Наверное, многие удивятся подобному названию отчёта. Можно было бы озаглавить этот репортаж в духе "Заброшенный завод", "Заброшенная керамическая фабрика", "Заброшенная фаянсовая фабрика" и т.д. Но я поступлю проще и назову её в честь пушистых и мурчащих животных. Именно их керамические статуэтки можно встретить здесь почти повсеместно и в самых разных позах. Итак, перед нами очередная заброшенная керамическая фабрика с богатой историей, закрывшаяся относительно недавно. Этому производству удалось пережить и перестройку в лихие 90-ые, и дефолт в 98-ом году, но кризис 2008-го почти окончательно поставил крест на его развитии. Через несколько лет цеха и мастерские были опечатаны, а завод объявлен банкротом. В помещениях можно снимать фильмы - на полках стоят необожжённые статуэтки, рабочие места художников покрыты слоем пыли, с потолков течёт вода, а из подоконников местами начинают расти деревья...
This report in English Итак, на этот раз мы перенесёмся на очередную заброшенную фабрику. Ещё в прошлом году я загорелся идеей сюда попасть, нашёл адрес места. Но так выходило, что мне надо было срочно ехать на отдых в Абхазию, поэтому всё сдвинулось на две недели. Как обычно и бывает - стоило подождать буквально несколько дней, и объект оказался в базе Урбантрипа, вскоре туда поехали толпы, желающие пофотографировать/похабарить/покрушить на территории. Уже через неделю на территории появились полицейские машины и агрессивно настроенные рабочие. Лавочка накрылась, пошли слухи об активном восстановлении и перезапуске завода. Я вычеркнул объект из блокнота, почему-то уверившись, что он прошёл мимо. Однако иногда случаются исключения из правил. Месяц назад благодаря пришедшим на помощь комрадам прошла информация, что фабрика стоит на месте, и туда даже можно попасть.
Значит, надо ехать! И вот, мы уже идём под палящим солнцем к месту. Но всё оказалось не так-то и просто. Описанный залаз оказался крепко-накрепко заколочен, поле зарослей вокруг выкошено под ноль, а на территории явно обозначились признаки жизни. Пришлось отсидеться некоторое время неподалёку, заодно устроив пикник на обочине. Потом - быстрая пробежка к зданию, довольно извращённый путь попадания внутрь (друзья были крайне недовольны). Но всё же мы внутри, вокруг тишина, и казалось, что в здании никого нет. Мы расслабились и отправились на изучение помещений.
Но перед тем, как перейти непосредственно к фотографиям, было бы неправильно не рассказать о самой фабрике... Оно было, по сути, основным предприятием страны, история которого была неотрывно связана с развитием керамической и фаянсовой культуры в России. Всё начиналось с маленьких мастерских в конце 19-го и начале 20-го века. Спустя десятилетия после революции - художники и мастера продолжили создавать произведения искусства, выполняя заказы государства - как для массового потребления, так и на идеологическую тематику. Позже и ближе к концу XX века они стали исполнять интересы частных заказчиков. Однако даже в новых современных произведениях сохранялся дух и мотивы многолетних традиций керамики. Да, продукция 90-ых и 2000-ых в чём-то проигрывала продукции 40-летней давности, однако разнообразие ассортимента поражало. Цветочные горшки, сувениры, изразцы для каминов, тарелки, блюдца, садовые гномы, снеговики, это далеко не всё, что тут производилось. Качество сохранялось на высоком уровне, а яркая цветовая гамма выгодно отличала продукцию фабрики.
К сожалению, всё имеет своё начало и конец. И эта фабрика не стала исключением. И пока где-то в закромах теплится жизнь в виде нескольких художников-мастеров, вручную расписывающих продукцию, пока здания завода продаются на торгах, внутри помещений время фактически остановилось.
1. На первом этаже здания находился массозаготовительный цех. Ещё год назад там можно было обнаружить множество различного оборудования - мешалки, крутилки и т.д. Сейчас же - фактически голые цеха. Почти всё было попилено на металлолом. Поэтому направляемся на второй этаж. Здесь расположились лаборатория, живописный цех, медкабинет, раздевалки и переход в сторону крупных цехов. Несмотря на то, что объекту стало за этот год значительно хуже, всё же состояние можно оценивать как хорошее. В этих помещениях сидели художники, расписывающие изделия из керамики. Сухие цветы, баночки с красками, кисточки, эскизы рисунков...
2. Пока что оставим живописный цех и направимся в сторону лаборатории. Именно тут разрабатывались рецепты новых красок (ангобов) и образцов полив (глазурей). Лаборатория состоит из двух комнат. Первая, по сути, представляет собой рабочие места и склад опытной продукции и химического стекла.
3. На стене висит плакат, на котором приведен весь спектр цветов ангобов. Так что такое ангоб, такое неизвестное обывателю слово?
"Ангоб (фр. engobe) - покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п."
Но говоря об ангобах, стоило бы и упомянуть о глазури. Здесь уже слово понятнее и знакомее. Но всё же.
"Глазу́рь (нем. Glasur, фр. glaçure) - стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В древней Руси глазурь также называли поливой".
4. Перед тем, как продолжить экскурсию по лаборатории, немного отвлечёмся и зайдём на склад "белья". Что такое "бельё"? Это необожжённые изделия из глины, в данном случае даже нераскрашенные. Множество хрупких статуэток, ваз и других экспонатов, ожидающих раскраски и обжига в печи и уже который год стоящих на полках склада. Часы в виде всадника, рожок мороженного, городовые-полицейские, вазы, стаканы, чего тут только нет...
5. Как же образуется подобное незаконченное изделие? В массозаготовительном цехе, масса глины замешивается и доводится до нужной констинтенции. После этого она направляется в формовочный цех, где заливается в форму, достаётся и в идеале переходит на этапы покраски, глазурования и обжига. Но в данной комнате располагается как раз-таки склад продукции, которая не вышла (или не успела выйти) на последние три этапа. Вазы на полках.
6. К сожалению, из-за своей хрупкости, неосторожности посетителей, да и вообще из-за времени, многие необожжённые фигурки сломаны или разбиты. Чего уж говорить, ваш покорный слуга сам случайно зацепил и разбил одну необожжённую вазу. Слева на снимке - заготовка для будущих керамических часов в виде избушки с котом и собачкой.
7. Встречаются и совсем уж странные экспонаты - в духе вазы с крыльями)...
8. ...или брутального армейца на фоне закромов Родины.
9. А вот некоторые вещи после покраски и обжига могли бы украсить сервант в доме, колоритно дополнив вашу коллекцию.
10. А мы тем временем уходим со склада "белья" и возвращаемся в лабораторию, о которой я не дорассказал на прошлых фотографиях. Во второй комнате присутствует чисто "лабораторный" антураж. Начнём, пожалуй с муфельной печки.
"Муфельная печь - нагревательное устройство, предназначенное для нагрева разнообразных материалов до определенной температуры" В нашем случае - здесь обжигались экспериментальные покрашенные и глазурованные образцы продукции. В небольшом количестве они сохранились в этой и соседних комнатах.
11. Какие-то "умники" рассыпали на полу часть химикатов, поэтому запах царит не очень приятный. Долго задерживаться здесь не будем. Также, как и в любой другой лаборатории, здесь есть запасы хим. стекла, вытяжки, аптечка и т.д.
12. А вот и те самые образцы продукции (которых, к слову, раньше было намного больше). Многие из них - с дефектами, браком, трещинами, неправильной покраской и т.д. Некоторые чисто визуально выглядят нормально, но судить неспециалисту сложно. На этом снимке я имею в виду вазу и сапожки. Кстати, вот сапожков тут очень много - видимо, на них испытывали новые краски/глазури. А плоская собака - это снова необожжённый экземпляр.
13. А вот ещё одна печь для обжига. Хорошая штука, не правда ли? С помощью такой дома при должном умении после покраски/глазуровки можно превратить белые необожжённые фигурки в готовые экземпляры ;) Хотя, почти аналогичные действия можно провести и в духовке/микроволновке/плите и т.д.
14. Выходим из лаборатории и заходим в следующую комнату по коридору. Здесь продолжаются помещения живописного цеха. После массовых набегов урбан-эксплореров, тут творится хаос - необожжённые вещи вперемешку с опытными образцами и формами. Стоит заметить, что одним из главных заказчиков продукции являлась РПЦ (скорее всего, в лице местных храмов). Здесь множество крестов, кадил, иконок и прочих изделий на православную тематику.
15. Общий вид на комнату и Дед Мороз по центру кадра. На прайс-листе можно увидеть, какие красивые вазы здесь производили в том числе. К сожалению, таких здесь не осталось, и подобные вещи можно визуально угадать только из белых ваз на складе необожжённых изделий.
16. Посмотрим, что стоит на разных полках. Чего тут только нет - самовары, избушки, статуэтки...Кстати, об избушке. Это никакая не продукция, а обычная заводская форма (первоформа) - для выдавливания на глине форм, в которые уже будет заливаться глина для серийной продукции. Подобные формы характерного рыжего цвета и тяжёлые.
17. Как я уже писал, фабрика производила продукцию на заказ (впрочем, тем она и жила и выживала в тяжёлые времена). Например, крышка от керамической баночки "ОЗБИ", ну вы, наверное, слышали о сушках и т.д. этого завода ;) На фотографии есть и изразец - кстати, целый, небитый и красивый. Керамические баночки для карандашей и т.д.
18. А вот этот милый белый медвежонок мне приглянулся сразу)
19. Ещё одна фотография из комнаты со снимка №1. Типичная картина упадка на остановленных производствах. От того не менее грустная, но по-своему колоритная.
20. Полки с формами (хотя тут уже всё вперемешку)
21. Продолжаем кошачью "тему".
22. Статуэтка садового гнома-лепрекона. Сразу вспомнился рассказ Р.Л. Стайна "Месть садовых гномов" (кто читал, поймёт)
23. Помните необожжённый экземпляр часов с верхней полки на снимке 4? А вот тут нашлась форма к нему, можете даже сравнить. Правда, всадника кто-то отколол...
24. Тяжело соблюдать хронологию, поэтому порядок фотографий будет порой сбиваться. Всё-таки одной из визитных карточек этого места, благодаря Ане-"Пиле", является как раз фигурка городового-полицейского. Довольного, харизматичного и готового принять монетку в закрома :)
25. Формы пивных кружек, разнообразных статуэток... Вообще, глаза в этих комнатах разбегаются от обилия различных деталей.
26. И снова сапожки =) Один из них я прихватил с собой на память
27. Форма большой (сантиметров в 70) в длину статуи женщины, кормящей младенца.
28. Встречаются и герои хорошо знакомых сказок.
29. Поскольку читатель, скорее всего, утомился с просмотром фотографий со статуэтками, то отправимся на склады, расположившиеся в просторных цехах. Нас встречает офигевший медведь и говорит "Превед" =) Шучу, конечно. Судя по старым фотографиям, ранее на столах почти везде лежали необожжённые экземпляры статуэток цапель, теперь же - горы осколков :(
30. Зато сохранилось много кувшинов. Некоторые кувшины - просто кувшины, а вот другие являются погребальными урнами для кремации. Да-да, и такую продукцию они тоже производили...
31. Доходим до рабочих мест художников в этом цеху. Большие причудливо изогнутые лампы - для кропотливой и искусной работы требовалась хорошая освещённость.
32. Очередные необожжённые фигурки...
33. Общий вид склада живописного цеха.
34. Какие-то крышечки...
35. Тут же стоят милые голубые совы - пример покрашенной, но необожжённой продукции.
36. Целые ряды кувшинов...
37....цветочных горшков...
38.... и погребальных урн.
39. Возвращаемся назад и - немного позитива после мрачноты - фигурка коровки на фоне поля.
40. Могло показаться, что сохранность помещений почти что отличная, а основными признаками заброшенности являются осколки от фигурок, пострадавших от вандалов. Однако не всё так радужно - во многих помещениях с потолках течёт вода, а под ногами - какая-то каша изо мха и пыли от керамики. Ещё пара-тройка лет, и эта комната будет выглядеть совершенно иначе. Да что говорить, на отчётах годовалой давности - состояние этой же комнаты почти идеальное.
41. На подоконниках некоторых помещений и из некоторых горшков в формовочном цехе растут заросли из растений и мох.
42. Встречаются и печные изразцы. Попадалось много и готовых обожжённых. Кстати, чуть дальше по пути ко второй лестнице мы попали в цех обжига с большими печами для обжига основной серийной продукции. Однако, моё упущение, я их не сфотографировал. Просто события стали развиваться несколько не по плану. А дело было так. Мы услышали голоса прямо под нами. Мужские голоса внутри здания и женский - снаружи. Подойдя к окну, мы и вовсе увидели будку охранника со сторожевым псом. Стоит заметить, что во многих помещениях в полу встречались специальные отверстия для служебных лифтов, прикрытые люками. Соответственно, слышимость в здании очень даже хорошая. После этого мы решили ретироваться и изучить комнаты, оставшиеся позади.
43. Таким образом мы добрались до хранилища формовочного цеха. Вроде бы голоса стихли, однако ходить мы стали на порядок тише. Здесь расположились огромные залежи форм всех возможных видов и размеров. Графины, ёмкости, горшки...
44. ...формы различных зверей - котов, рыб, зайцев, медведей...
45. Стеллажи с формами тянутся в глубину помещения, а где-то в темноте притаился огромный снеговик.
46. И снова религиозная тематика...
47. Здесь же можно найти любопытный уголок - рабочее место у гончарного станка для создания керамических форм.
48. Некоторые формы-образцы (слева) состоят из нескольких частей, а вот экземпляры серийного производства (справа) единые. Что, в принципе, логично) Кстати, это ёмкость-бутылка в виде девушки с подносом.
49. И снова кот, на этот раз спящий и ленивый)
50. Мы, тем временем, возвращаемся обратно к комнатам живописного цеха, и тут начинается самое интересное. Когда мы собрались и отправились в сторону выхода, то услышали позади громкие голоса мужчин, приближающиеся в нашу сторону. Как водится в таких случаях, надо тихо и спокойно заныкаться... Но все начали быстро пятиться, шурша вещами, где-то через пару минут дружно побежали и стали выбрасываться. А залаз-то неудобный, в общем, девушек в сарафанах пришлось быстро вынимать и эвакуировать. Вылезаем, а там в десятке метров - лай огромной стаи собак. Пришлось хорошенько так убегать, но в целом - обошлось. На прощание выкладываю полицейского, передающего всем привет и отдающего честь.
Очень грустно признавать, но отечественные предприятия, продолжающих дела народных художественных промыслов и производств, известнейших во всей стране, а то и в мире, переживают сейчас тяжёлые времена. То тут, то там слышишь новости в духе: "Конаковский завод прекратил работу" (прощай, Кузнецовский фарфор :( ) ; "Гусь-Хрустальный фактически перестал заниматься серийным производством" (прощай, хрусталь высочайшего качества); а теперь ещё и эта керамическая фабрика. С другой стороны, в наше время сильно упал спрос на подобные художественные изделия. Часто ли мы видим подобные статуэтки в современных квартирах с минимализмом и хайтеком? А когда вы в последний раз покупали отечественные цветочные горшки? Или хотя бы наши фаянсовые тарелки...В том-то и дело, что проще закупить и продать китайский массовый ширпотрёб за меньшие деньги... А ведь так хочется, чтобы и наши производства были задействованы и конкурентоспособны. Импортозамещение, ты где?
P.S. А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить
меня в Instagram ;)
Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ!
Дружить;)
Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также:
1.
Фаянсовая фабрика 2.
Текстильная фабрика 3.
Фарфоровый завод До новых встреч!