Дмитрий Быков // "Профиль", №5, 13 февраля 2012 года

Feb 13, 2012 16:18





МЕЛЬНИЧНЫЙ ЖЕРНОВ

Василий Якеменко, так долго, так самозабвенно и сознательно бывший плохим, несомненно, надеялся на какие-то бонусы. Возможно, он даже и получил их.

Политическая карьера Василия Якеменко клонится к закату, время подвести итоги.

Создатель "Идущих вместе" и вождь "Наших" был и остается одной из самых отталкивающих фигур на русском политическом поле. Даже союзники избегают восхищаться им. Железный Дровосек, из всех вариантов поведения он безошибочно выбирает противнейший.

И все-таки рассмотрим эту величественную в своей беспросветности судьбу, которая на наших глазах делает поворот прочь от власти, в сторону полной маргинализации. Причины суть многи, и главная, на наш взгляд, в том, что Якеменко не почуял нового тренда. Он продолжал относиться к молодому населению России, как к бессловесному скоту, в лучшем случае, как к оголтелым карьеристам, которых хлебом не корми - дай потравить хоть кого. При этом сам он, я убежден, отлично понимал всю омерзительность мер и методов, при помощи которых надеялся сплотить молодежь вокруг Кремля. Не может человек искренне и от души топить книги в унитазе, пикетировать подъезды немолодых правозащитников и соблазнять бедную провинциальную молодежь никуда не ведущими инновационными форумами (покажите мне хоть одну инновацию, которая бы пришла через Якеменко и была успешно внедрена). Пелевин, чьи книги Якеменко с каких-то щей призывал обменивать на книги Бориса Васильева (чем ставил в идиотское положение, прежде всего, Васильева, отличного и заслуженного прозаика), не зря заметил в интервью, что у нашистского лидера "лицо порочного пианиста": порок там, может, и читается, но некая утонченность наличествует. Это не лицо типичного единоросского начальника, не будка, исполненная самодовольства и начальственной тупости, - нет, поднимай выше: тут демонизм, тут гордое сознание греха и готовность погрязнуть в нем все глубже; тут чистой воды сатанизм - в смысле искреннего служения злу, самым его примитивным и зловонным формам. Если подумаешь иной раз наедине с собой, чем все-таки так противна атмосфера путинизма и сурковщины, первым на ум приходит именно движение "Наши", потому что растление малолетних, хотя бы и духовное, отвратительней всего. Бесконечный поиск врага, натравливание одной части народа на другую, бездарное плагиатирование чужих (прежде всего, лимоновских) технологий, истерика, поощрение доносительства, игра на самых низменных желаниях и потаенных комплексах - и ведь мы не знаем очень многого, что теперь неизбежно вылезет наружу. Много, очень много удивительного нам предстоит узнать при очередном сбрасывании балласта, а что Якеменко будет сброшен, уже очевидно, причем не за то, что неэффективен, а за то, что у него и его правой руки почту взломали и там оказалось много неаппетитного. И когда мы узнаем все это, возникнет вопрос: неужели вот это... вот это вот все... творилось на голубом глазу? Так не бывает!

Нет, конечно. У того, что делает Якеменко, отсутствует главное - стилистическая цельность; никакой это не гитлерюгенд и подавно не хунвейбинство - те творили свои непотребства с искренней верой, а здесь голимый постмодернизм. Не сомневаюсь, что в душе Якеменко столь же самозабвенно потешался над своими "комиссарами", как и Сурков. Это их и роднит, потому они и держались вместе: сами-то себя они считали сверхчеловеками, им нравилось потешаться над "этими насекомыми". Глубочайшее презрение к человечеству вообще и к российской молодежи в частности - вот что ужасней всего в идеологических проектах Кремля. Те, кто так плохо думает о людях (ничем не заслужив и не подтвердив собственной высокой самооценки), вообще не имеют права прикасаться к делу воспитания - а уж подавно к политике. Все это, если вдуматься, чистейшей воды сатанизм, столь наглядно сказавшийся в стихотворении Суркова "Денница" (оно стало потом песней Вадима Самойлова). Ясно же, кто этот "Господин наш Денница": Люцифер, картонный идол демонически гордых душ (почти все эти ребята пишут с грамматическими ошибками). Бог для них и наивен, и стар, и чересчур банален, - нет, они выбирают служение другому божеству, которое в самом деле помогает на коротких дистанциях. Эти провинциальные демоны - провинциальные, разумеется, не в смысле происхождения, ибо таких фюрерочков полно и в московской арт-тусовке, - вечно пытаются забыть, что дьявол всегда кидает своих поклонников. Он не был бы дьяволом, если бы умел держать слово.

Василий Якеменко, так долго, так самозабвенно и сознательно бывший плохим, несомненно, надеялся на какие-то бонусы. Возможно, он даже и получил их. Но, во-первых, что пользы человеку, если он мир приобретет, а душу погубит? Во-вторых, кто соблазнит хотя одного из малых сих, тому лучше бы жернов повесили на шею. А в-третьих, уже и при жизни-то кинут. У нашего Бога более серьезные требования и менее впечатляющие прижизненные бонусы, зато уж он-то действительно своих не бросает.
.

тексты Быкова, ПРОФИЛЬ

Previous post Next post
Up