Прокудин-Горский и юбилей 1812 года

Jun 25, 2012 09:22

Вчера исполнилось ровно 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года.
В 1912 году вся Россия широко отмечала 100-летний тех событий.
Прокудин-Горский не остался в стороне,  в 1911 и 1912 годах он осуществил крупный фотопроект «Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе», проехав по местам былых сражений от подмосковного Можайска до литовской Ковны (ныне Каунас). К сожалению, до сих пор так и не удалось выяснить, кто был заказчиком этой замечательной работы и как предполагалось использовать её результаты. В каталоге юбилейной выставки 1812 г. о Прокудине-Горском нет ни слова, однако его проекции могли быть дополнением к выставочным (и вообще юбилейным мероприятиям).
Помимо вышеназванного фотоальбома в коллекции имеется безымянный негатив с портретом Наполеона:


Как удалось выяснить, на фотографии запечатлена репродукция с картины В. Верещагина «Наполеон в Петровском дворце. В ожидании мира» для издания в юбилейном альбоме «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года. Альбом репродукций в красках по картинам известных художников с пояснительным текстом под редакцией И. Н. Божерянова». (Издание С. М. Прокудина-Горского и К. П. Лаурсон. С. Петербург, 1911 г.).
Данная репродукция вошла в альбом как иллюстрация №24 «Наполеон в ожидании мира» (однако её нет в репринтных изданиях альбома, поскольку их издатели использовали экземпляр, где именно этот лист был утрачен!).
Оригинал картины находится в Государственном историческом музее (г. Москва).
Не вполне понятно, почему на снимке мы видим именно репродукцию, а не саму картину.


Обложка и оглавление альбома:


Оглавление:


Из репринтного издания:


Примеры репродукций из альбома.
Коссак. Сожжение знамен Великой армии:


Верещагин. В Кремле - пожар:


Верещагин. На этапе. Дурные вести из Франции:


Верещагин. В Успенском собора:


Да, в главной святыне Москвы наполеоновские варвары реально сделали стойло для своих лошадей.

Верещагин. В штыки! Ура! Ура!


Кстати, верещагинский портрет Наполеона, с которого начался наш пост, широко издавался в дореволюционной России в виде открыток:


Previous post Next post
Up