, кто-то бегает со шлангами, а кто-то даже строит что-то на подобии дамбы, и людей, которые с матом пытаются попасть к метро...".
Главный инженер ООО НПО «Космос» Геннадий Громов - один из виновников аварии, произошедшей 02.02.12.
Это далеко не первое ЧП. В июне 2011 г. в районе метро Сокол и строительства Алабяно-Балтийского тоннеля произошел провал грунта. По свидетельству очевидцев, диаметр воронки был около 10 метров, а строители активно препятствовали съемкам провала. Представители (пиарщики) фирмы «Космос» пытались отрицать этот факт, распространив в СМИ заявление о том, что якобы «никакого провала грунта не было», но Мосгосстройнадзор подтвердил, что просадка грунта возле Алабяно-Балтийского тоннеля в районе станции метро Сокол все-таки была. Подробно об этом ЧП опубликовано в материалах "
Мосгосстройнадзор: провал грунта у Алабяно-Балтийского тоннеля был" - интернет-ССЫЛКА.
Интенсивные земельные буровые работы, между оградой Храма Всех Святых на Соколе и жилым домом № 75, были начаты подрядной фирмой «Космос» в декабре 2011 г. Со слов бригадира, ведется строительство большого «канализационного коллектора» 8-метровой глубины для отвода сточных вод, так как возникла опасность подтопления участка строящегося Алабяно-Балтийского «тоннеля» у станции метро Сокол и обводнения грунтов под фундаментами близлежащих строений.
В охранной зоне у ограды Храма была оборудована стройплощадка. Работы велись с применением бульдозеров, экскаваторов и буровых установок, включая рытье траншей, бурение скважин, куда вставлялись шести и восьми дюймовые трубы. Проведение подобных работ разрушает Охранную зону, может нанести непоправимый ущерб архитектурному памятнику, каковым является Храм Всех Святых. Указанные работы категорически запрещено производить в охранной зоне памятника Федеральным законом № 73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации».
План границ Охранной зоны памятника архитектуры Федерального значения - Храма Всех Святых в селе Всехсвятском. Красным цветом на плане отмечены места, где ведутся работы.
Описание границ: в документе четко написано, что «Границы охранной зоны проходят: на севере по… линии Ленинградского проспекта, на востоке и западе по существующей жилой застройке…, на южной стороне граница… включает открытое пространство (площадь отстоя общественного транспорта».
В нарушение указанного закона, Департамент культурного наследия г. Москвы (ДКН) согласовал проведение работ в Охранной зоне памятника. Об этом свидетельствует ответ ДКН за № 16-02-3210/7-(53)-1 от 24.01.12, подписанный Савиной И.А.
Фрагмент ответа из ДКН.
В нем сообщается, что «Между земельным участком Объекта и строением по адресу: Ленинградский просп., д. 75, корп. 1А идут работы по прокладке коллектора», «проводимые работы относятся к строительству транспортной развязки Ленинградского и Волоколамского шоссе в районе метро «Сокол» и проводятся в соответствии со стройгенпланом, согласованным Департаментом в 2008 г.», «указанные работы ведутся при археологическом сопровождении специалистов - «Столичное археологическое бюро».
Чтобы опорочить представителей общественности, сообщивших в СМИ о возможной угрозе Храму, на сайте ДКН 20.01.12 было опубликовано заявление "
Храму Всех Святых ничто не угрожает". Данное заявление было подготовлено советником руководителя ДКН Николаем Переслегиным, при участии старосты Храма Михаила Родина.
Вот цитаты из него: «В связи заявлениями отдельных представителей общественности Мосгорнаследие сообщает - угрозы состоянию объекта… не существует», «18 января 2012 года Инспекция Мосгорнаследия осуществила выезд к объекту культурного наследия…», «…установлено, что …проводятся работы по переустройству инженерных коммуникаций», «на объекте ведется постоянный мониторинг состояния памятника», «как прокомментировал староста Храма Всех Святых Михаил Родин, проводимые работы не нанесли ущерба состоянию уникального объекта…», «заявление общественной организации носит дезинформирующий характер ...является не более чем провокацией...», «вопрос сохранности этого уникального храма находится на постоянном контроле Департамента…».
Но последовавшее затопление большей части Охранной зоны 02.02.12 ясно показало, как данный "Департамент" осуществляет контроль "сохранности храма", как "ведется постоянный мониторинг состояния памятника", которому, как заявил староста Родин проводимые работы якобы "не наносят никакого ущерба". Поэтому, стоит подумать, а можно ли вообще доверять заявлениям и опровержениям представителей фирмы ООО НПО «Космос» и ее лоббистов, из числа столичных чиновников и церковных функционеров?
Фактически ГЛАВНЫМИ ответственными за произошедшее ЧП (наравне с фирмой "Космос") являются: Департамент культурного наследия (ДКН), Столичное археологические бюро, как органы контролирующие работы в Охранной зоне, администрация Храма Всех святых, включая старосту сделавшего публичное заявление. Более того, виновные могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности по ряду статей УК РФ (в том числе за служебную халатность и нанесение ущерба историческим памятникам), за нарушение закона РФ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Поэтому нечистоплотные чиновники ДКН покрывают фирму «Космос», с целью самим уйти от ответственности, а церковные функционеры, включая настоятеля Храма Василия Бабурина и старосту Михаила Родина, помогают им организовать информационную блокаду, чтобы избежать широкой огласки ЧП.
Возникает следующий вопрос. Почему настоятель и староста помогают СБ фирмы "Космос" и чиновникам ДКН распространять дезинформацию о том, что якобы "работы ничем не угрожают Храму", пытаясь при этом скрыть сам факт аварии, нанесшей 02.02.12 серьезный ущерб Охранной зоне архитектурного памятника.
По мнению отдельных прихожан, в церковных кругах староста Родин давно имеет безобразную репутацию мелкого провокатора и взяточника. Как предполагают эти прихожане, Церковная администрация действует далеко небескорыстно - за "вознаграждения" и "пожертвования". Более того, у ДКН и СБ "Космоса" по-видимому имеется определенный компромат, который может быть предан огласке. Об этом проговорился главный инженер фирмы Геннадий Громов, упомянувший 20.01.12 о том, что здание Храма Всех Святых разрушается по вине церковнослужителей из-за «неправильной эксплуатации».
В 2008-10 годах был проведен «ремонт» здания Храма Всех Святых на Соколе, организованный старостой Родиным по указанию настоятеля Василия Бабурина. По мнению представителей Архнадзора, ремонтные работы (по сути дела «евроремонт») были проведены на крайне низком (непрофессиональном) уровне, с нарушением всех реставрационных норм и правил. Именно эти работы нанесли непоправимый ущерб внешнему архитектурному облику Храма. Об этом подробно сообщается в одном из писем участников общественного движения «Архнадзор», направленном в июле 2010 года председателю Комитета по культурному наследию г. Москвы Шевчуку В.А.
Копия письма - читать текст.
Копия ответа из ДКН.
Первые трещины в стенах Храма Всех Святых появились в 2008 году, когда ударными темпами шло строительство Алабяно-Балтийского тоннеля и грандиозной транспортной развязки в районе метро Сокол. Последовавший капитальный «евроремонт», проведенный гастарбайтерами с использованием низкокачественных стройматериалов, серьезно усугубил аварийное состояние фундамента и стен здания Храма. В последующие годы количество и длина трещин в стенах Храма увеличились на порядок.
Летом 2011 г. на северном участке сохранившейся территории Всехсвятского приходского кладбища у здания Храма Всех Святых началось строительство каменно-блочных хозяйственных построек. Работы, которыми руководил староста Храма, производились в нарушение законов РФ № 73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» и № 8-ФЗ от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле».
Закладка фундамента под строения на церковной территории в Охранной зоне.
Последствия незаконных строительных работ, организованных летом 2011 года старостой Родиным по указке настоятеля Василия Бабурина.
Общественная организация МГО ВООПИиК (общество охраны памятников) направила в ДКН письмо с протестом против этих безобразий, творимых старостой. Под давлением общественности, в сентябре 2011 г. Мосгорнаследием была проведена внеплановая выездная проверка, после чего администрации Храма Всех Святых было выдано предписание о «незамедлительном приостановлении всех работ, проводимых на территории объекта культурного наследия».
Первый ответ из ДКН за № 16-02-3210/7(43)-1 от 08.09.11, направленный в МГО ВООПИиК.
Второй ответ из ДКН за № 16-02-830/1-47 от 26.08.11, полученный прихожанином Храма, фамилию которого не разглашаем по его просьбе.
Староста.
Когда в декабре 2011 г. начались буровые работы в Охранной зоне, активисты военно-исторических и казачьих обществ создали Общественную комиссию, с целью провести независимое обследование здания Храма Всех Святых, станции метро Сокол и прилегающей территории. Сделать это решили 20 января 2012 г., в период с 13-00 до 14-30.
Фотоматериал с отчетом Общественно комиссии был опубликован информагентством "Стрингер" - ССЫЛКА на источник.
За неделю до этой даты, настоятель Василий Бабурин и староста Михаил Родин обещали членам Общественной комиссии не препятствовать проведению фото и видео съемок на церковной территории, включая съемку растрескавшихся наружных стен здания Храма. Но церковные функционеры нарушили свои обязательства.
20 января 2012 г. (за 13 дней до случившейся аварии), в 13-00 члены Общественной комиссии и журналисты СМИ собрались у ограды Храма Всех Святых. Староста Родин (сославшись на личное указание настоятеля) категорически запретил производить съемку повреждений (многочисленных трещин), обнаруженных членами Общественной комиссии в стенах здания Храма. Со слов сотрудников церковной администрации, 18 января с.г. в Храм Всех Святых прибыла «инспекция» из Департамента культурного наследия. Чиновники ДКН рекомендовали настоятелю Василию Бабурину под любым предлогом сорвать 20.01.12 работу Общественной комиссии, запретить съемку здания Храма и не допустить обнародования фото и видео записей поврежденных стен.
20 января 2012 г., несмотря на противодействие старосты, членам Общественной комиссии и нескольким журналистам удалось провести в 14-00 скрытую съемку ограды и стен здания Храма Всех Святых на Соколе, в которых было обнаружено множество трещин. НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ НЕ РАСТРЕСКОВШЕЙСЯ СТЕНЫ.
Последствия строительных работ ведущихся с 2008 г. в Охранной зоне, усугубленные низкокачественным «евроремонтом» здания Храма, земельными буровыми работами у церковной ограды.
Ограда Храма - треснувшая входная арка ворот. Первые трещины в арке были зафиксированы в 2008 г., когда началось строительство тоннеля и развязки у метро Сокол.
Восточная стена: 5-метровая вертикальная трещина в углу, где колокольня примыкает к стене здания Храма и множественные горизонтальные трещины.
Укрупненный фрагмент места примыкания колокольни к восточной стене Храма.
Противоположная западная стена: такие же трещины в стене Храма и месте примыкания колокольни.
Укрупненный фрагмент западной стены.
Длинная вертикальная трещина с горизонтальными ответвлениями в восточной стене здания Храма, где расположена пожарная лестница.
Увеличенный фрагмент треснувшей восточной стены (где пожарная лестница).
Еще один соседний треснувший участок восточной стены, находящийся правее - общий вид.
Фрагмент предыдущего участка.
Трещины в противоположной западной стене Храма.
Фрагмент треснувшей западной стены.
Северная (алтарная) сторона Храма - трещины в стене и на подоконнике.
Та же северная стена - трещины в наличнике окна и стене Храма.
Соседний участок - трещины в стене над окном.
Схема геологической среды в окрестностях Храма Всех Святых на Соколе. На схеме обозначена граница зоны повышенной проницаемости дочетвертичных отложений. В её границу попадает вся восточная стена здания Храма, которая наибольшим образом растрескалась. Подробности опубликованы в материалах "
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА В ОКРЕСТНОСТЯХ И РЯДОМ С ХРАМОМ ВСЕХ СВЯТЫХ У МЕТРО СОКОЛ" и "ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЙ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ У МЕТРО СОКОЛ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ" - интернет-ССЫЛКА на источник.
Не обошлось без мелкого инцидента, который был спровоцирован фирмой «Космос» за три часа до начала работы Общественной комиссии. 20 января с.г. в 10 часов утра член Комиссии, 61-летний пенсионер Леонид Ламм (по профессий горный инженер геофизик) подъехал к стройплощадке и зашел на территорию Храма Всех Святых, с целью сфотографировать работу буровой установки через церковную ограду. Фотосъемка вызвала крайне отрицательную реакцию гл. инженера фирмы ООО НПО «Космос» Геннадия Громова. Со стороны стройплощадки прозвучали угрозы физической расправы и требования немедленно прекратить снимать «территорию закрытого объекта». Когда пенсионер хотел выйти с церковной территории, гл. инженер Громов нанес Ламму удар локтем по виску из-под тишка. В ответ Ламм его оттолкнул от себя кнутом (который был у него в портфеле), после чего Громов закричал «ФСБ, охрана сюда, арестуйте его!» и вцепился в пенсионера. Ввиду того, что Ламм пришел не один и у него были свидетели, охранники со стройплощадки начали выполнять приказ главного инженера весьма пассивно. Конфликтующие стороны потолкались, поругались немного между собой и разошлись по своим делам. Никто даже не стал вызывать милицию.
Вот две фотографии, сделанные со стороны Церковной ограды, из-за которых возник конфликт.
Первое фото, сделанное 20.01.12 в 10 часов утра - буровая установка во время работы.
Второе фото, сделанное в это же время.
А вот другие фотографии стройплощадки, сделанные пенсионером Леонидом Ламмом.
Буровая установка - слева ясно различим шурф, вырытый у ограды Храма.
Стройплощадка у ограды Храма - в Охранной зоне памятника.
Экскаватор для рытья ям и траншей в Охранной зоне.
По словам одного из прихожан Храма, настоятель и староста заранее предупреждают представителей фирмы ООО НПО «Космос» о готовящихся визитах общественности и журналистов СМИ. В эти дни все работы у ограды Храма моментально прекращаются. Стройплощадка очищается от техники, которую перегоняют на соседний объект (за исключением одной буровой установки). Делается это по указанию главного инженера фирмы «Космос» Геннадия Громова, с целью не допустить никаких съемок земельных буровых работ общественниками и журналистами СМИ.
Вот два фото стройплощадки, 20 января 2012 г. к 13-00 зачищенной от техники перед прибытием Общественной комиссии и журналистов ТВ.
Вид на зачищенную стройплощадку со стороны дома № 75.
Вид на пустую стройплощадку со стороны ограды Храма - железными листами прикрыты пробуренные скважины.
20 января 2012 г. в 14-30 членами Общественной комиссии были также зафиксированы многочисленные трещины в стенах станции метрополитена Сокол. Была произведена скрытая съемка. Вот несколько фото этих трещин.
Эти трещины свидетельствует о том, что с метро Сокол далеко не все в порядке, несмотря на успокаивающие заявления платных пиарщиков фирмы «Космос».
СПРАВКА.
Компания ООО НПО «Космос» зарыла миллиарды рублей в землю при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля и транспортной развязки Ленинградского и Волоколамского шоссе, угробила за 5 лет работ несколько своих строителей и поставила под угрозу обрушения здание старинного Храма Всех Святых Патриаршего Подворья во Всехсвятском, сталинские многоэтажки и саму станцию метрополитена Сокол.
В настоящее время, в районе станции метро Сокол идёт так называемая "реконструкция" объекта капитального строительства «транспортная развязка Ленинградского и Волоколамского шоссе». Строительство ведет фирма ООО НПО «Космос», которая является генеральным подрядчиком всех работ. Кроме того, в рамках реализации проекта "Большая Ленинградка" идёт строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, составной части Развязки на Соколе.
Стройплощадка у дома № 75 - справа от вестибюля метрополитена Сокол.
Вертикальная шахта у входа в метро Сокол, проложенная в Охранной зоне.
Слева от метро Сокол у дома № 71 - стройплощадка с траншеей для коллектора, часть которой расположена в Охранной зоне.
Авантюрный «проект» этого строительства был утвержден в 2006 г. Юрием Лужковым. Сроки открытия объекта многократно срывались. Осенью 2007 г. Лужков заявил, что первая часть тоннеля будет открыта в 2009 году. Потом сроки открытия перенесли на 2011 год «из-за большой сложности работ». В марте 2011 года в штабе строительства заявили, что Алабяно-Балтийский тоннель будет открыт не ранее 2012 г. 11 апреля 2011 года стройплощадку посетил новый мэр Москвы Собянин, который заявил, что «проект» серьёзно пересмотрен и «тоннель» станет частью новой транспортной магистрали - Северо-Западной хорды. Причем пространство над тоннелем будет использовано для строительства стоянки на 900 машиномест. В сентябре 2011 г. было объявлено, что «тоннель» откроют в марте 2012 года, а через 3 месяца Собянин заявил, что это будет в мае.
В конце 2011 г. на стройплощадке работало 7500 человек, 40 буровых установок, около 30 экскаваторов и более 200 единиц техники. Строительство «тоннеля» в 2007-11 годах, включая копку котлованов и рвов вдоль Ленинградского проспекта, вызвало подвижки фундаментов близлежащих зданий, что поставило под угрозу обрушения сталинские многоэтажки, включая дома № 71, № 75 и другие окрестные строения, в том числе станцию метрополитена Сокол. Котлованы несколько раз подвергались затоплению, включая участок стройплощадки тоннеля на Балтийской улице, полностью затопленный дождевыми и сточными водами вместе с техникой в июле 2009 г.
В ночь на 25 декабря 2011 г. произошло обрушение части стены туннеля на площади 20 кв. метров. Под завалами обломков стены и породы оказались четыре человека, один из которых погиб. Смотреть материалы «
В Москве обрушился грунт в подземном автотоннеле, есть жертвы» - текст и интернет-ссылки на видеоролики.
Главный инженер подрядной фирмы Громов в своих интервью регулярно повторяет: «проводится круглосуточный мониторинг станции метро, регулярно обследуются близлежащие дома, никаких изменений в их состоянии не наблюдается». Но это опровергают реальные факты, включая недавний потоп, произошедший 02.02.12 по вине ООО НПО «Космос».
По вине фирмы «Космос» сорвано восстановление трамвайных путей в районе метро Сокол, о чем свидетельствует письмо из Департамента транспорта и развития от 28.07.11.
Обратите внимание на фразу в тексте «срок восстановления движения трамвая сорван по вине НПО «Космос».
Не внушает доверия и крайне ненадежная репутация фирмы ООО НПО «Космос» и ее дочерних кампаний. Достаточно вспомнить историю с оплатой из областного бюджета «скандальными» векселями ВБД ремонта аэропорта в Волгограде в 2001 г.
По версии некоторых СМИ, особенности работы ООО НПО «Космос» заключаются в постоянных срывах графика работ, привлечении субподрядчиков с самой дешевой рабсилой, большое расходование средств на пиар, сильная структура СБ, создание множества дополнительных фирм, которые ликвидируются в случае возникновения скандала и выявления нарушений законодательства РФ. Главной отличительной чертой «почерка» фирмы «Космос», по версии СМИ, является искусственное занижение сметной стоимости проектов на 15 - 30% и обещание немыслимых сроков строительства. Но почти на всех объектах сроки «Космос» срывает, а смету увеличивает, ссылаясь на различные объективные причины.
Компания усиленно декларирует в СМИ, что обладает самыми передовыми технологиями удержания грунтовых вод. Ее пиар основывается на принципе: «Надо говорить о наших новейших методах в строительстве, и люди поверят, что мы лучшие». Жители поселка Мурино, находящегося в зоне строительства грандиозного автомобильного кольца Санкт-Петербурга (КАД), ощутили на себе все прелести «новейших технологий», когда их дома трижды затоплялись из-за избытка сточных вод.
Подробности опубликованы в материалах: "
Строительные олигархи или новые "Остапы Бендеры"? "Трансстрой" и НПО "Космос"; "
Общественная комиссия обследовала здание Храма Всех Святых и метрополитен Сокол".