Когда-то перекрытая дорогой, речка Чонгечон в 2005 году была возвращена в первоначальный вид, и теперь снова течет в центре Сеула.
(National Geographic Magazine Features).
Эта фотография поражает с первого взгляда: современный город, небоскребы и естественный ручей, стильный ландшафт, даже трогательные камешки для перехода с одного берега на другой... Как такое возможно? Это частный, закрытый парк какого то банка? Нет: это общественное пространство. Центр современного Сеула - столицы Южной Кореи.
Американский журнал «Тайм» начал присуждать премию «Герои окружающей среды» в 2006 году, чтобы отметить лидеров, которые внесли весомый вклад в улучшение окружающей среды, разрешая относящиеся к этой сфере вопросы. Среди уже получивших премию: Михаил Горбачев, бывший президент Советского Союза; Вице-президент США Альберт Гор и британский Принц Чарльз.
В мае 2006 года журнал "Тайм" выбрал Ли Мён Бака (нынешнего президента Республики Корея) за восстановление в центре Сеула речки Чонгечон, которая была скрыта под мостовой с 1960-х годов. Ли Мён Бак сделал это, когда занимал должность мэра Сеула с 2002 по 2006 гг, - чтобы город был зеленым и более экологически благоприятным. Реформа городской транспортной системы, проведенная Ли Мён Баком, также заслужила всеобщую похвалу.
Чонгечон - это 5,8 километровая река, протекающая через центр Сеула. Ранее она была скрыта под бетонной дорогой, а в 1968 году над нею было построено высокоскоростное шоссе. В июле 2003 года, будучи мэром Сеула, Ли Мён Бак инициировал проект восстановления загрязненного потока и успешно трансформировал его в чистый городской водоем, ставший со времени его открытия в октябре 2005 года одним из наиболее популярных достопримечательностей среди туристов.
Наряду с восстановлением реки Чонгечон, журнал «Тайм» представил и устройство Сеульского леса, участка городского лесопарка стоимостью 224 млн. долларов США, сравнимого с Лондонским Гайд-парком и который, по мнению журнала, постепенно отучит жителей Сеула от их пристрастия к автомобилям. Его же инициатива помогла решить транспортную проблему в городе: с увеличением количества личного автотранспорта всё больше неприятностей жителям доставляли пробки на дорогах. И чтобы дать общественному автобусному транспорту весомое преимущество и существенно сократить время поездок пассажиров, были проложены специальные автобусные линии. Теперь, тратя по 8 часов на работе, жители не тратят ещё по 4 на дорогу туда и обратно. Масштабные действия правительства сделали большое одолжение городской экологии: воздух в Сеуле намного чище, чем в Пекине - его можно сравнить только с воздухом в Токио. Журнал «Time» пишет: «Некогда Сеул являлся символом бетонных джунглей, а ныне превратился в оазис зелени. Этим город подает яркий того, как необходимо любить и заботиться об окружающей среде».
Церемония награждения была проведена журналом в октябре 2007 года, но Ли Мён Бак не смог присутствовать на ней из-за президентской избирательной компании. Майкл Элиот, главный редактор журнала «Тайм», вручил приз вновь избранному президенту Южной Кореи в Сеуле в пятницу в качестве запоздалой церемонии награждения. На церемонии наряду с законодателями, экспертами по окружающей среде и общественными группами присутствовали глава переходного комитета Ли Кён Сук, а также члены комитета.
Согласно информации переходного комитета Ли Мён Бак выразил желание достигнуть устойчивого экономического развития путем создания гармонии между окружающей средой и экономикой в XXI веке.
Ли Мён Бак также подчеркнул, что вновь избранное южнокорейское правительство стремится активно сотрудничать с соседними государствами в решении экологических вопросов, таких как опустынивание и глобальное потепление, путем поддержки экологически чистого производства как одного из двигателей будущего роста страны.
Проект вывода Чхонгечхон на поверхность получил кта же специальный приз на 9-ой Международной архитектурной биеннале в Венеции.
На фото: журнал «Тайм» выбрал Ли Мён Бака Героем окружающей среды 2006 года.
Ручей Чхонгечхон до 1970ого года:
Сеул. Фото 1945 года.
Строительство автомагистрали на месте ручья Чхонгечхон:
Рабочие заводят ручей Чонгечон под землю (фото из Сеульского музея истории.)
Работы начались в 1958 году и закончились в 1976, с открытием на месте русла шоссе.
Чонгечон протекал под землей, пока в 2005 году не началась его реставрация.
На фотографиях выставки видно, как вдоль реки многие люди жили в домах на сваях.
Автомагистраль на месте ручья Чонгечон:
На этом месте всегда была речка. Онa играла важную роль в жизни Сеула: еще в первой половине пятнадцатого века по приказу короля тут проводились большие работы по углублению русла Чхонгечхон. После Корейской войны начала пятидесятых годов район вокруг ручья был сильно разрушен, и вдоль его берегов образовалось много лачуг, в Чхонгечхон сливались нечистоты, он превратился в зловонную клоаку. В 60-х годах власти решили бороться с создавшимися антисанитарными условиями методом сноса трущоб и переселения жителей, заключения ручья в подземную трубу и последующим строительством автомагистрали над этим местом. План, как обычно, был выполнен качественно и в запланированный срок. В 1970 году на месте ручья появилась скоростная двухъярусная автомагистраль.
Прошло больше тридцати лет, обстановка в стране изменилась. Денег у государства стало гораздо больше, возросла и потребность жителей Сеула в зонах отдыха, экологичных местах для прогулок. Туристов тоже нужно было заинтересовать чем-то необычным. Тут и вспомнили о "погребенном" старом ручье Чхонгечхон. Главным инициатором этого проекта был нынешний президент Республики Корея Ли Мён Бак. Кстати, это был не единственный его "зеленый" проект: можно вспомнить также о создании "Сеульского леса". Был разработан план возвращения Сеулу ручья Чхонгечхон, который выглядел совершенно фантастично. По плану нужно было полностью снести автомагистраль, вскрыть, оборудовать и украсить русло ручья, решить проблему с наполнением его чистой водой. Дорога долгое время обеспечивавщая разгрузку центра города от автотранспорта со временем сама стала артерией загрязняющей город - тут и шум, и пыль от машин. И с эстетической, и с экологической точек зрения дорога требовала реконструкции, которая и началась в 2003, продолжилась до 2005 года, и сопровождалось многочисленными протестами жителей , в основном тех , кто имел бизнес вдоль дороги .
План был выполнен, с 2005 года новая зона отдыха открыта для посетителей, куда теперь ежедневно приходит много туристов и местных жителей. Все путеводители по Сеулу, в которых не было информации о ручье Чхонгечхон, устарели в один день - настолько этот проект изменил план и облик Сеула и скорректировал список его достопримечательностей. Исторический центр Сеула - находится на территории древнего города династии Чосон. Он изобилует старинными дворцами, соседствующими с ультрасовременными постройками делового квартала - высотными офисными зданиями, штаб-квартирами корпораций и гостиниц. В окрестностях Чхонгечхона расположены такие известные достопримечательности, как дворец Токсугун, Сеульская площадь, Культурный центр императора Сечжона, улица Инсадон, дворцы Чхандоккун и Чхангёнгун и другие. Новый стильный ручей - парк, как нельзя лучше украсил весь район.
По сути дела, новый Чхонгечхон представляет собой вытянутый в одну линию ландшафтный парк в самом центре города, по которому можно гулять вдоль реки. Можно сесть на камушки и помочить ноги в чистой воде, можно полюбоваться многочисленными разнообразными фонтанами. У истоков ручья находятся несколько фонтанов: в форме свечи, фонтан-фейерверк и большой двухъярусный фонтан. Ниже по течению есть также фонтан-тоннель. Тут вода, вытекая из 42 отверстий с высоты 5 метров, образует пятидесятиметровую арку над прогулочной аллеей. Есть еще известный ритмичный фонтан. Тут вода стекает по мраморной стене, причем ночью, когда фонтан подсвечивается, создается впечатление, что она стекает в определенном ритме. Особенно красивы фонтаны ночью, с подсветкой. Ручей довольно длинный - около 10 километров. На его протяжении построено 22 моста, но во многих местах речку можно перейти также по специально выложенным камням.
Кроме фонтанов, тут есть несколько "стен". Стена Надежды украшает обе стороны набережной ручья и выражает трагедию и боль разделения Кореи на два государства и надежду на их объединение. Стена облицована керамическими плитками, на которых оставили свои записи 20 тысяч корейцев: как жителей Сеула, так и Северной Кореи и зарубежных диаспор. Автографы оставлены, как знак надежды на объединение корейских государств. Стена Культуры расписана создающими гармоничный ансамбль работами пяти современных художников на тему "дорога в будущее". Самая большая в мире керамическая стена Панчхадо украшена росписями, посвященными поездке 22-го короля династии Чосон, императора Чонджо на могилу родителей. На ручье Чхонгечхон реконструировали даже "трущобы": пять двухэтажных деревянных домов, похожих на те, что ютились на Чхонгечхоне 40 лет назад. Причем в каждом доме тщательно воспроизведен и интерьер той эпохи. Есть здесь книжная лавка с потрепанными комиксами и галантерейный магазинчик, жилой дом с приклеенными к стене киноафишами тех лет и лавка, торгующая угольными брикетами, которыми тогда топили дома. У домов можно увидеть старинные носилки и тачку, а внутри жилого дома - различные предметы домашнего обихода вплоть до белья, развешанного на просушку на втором этаже. В лавке галантерейщика ностальгирующие по шестидесятым годам могут с умилением увидеть деревянные счеты, спички и сигареты тех лет. Дети же, пришедшие сюда с родителями, с удивлением рассматривают забаву их пап и мам - железный обруч, которые ватаги сорванцов гоняли при помощи палочки по улочкам вдоль Чхонгечхона.
Самые красивые и привлекательные места на всем протяжении ручья Чхонгечхон - это фонтаны на площади Чхонге, откуда берет свое начало ручей, мост Квантхонгё (считается, что если пройтись по этому мосту в первое полнолуние нового года по лунному каледарю, то весь год не будут болеть ноги), расписные стены в районе Тондэмуна, стена желаний, на которую можно повесить записку со своим желанием, и многое другое. По ручью Чхонгечхон водят экскурсии. Например
вот такие. Ручей Чхонгенхон привлекает посетителей в любое время суток: тут проводятся многочисленные мероприятия в течение всего года, включая праздники Новый год, митинги, демонстрации мод, и рок-концерты.
Окрестности ручья Чхонгечхон заполняют рынки и многочисленные ресторанчики. Именно здесь, на рынке Кванджан, расположена самая большая улица закусочных в Сеуле Мокчакольмок. Аллея жареной рыбы - именно тут переходит в аллею целой вареной курицы (такханмари). Все это работает даже ночью.
Вода в ручье Чхонгечхон достаточно чистая, в нем можно увидеть рыбок, родители разрешают тут плескаться детям. Но за два года строительства все-таки не смогли пустить в ручей "настоящую" воду с гор, вода в ручье водопроводная. Это - едва ли не единственный недостаток проекта. Но, возможно, в будущем и он будет устранен.
На реализацию проекта ушло два года и примерно 281 млн. $. Постепенно вложенные в реконструкцию деньги стали возвращаться: ведь рядом с достопримечательным местом всегда растет стоимость аренды и повышается прибыль расположенных рядом предприятий. К тому же в любом крупном городе земля возле парков и скверов считается элитной, так как там лучше экология. А главное: очень довольны люди - жители и гости Сеула.
Восстановленый в новом облике ручей Чонгечон:
Русло речки Чхонгечхон (Cheonggye) после реконструкции:
- По данным Сеульского Института развития, проектреставрации ручья Чхонгечхон добавил от 2,9 млрд до 20 млрд $ в местную экономику
и создал 300000 новых рабочих мест в строительстве, машиностроении, недвижимости, розничной торговле.
- Каждый день, этото новое общественное пространство привлекает около 90000 посетителей.
- Загрязнение воздуха вдоль ручья упало на 36 процентов.
Кроме того, летние температуры вдоль канала сейчас на 5 градусов ниже, чем в окружающих районах.
- Всего через четыре года после того, как ручей был открыт,
количество видов рыб увеличилось с 4 до 25, птиц - от 6 до 36, насекомых от 15 до 192, и растений от 62 до 308.
Проект реставрации ручья Чонгечон:
Впечатляющие фото: было и стало.
Парк ручей Чонгечон на туристической схеме города:
Детали отреставрированного старинного моста:
Современные арт-объекты:
Инсталяция во время одного из мероприятий в парке:
Музеи народного быта - копии домиков, когда стоявших по берегам ручья Чонгечон.
Сайт проекта:
http://english.sisul.or.kr/grobal/cheonggye/eng/WebContent/index.html (На корейском, японском, китайском и английском языках.
Там же - многочисленные подробности процесса строительства и реставрации.)
Авторами ландшафтного проекта являются мастера команды «Mikyoung Kim Design» из Бостона:
www.mikyoungkim.com Руководитель бюро: MIKYOUNG KIM
http://www.architalx.org/mikyoung-kim/
Источники:
www.inhabitat.com www.bigpicture.ru www.russian.visitkorea.or.kr/rus/ www.leejongwon.livejournal.com www.my19edwin.livejournal.com www.urban-club.ru www.archdaily.com www.asla.org