Прочитал книжку Моасира Скляра «Кентавр в саду»… Книга бразильского писателя, португальца по происхождению, о кентавре из семьи евреев-эмигрантов, спасающихся от русских погромов - это какая-то коэльщина, - думал я. Ошибся. Как и ошибался относительно своего впечатления о книге, пока не дочитал ее до конца. В первой трети книги мне казалось что я читаю этакий ехидно-ироничный фельетон из жизни ортодоксальных евреев, затем начал подозревать автора в попытке создать какой-то зоофильный порнороман с психологическим уклоном, и наконец в завершении книга мне безумно понравилась - потому что совсем не являлась ни порнороманом, ни фельетоном. Люди умные говорят это и есть «магический реализм» - может так и есть :) Петляя по сюжету романа, несколько раз переворачивая представления о тексте с ног на голову и разгребая сумятицу мыслей, читатель плавно начинает смотреть на текст как на свою собственную жизнь, каким бы абсурдным это не казалось. Нечто похожее с читателями проделывает например Борис Виан, хотя у него конечно более запущенный диагноз, чем у Скляра. По сути сказочный сюжет, со всеми составными вехами - уродство как заколдованность, скитания как попытка бегства от несовершенства мира, любовь как избавление - упирается у Скляра в поиск собственного места в жизненном водовороте условностей, и приводит читателя к забавным размышлениям - чем собственно мы сами постоянно жертвуем, чтобы сохранить отношения с любимыми, близкими, друзьями и остается ли после этого что-то от нас самих, кроме воспоминаний. Советую!
О сюжете. В Бразилии, в семье русских евреев-колонистов рождается мальчик Гедали - всем хорош, но ниже пояса он лошадь. В смысле, простите, конь. Ну, конь - не конь, а обрезание делать надо - семья порядочных евреев, а не абы где. И хоть моэль был несколько удивлен размерами того, что предстояло обрезать, но выполнил свой долг :) Рос жеребенок прилежным евреем, играл на скрипке, жил в конюшне, бар мицва - все как у людей. Но природа брала свое - согрешил с соседской кобылицей. И семья Льва Тартаковского, вместе с сыном-кентавренком Гедали переезжает в город. В городе Гедали, постукивая копытами о паркет, ночи напролет читает учебники по менеджменту, книги Ницше и Фрейда, сочинения Маркса (впоследствии он станет социалистом) и очень огорчается - ведь про кентавров там ничего не написано. Он убегает из дому и попутешествов несколько лет с бродячим цирком, встречает девушку-лошадь. И жить бы им поживать, да жеребят наживать, дак нет! Его девушка - Тита - насмотревшись телевизоров и глянцевых журналов очень захотела стать человеком. В смысле без крупа. И вот Гедали и Тита после сложнейших операций становятся людьми. Но стали ли они от этого счастливей? Ни рождение детей, ни друзья, ни социальные проекты не стали их счастьем, пока они и сами не забыли как скакали по полям Бразилии, смахивая хвостом надоедливых мух.
Купить .
Читать