http://www.voentelecom.ru/press-center/publications/index.php?id_4=523 ТРАФИК БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
Доклад Константина Юрганова, технического директора Yota, был посвящен оптимизации ядра сети и радиоинтерфейсов при предоставлении услуг с неограниченным доступом. В то время как европейские операторы постепенно переходят от плоских тарифов к смешанным - доступ без ограничений по скорости плюс то или иное ограничение по трафику, например с шагом 10-15 Гбайт, - Yota по-прежнему придерживается бескомпромиссной модели, видимо, исходя из бакунинского тезиса о том, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, - то есть абонентам.
Посыл, на первый взгляд, абсурдный и несправедливый: казалось бы, в такой ситуации абоненты со скромными аппетитами платят за обжор. Но - только на первый взгляд. Оплата за трафик в структуре расходов оператора Yota не превышает 5%, а дополнительная нагрузка на сеть не вызывает негативных последствий до тех пор, пока не приводит к ухудшению качества услуг и оттоку абонентов. Глубокая инспекция трафика, маркировка пакетов с трафиком P2P и присвоение им минимальных приоритетов позволяют снизить нежелательное влияние торрентов и других некритичных к временным задержкам сервисов в часы максимальной нагрузки на сеть. Кроме того, как показывает опыт предоставления услуг, около 50% абонентов потребляют не более 5 Гбайт трафика в месяц, и лишь 4% - более 100 (см. Рисунок 2). При этом почти половина, а то и все 80 % абонентов (как считать), по сути, являются потребителями услуг фиксированного доступа.
Тонкое управление настройками на уровне пакетного ядра привело к повышению пропускной способности сети Yota на 30%, причем достигнуто это не за счет приобретения каких-то новых сетевых элементов и устройств, а программным образом - то есть без существенных дополнительных затрат. Наряду с оптимизацией на уровне ядра сети, Yota продолжает работу над кластерной оптимизацией и настройкой радиосекторов. В ряде случаев изменения требуют повторного монтажа, а возможно и переноса некоторых секторов или базовых станций. Основной акцент делается на оптимизации радиопараметров на этапе проектирования новых базовых станций.
В отличие от программных настроек, когда результаты заметны сразу, конфигурация радиоинтерфейса более сложна, постепенна и не приводит к немедленным результатам. По опыту Yota, оптимизация настроек радиокластера из 10-15 базовых станций позволяет повысить пропускную способность сети на 10%. Еще 6% может принести разработанная по заказу Yota технология перераспределения активных абонентов в сектора с хорошими радиоусловиями. Вместе с программными настройками это дает почти двукратное увеличение пропускной способности сети.
Ночью, когда нагрузка на сеть минимальна, вся полоса сектора может быть предоставлена трафику P2P, общий объем которого ограничивается только потому, что механизмов приоритизации данных, реализованных в WiMAX, недостаточно для эффективного управления трафиком.
Не исключено, что Yota предпочитает игры не с нулевой, а, скорее, с положительной суммой, когда выигрывают все!
МИГРАЦИЯ НА LTE
LTE, в сравнении с WiMAX, предлагает более гибкие механизмы приоритизации трафика и, видимо, позволит дополнительно увеличить эффективность использования радиоэфира. Решение о постепенном переводе всей сети Yota на LTE принято: оператор не может и не хочет эксплуатировать два разных стандарта и параллельные сети, это неэффективно не только с технической, но и с коммерческой точки зрения.
Процесс миграции начнется после запуска и приобретения опыта эксплуатации первых сетей LTE. Технически, и с точки зрения частотного плана, и ввиду необходимой замены абонентских устройств, процесс этот очень сложен. Тем не менее будут предприняты все усилия, чтобы процедура миграции заняла минимально возможное время. Как утверждает Константин Юрганов, сегодня Yota начинает не просто тестировать оборудование LTE, а проверять те настройки, которые позволят осуществить переход наименее болезненным для абонентов способом.
В рамках модели совместного доступа к радиосети (RAN-sharing) Yota планирует выстраивать взаимодействие с большой четверкой - «Консорциумом 4G» на гибких принципах, то есть в зависимости от потребностей операторов; и более того, планирует сама предоставлять услуги на базе общей сети на равных условиях с другими участниками консорциума: легким движением руки четверка превращается в пятерку?
Возможно, схема взаимодействия будет одинакова для всех, а может быть, кому-то из операторов будут предложены специальные условия - единой картины пока нет, но Юрганов уверен, что оптимальные технические решения, устраивающие всех, обязательно найдутся.
Улыбнуло " до тех пор, пока не приводит к ухудшению качества услуг и оттоку абонентов"
Арифметика от Yota
1.3*1.1*1.06 = по ощущениям почти 2
Вопрос к сообществу - Тонкое управление настройками на уровне пакетного ядра привело к повышению пропускной способности сети Yota на 30% - это возможно? если не лезть в настройки трафика собственно БС , весь трафик гнать best efford и при том, что радиоинтерфейс - самое узкое место?