Прочитан цикл Филиппа Пулмана "Темные начала"...Поводом для написания этого поста был небольшой асечный диалог с драгоценной
mirka_catwoman, в рамках которого мы не успели донести свои впечатления друг другу. Собственно я прочитал пулмановские книги только в этом году, по причине чисто прикладного интереса, содержание которого не скажу :) - но оно было весьма серьезным. Как известно книги цикла «темные начала» были истерически осуждены католической церковью, которая именно таким образом и выражает свои впечатления по поводу литературы и кино в последнее время. По моему глубокому убеждению запрещать книги там, или фильмы не имеет никакого смысла. Потому что, большинство «запрещаемых» книг отчетливо бездарны в пиар плане и людям будут неинтересны, а та меньшая часть, которая небездарна - все равно будет интересна только узкому кругу людей. Как пример - бесконечно любимый всей моей фрегдлентой кокаинист-истеричка Булгаков, полу-запрещаемый в СССР из-за сатиры на режим и из-за библейского повествования. При этом, в общем-то я не слышал о сотнях узников лагерей, которые читали и давали почитать Булгакова. Те, кому он был интересен - читали Булгакова. Теперь во времена полной свободы по Булгакову даже сериал сняли. И что? :) Больше читателей стало? Или может верующих? Пулман люто не любит Церковь. И ветхозаветного Бога тоже не любит. Но как большинство европейских богоборцев рисует мироздание, списанное с ведийско-буддийского мироустройста, - но его читатели конечно, в силу юности об этому узнают позже. Когда вырастут. Взрослому человеку, читающему эти книги, очень легко видеть прорехи в той космогонии, которую выстроил Пулман... Посудите сами, двенадцатилетние дети (с весьма и весьма кстати карикатурными характерами) которые вдруг стали Адамом и Евой (а Искуситель в этот раз был бывшей монашкой, а ныне физиком) - это скорее какая-то фантазия педофила-атеиста. Или например подмена понятия веры как таковой, отношением к жизни вообще - как это было у Мери. Но вот юные читатели - чтобы там ни говорила реклама, это еще более детская книга чем поттериана - по сути видят совсем другой сюжет. А именно мир, в котором церковь готова убивать детей ради своих (непонятных впрочем юным читателям) целей. Мир в котором едиственный реально положительный взрослый герой говорит - что «христианская религия это очень влиятиельное и убедительное заблуждение, не больше того». Когда я прочитал эту фразу - я улыбался. Потому что, такое влиятельное и такое убедительное, что сам Пулман на него попался. А все остальное - я имею в виду его книги, это знаете если ребенку специально не говорить, чтобы он чего-то не делал, то он этого с большой вероятностью делать не будет. А вот если сказать, то он это с большой вероятностью сделает. Из чувства противоречия. Уж не знаю, что у него там с церковью случилось - но его попытки обвинить ее во всем сразу плохо прикрыты хромающим сюжетом книги - но подчеркну хромает он для нас, аналитически мыслящих и умудренных опытом не-детей. А вот для детей это очень жестокая, очень волнующая книга и, что самое невероятное, с несчастливым концом. И главное не дающая ответа на то, кто виноват. Этим эта книга и опасна. Ложные враги, пирровы победы.
О сюжете. Девочка Лира живет в параллельном нашему мире, в Оксфорде при церковном коледже. Ее отец еретик, не подчинившийся воли святой церкви, и занимающийся исследованиями, направленными на проникновение в другие миры - с очень тщеславной целью: он хочет убить Создателя. Мать Лиры - агент той самой церкви, которая решает схожую с папочкой Лиры задачу, но с другой целью - подчинения людей и избавления их первородного греха, путем контроля над их душами. Оба родителя не озабочены своей дочкой, она даже их не знала к моменту начала повествования. У Лиры есть высокое предназначение, известное некоторым из пророчества - а именно спасение всех миров. Причем спасение заключается, не падайте со стула, именно в грехопадении - в его ветхозаветном варианте, Лира - новая Ева. В этом ей поможет мальчик Уилл, уже из нашего мира, мама которого душевно-больна, а папа путешественник по мирам. Вместе они будут спасать детей от лап церковных маньяков, потом спасать мертвых из загробного мира, потом воевать с Богом-Создателем... Правда описывая «спасение мира» Пулман, все таки ограничился яблоком, не вдаваясь в подробности - хоть в этом была какая-то мера... А вот во всем остальном меры не было. Добрые и не очень герои гибнут на его страницах пачками, причем как правило, мучительной смертью. Что говорить, если даже Метатрона-Еноха и Создателя тоже Пулман убил. Если бы я в 12 лет одолел более тысячи страниц текста, и прочитал такой вот конец, я бы пошел и убил автора. Это сейчас я даже не вспомню лицо перед которым первый раз произносились клятвы в вечной любви. Но тогда я еще не знал, как это бывает :) и за такой конец бы разорвал в куски.
Купить .
Читать P.S. Атеизма в этой книжке нет, есть антихристианство. Во-первых, потому что единственным признаком человека у Пулмана является душа. И если бы не милые детки, даже бессмертная. Во-вторых, потому что ветхозавтная картина мира, которую детскими руками с ножичком и компасом-альтиметром рушит автор, заменяется на мир с колесом Дхармы. Но низвергнув всех плохих, с точки зрения автора, богов - он выводит на сцену нового - Пыль. Причем, заметьте - Пыль которая тупо манипулирует людьми - все поступки и свершения в книге осуществляются по ее прямому указанию. А ведь изначально люди в мире Пулмана руководствовали исключительно собственными намерениями и суждениями. Именно поэтому, такое влиятельное и убедительное заблуждение правО даже здесь - не сотвори себе кумира. И именно это влиятельное и убедительное заблуждение оставляет человеку свободу воли - чего Пулман совсем не оставил своим героям.