Падаем безопасно. Шедевральный взлет "Аэрофлота".

May 05, 2012 16:44





Великий русский ученый Николай Егорович Жуковский, основоположник аэродинамики как науки, более чем 100 лет назад произнес фразу, ставшую в последующем основным законом авиации: "Самолет - величайшее творение рук человеческих, он неподвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих летные законы".

Сегодня бизнес диктует свои условия, которые отрицают авторитет нашего знаменитого соотечественника. Если самолет и летает по каким-то законам, то, скорее всего, по законам рынка, чем аэродинамики.

После катастрофы ATR-72 под Тюменью многие вновь вспомнили о безопасности полетов. Говорили много и долго, обсуждение велось и по телевизору, и в периодических печатных изданиях, и на лавочках около дома. В общем, общество немного побурлило и успокоилось, вновь усевшись на пороховую бочку.

Расследование катастрофы ATR-72 продолжается до сих пор. Окончательных выводов МАК не сделал, но на сегодняшний день приоритетной версией происшествия является "обледенение и потеря аэродинамических качеств в результате отказа экипажа от обработки самолета противообледенительной жидкостью".

Снежный март и холодный апрель сменил по-настоящему теплый май, долгожданная весна принесла людям радость, о событиях месячной давности все начали потихоньку забывать. Именно в этот момент в интернете благодаря активности Георгия Анопова начало набирать популярность видео, заснятое при взлете одного из самолетов "Аэрофлота" в январе 2011 года. Тогда судьба помиловала и экипаж, и пассажиров. Чем говорить, лучше один раз посмотреть.

image Click to view





Как видите, снег на плоскости крыла находился и в процессе взлета, и после отрыва, хоть большая часть его и была "сдута" с поверхности потоком набегающего воздуха. Конечно, никакой обработки самолета перед вылетом не проводилось. Спустя три месяца после взлета с аэродрома Тюмень разбился самолет ATR-72.

Георгий Анопов в стороне от истории не остался и задал вопрос руководству авиакомпании "Аэрофлот" с просьбой дать объяснение и разобраться в причинах столь безответственного подхода к подготовке авиационной техники.

Без внимания сообщение Георгия не оставили, но ответ, данный  заместителем генерального директора по производству полетов И. Чаликом и директором департамента управления авиационной безопасностью А. Колдуновым поразил всех.

"Добрый день! Нам дали разъяснения замгендиректора по производству полетов И. Чалик и директор департамента управления авиационной безопасностью А. Колдунов. Никаких нарушений не было и это хорошо видно из съемки - при разбеге самолета снег был мгновенно сдут набегающим потоком, что однозначно говорит об отсутствии влияния на аэродинамику и безопасность полета. Безопасность полетов - наш приоритет!"

* Ответ из авиакомпании "Аэрофлот" пришел на Твиттер-аккаунт Георгия Анопова.

Слепыми, думаю, ни вас, ни меня, не назовешь. Снег на законцовках крыла и закрылках оставался во время и после взлета, что однозначно говорит о наличии обледенения. Усомнился в искренности руководства "Аэрофлота" и автор письма, поэтому поспешил разыскать автора видео (sovavia), который дал следующий комментарий:

"Самолет доставили со стоянки, где он стоял ночь, т.к. снегопад был только ночью. Рядом "обливались" другие рейсы, была очередь на обработку, у нас же с передней кромки крыла инструментом а-ля швабра-щетка с длинной ручкой убрали снег и мы покатились на исходную. Ролик снимал для своего ЖЖ, никто не замечал и я молчал, пока под Тюменью катастрофа не случилась".

То есть условия для обледенения все же были, так как другие экипажи принимали решение на облив самолета перед вылетом.

Тем не менее, никакой реакции со стороны руководства "Аэрофлота" не последовало. Их не убедило ни видео, ни воспоминания его автора о рейсе. Не убедили ответственных за безопасность полетов в "Аэрофлоте" требования "Руководства по производству полетов авиакомпании "Аэрофлот", Федеральных Авиационных Правил РФ и Руководства по Летной Эксплуатации ВС A320. Как оказалось, законы аэродинамики на самолеты ведущего авиаперевозчика России не действуют с указания И. Чалика и А. Колдунова.

Поняв, что реакции от ответственных лиц не последует, Георгий Анопов решил обратиться с официальным письмом в международные авиационные организации (EASA, IATA, SkyTeam) и компанию-производитель самолета A320 Airbus.




Кроме того, Георгием Аноповым был создан сайт, на котором каждый желающий может оставить комментарий и в полной мере ознакомиться с развитием ситуации.

Вообще, хоть "Аэрофлот" и позиционирует себя в качестве образцовой компании, выполняющей все требования по организации полетов, в реальности все обстоит немного по-другому. В предыдущих статьях я писал о конфликте "Шереметьевского профсоюза летного состава" с ведущим авиаперевозчиком страны. Тогда неудовлетворительные условия рабочего времени и явные нарушения  Трудового Кодекса РФ были выявлены московской межрегиональной транспортной прокуратурой. Однако, вместо того, чтоб привести в порядок организацию рабочего времени пилотов, "Аэрофлот" принял решение судиться с кем попало: летчиками, профсоюзом, газетами, которые не согласны с тем, что "ночь это день".

Лично меня, правда, позиция Игоря Чалика не удивляет. В своем интервью, которое мы обсуждали ранее, он сознательно пропустил многие факторы, которые влияют на безопасность полетов и заставляют авиакомпанию вести грамотную социальную политику. Сейчас же выяснилось, что аэродинамика написана не для всех, на одни самолеты она влияет, на другие - нет.

Фактически Игорь Чалик своим ответом не только не признает рекомендаций таких организаций как ICAO, EASA, FAA, NTSB, ФСНТ, но и не признает требования Федеральных Авиационных Правил РФ, РЛЭ (AFM) самолета A320 и РПП "Аэрофлота".

Одни только летчики не могут бороться за безопасность полетов, потому что как-никак они - люди зависимые. Именно поэтому для решения актуальных проблем российской авиации необходимо привлекать общество, которое своим мнением должно заставлять руководство авиакомпаний соблюдать предписанные правила и нести ответственность за жизни людей не после, а до катастроф.

Сов. корр. ТОП ОПРФ.


Аэрофлот

Previous post Next post
Up