Пингвин на прогулке

May 12, 2012 12:17



Незаметно время унесло вдаль зиму. Только что мы еще мерзли в телогрейках, грелись чаем, выдумывали печки для моторов, и вставали глубоко затемно, чтобы успеть отгрести снег, подготовить самолеты и уложить в коротенькое светлое время все наши желания: гонки двигателей, всевозможные ремонты и диагностику, полеты... И вот, минуя весну, прыгнули в лето со всеми нашими амбициозными планами. Что касается меня, я даже не успел заметить, как все это случилось. Насыщенность событиями настолько глубока, что я не успеваю переварить и осмыслить случающееся. Все мчится как в одном большом полете, когда ты только получаешь новые вводные и на них реагируешь. И нет им окончания, решительно нет времени на "предполетные брифинги" и "послеполетные разборы". Работа, семья, ночные смены в Тушино, запуск левого мотора Голубой Мечты, потом обоих, проблемы - большие и малые, полеты в Конаково на Мушкетере, тающий снег, лужи, конаковские змеи и березовый сок, Ил-18 в Шереметьево, поездка в Остафьево на осмотр еще одного Ил-14... Все это возникает, пробегает и уносится, смешиваясь в памяти. Оглянуться некогда, но я все же попробую:



Вот одна из таких "вводных", озвученная Андреем Ивановым незадолго до майских праздников:
- Ну что, на майских есть предложение порулить на Пингвине. Тормоза в порядке. Моторы работают. Ты как?
- Так там же сняли на перетяжку элероны с закрылками?..
- Ну и что? Взлетать нам может пока и рано, но полулить-то вполне можно!
- Ну... Я конечно ЗА! Обеими руками!
Порулить... Уже через неделю... Хотя чему я удивляюсь? Мы же собирались это делать как раз весной! А вот уже практически лето. Можно сказать, мы в графике. Отправляемся в Мячково 8-го числа в канун Дня Победы.
Ставшая уже привычной, покупка 400л бензина, пару комплектов аккумуляторов на всякий случай, много всякого разного вспомогательного, ну и мясо на шашлыки...
На месте уже много народа - нас в том числе встречают наши опытные и мудрые наставники: Николай Васильевич Мотовилов и Петр Станиславович Евлошевич. Для них это событие тоже волнительное, радостное и знаковое - уж слишком давно стоят как вкопанные, самолеты, на которых они в свое время летали. Их самолеты - наши самолеты... Поэтому они поругивают нас за опоздание и торопят. Все происходящее ободряет их и придает сил - они категорически отказываются только руководить нами, сами непосредственно участвуют в процессе, переодевшись в спецовки.





Мы быстро включаемся в подготовку - людей много, снега нет, греть и разгребать ничего не надо, и вот уже Пингвин стоит заправленный, стоявшая подле него маленькая Морава отбуксирована так, чтобы не мешать выруливать, отстой слит, уровни масла проверены, аккумуляторы в хвосте привязаны (по-хорошему надо уже задумываться над постоянным креплением - начинаем двигаться и то ли еще будет). Проверяем электрику, проворачиваем винты и обговариваем предварительно всю процедуру:

image Click to view



Занимаем места! Впервые я ощущаю себя действительно в экипаже. Экипаж наш курсантский, за исключением опытнейшего борттехника - Николая Васильевича. Отвлекаться на моторы, естественно, не приходится - Васильич производит запуск, между делом инструктируя нас. Все выглядит как-то спокойно и по-отечески: он сидит между нами с Андрюхой и заранее рассказывает про все тонкости руления, давая нам при этом полную свободу почувствовать самолет. Вот моторы прогреты и опробованы, и мы готовы к рулению. За педали берется Андрей, даем "земле" отмашку, получаем подтверждение. Николай Васильевич снимает стояночный тормоз, Андрюха отпускает тормозные педали, я чуть-чуть добавляю оборотов, и самолет начинает в буквальном смысле плыть, как корабль. Поехали!


Кабина плавно покачивается, режима в 1000 оборотов более чем хватает, самолет начинает ускоряться. Я поначалу думал, что будет легче опять разделить задачи между мной и Андреем, как мы делали это когда запускали впервые правый мотор на Пингвине. Тогда, чтобы по-первости хватило рук и глаз на все, мы разделились таким образом, что на мне лежал старт мотора, а на Андрюхе - все действия по установлению и контролю режима, и это действительно было актуально и сработало. Теперь же я ухватил РУДы и думал, что Андрей полностью сосредоточится на рулении, а я буду управлять двигателями и при поворотах обеспечивать должный разнотяг. Васильич против такого расклада не возражал, однако мы довольно быстро сообразили, что начинаем друг-другу противоречить: я даю несколько больший режим, Андрей пытается задавить чрезмерное ускорение тормозами, самолет замедляется, я еще добавляю, Андрей опять тормозит и т.д. Таким образом, после первых метров поняли, что для нормального руления все управление должно быть сосредоточено у кого-то одного - Андрей взял РУДы, и движение сразу стало гораздо гармоничнее.


Описываем первый круг - Андрюха со стороны выглядит вполне уверенно, как будто всю жизнь рулил на Ил-14. Но вот настает моя очередь попробовать управление самолетом - теперь все управление оказывается в моих руках и ногах. Какие ощущения! Натурально, корабль - чувствуются и масса, и инерция, и размеры. На педалях ощущаются движения огромного руля направления. Но должен заметить, что при всей своей массе и размерах самолет очень послушен - хотя и замечается малейшее движение педалей и тормозов и изменения режимов двигателей, реакция очень плавная и адекватная, можно сказать, совсем "не злобная", поэтому я достаточно быстро схватываю технику руления и начинаю получать удовольствие от процесса. На Ил-14 самовыравнивающася передняя стойка, поэтому руление выполняется раздельным торможением основных стоек и разнотягом двигателей: внешнему мотору при развороте необходимо добавлять режим, внутреннему - убавлять. С раздельным торможением я сталкивался на Як-18Т и Як-52 и немного опасался крутых разворотов на месте вокруг какой-либо из основных стоек шасси - на тех самолетах при этом можно было загнать переднюю стойку в повернутое положение, из которого потом достаточно сложно вывести. Здесь такие развороты можно выполнять совершенно спокойно - видимо сказываются два двигателя. Таким образом и я сделал свой первый круг на Ил-14 по перрону, проверил по просьбе Васильича тормоза на прямом участке. И настал заключительный этап - заруливание на место стоянки. Связь с землей через рацию, как обычно, работает нестабильно, и надо всегда поддерживать визуальный контакт. Так ребята далеко не сразу сообразили, что надо убрать стремянку, которую иначе мы непременно заденем или попросту сдуем при заруливании. Объясняться пришлось, в основном, жестами - кричать в форточку "Уберите стремянку!" было практически бесполезно. Далее начался процесс заруливания, рассчитанный так, что Пингвин в конце его встал точнехонько крыло к крылу с Южным Экспрессом.


Процесс этот был исключительно коллективный, и хотя все управление самолетом было у меня, сказать, что это я зарулил Пингвина на стоянку, было бы по меньшей мере лукавством. Я лишь исполнял команды, и, хотя исполнял их вполне адекватно, весь расчет лежал исключительно на Петре Станиславовиче и Николае Васильевиче, которые с пол-взгляда понимали друг-друга - Евлошевич на пару с Лехой (lekseys) руководили процессом на земле, Мотовилов командовал мне, Андрюха контролировал левую консоль. Ил-14 в который раз показал нам свое расположение к коллективу: в команде и при слаженном взаимодействии возможно все, даже при нашей с Андрюхой "зелёности". Весь этот процесс был заснят на видео и предлагается вашему вниманию:

image Click to view



Дима Синёв (trubach) заснял всю прогулку Пингвина снаружи. Красиво!

image Click to view



Главное на тот день было сделано - наш Пингвин обрел движение! Еще один маленький, но важный шаг на пути в небо. Всего двадцать самых главных минут, зарядивших нас всех позитивом, давших фотографам - Сергею и Александру фотоматериалы. Дальше были шашлыки в прекраснейшей аэродромной обстановке, поздравления с успешным рулением и наступающими праздниками, были байки и рассказы, была дорога обратно, вся на эмоциях после этих минут весенней прогулки Пингвина. И... крепнущее желание когда-нибудь всё-таки управлять этим лайнером в небе!

Ил-14

Previous post Next post
Up