никогда не вернемся обратно

Jul 02, 2007 15:44



Расскажу про фильм «Возвращение» Андрея Звягинцева (по Вашим просьбам)… Про свой фильм Звягинцев молчит. Всегда с настороженностью относился к режиссерам (или писателям), которые в своих интервью или мемуарах, или еще где-то пытаются раскрыть смысл своих произведений. Сохраняя некоторую загадочность можно добиться гораздо большего эффекта. И если твой зритель тебя не понял, это походу даже не проблема. Любое искусство должно иметь своей целью эмоции его потребителя (после создателя конечно), а не процесс, который принято называть мыслительным. Одних и тех же эмоций можно достичь совершенно разными размышлениями, которые для каждого конкретного человека могут не совпадать с авторскими - и слава Богу, зачем нам чужие тараканы, когда своих не прокормить :). Поэтому я с улыбкой воспринимаю тех, кто зачастую спорит друг с другом по поводу того «что хотел сказать автор». А еще смешнее эти журналисты - а о чем Ваш следующий фильм / книга? Это, видимо, балин такая модификация суперумного вопроса «про ваши творческие планы» (видел одного кренделя - кинорежиссера, который задающему такой вопрос юнкору выдал - сейчас выступлю тут у вас, нажрусь и поеду… кхм. ну тебе это рано деточка) Да какая разница! Вот я например увидел в фильме «Возвращение» очень много христианских мифологем, а кто-то нет. А одна моя знакомая дама, вообще это считает очень правильным методичным фильмом о воспитании трудных подростков (еб%нутся, да?). Но фильм ей тоже нравится.
Как-то одна детско-юношеская любительская мультстудия собиралась на такой же любительский кинофестиваль на Одесскую юморину. Поскольку время было пионерско-советское, на фестивали надо было возить новые фильмы - иначе непонятно куда идут народные деньги :) Ну и конечно, столичным, надо еще было обязательно занимать призовые места - иначе чем занимаются методисты в районо :) Поэтому за несколько месяцев «до того» нужно было создать какой-то новый мульт, и обязательно юмористический. А надо сказать, студия о которой идет речь была рассадником антисоветского отношения к творчеству и к одному ребятенку, - там был один очень идейный юный коммунар - относились по началу даже с подозрением. Так вот поскольку ничего смешного в голову не шло, а ядро коллектива тогда вообще фанатело от авангарда и треша… Когда руководитель увидел проект сценария (а именно он решал, дадут ли на это сраную «свему» - это в то время так техниколор назывался, да) он долго смеялся, а потом спросил - «а если меня посадят». Дети-авторы, непонимая почему посадят (11-14 лет), стали доказывать что это очень смешно - потому что очень глупо и бессмысленно, «смешно ведь когда смысл в его отсуствии» - говорили дети. А юный коммунар сказал, что можно будет на все вопросы отвечать - что движение туда-сюда не несет никакого потаенного смысла, а просто символизирует отставание процесса перестройки в некоторых регионах нашей социалистической Родины - потому как тогда вышла программная статья про «тормоз перестройки» в газете «Правда». Он был хорошо идеалогически подкован этот юный ленинецЪ, и с ним не решались спорить даже люди с большим инструкторским стажем в местном парткоме. Сюжет мульта такой - зеленый экран. На нем в течении трех минут (столько кажется длится озвучка - «Тибетское танго» БГ) по экрану ползет-извивается белая пластилиновая колбаса. Ползет вправо. Хвоста и головы колбасы невидно, они закадром. Затем идут титры, и 2-я серия. В лево на том же фоне, одна за одной, ползут маленькие колбаски-головастики вправо. Тоже три минуты под тоже гребенщиковское тибетское танго. Фильм снят. Просмотр для первых зрителей - педсостав горСЮТ. После шести минут шедеврального мульта и титров «конец» включили свет.
Завуч-парторг (она): Это возмутительно! Вы же понимаете о чем я? Мы все идем вместе вправо? А обратно мы что? Мы ведь не такие! Вы же понимаете это право, лево. Вы! Понимаете! насколько это опасно для детей!
Начотдела кинофото (он): (обращаясь к руководителю) слушай, это же секс, да? Это вот потом спертомозоиды? Ты с ума сошел.
Методист: Это нельзя показывать. Это нельзя показывать. Это нельзя показывать. Это нельзя показывать…
Директор: а почему нет третьей серии с младенцами, гы-гы.
А вы говорите секса не было :) Вобщем, „гыгы” вечно хмельного директора решило дело - и фильм поехал на фестиваль :) Далее была юморина. Поскольку реакция зрителей дико интересовала, вся делегация распределилась по актовому залу украинского недоартека «Молодой гвардии» и слушала реакцию - все пару тысяч пионеров ржали конечно. Кроме жюри. Один очень известный мастер детского кино сказал «А что за студия, их же закроют». Другой очень известный мастер советской юмористической мультипликации, очнувшись от утреннего похмелья тоже сказал что-то про секс. Так вот. Фильму конечно не дали приз (дали призовое место за всю программу). Но все подходили с большим уважением и говорили, что смело, диссидентски, перестроечно etc. А вы говорите.. Что хотел сказать автор…. главное это что он сделал! Правда авторам до сих пор стыдно, что музыка БГ была использована с нарушением грубым нарушением авторских прав.
Так вот о смысловом символизме этого кино. Оно настолько насыщено символами, что кажется без них там не ставился ни один кадр. Просто не хватает ума их все распознать. И дело совсем не в том, что кто-то умничает и видит то, чего нет. Если у кого-то будет желание, а у меня время, я готов делать скриншоты и приводить сравнительные цитаты. Скажу лишь что не узнать вот картину в спальне матери и отца просто невозможно. А в той сцене еще и звуковые цитаты из «Ностальгии» Тарковского… Обратите внимание, какую книгу листают братья на чердаке. Кто из них пишет дневник и как его зовут. Как себя ведет отец за семейным обедом, что и как он делает… Ну и все такое прочее. Башни-вышки эти кстати тоже… как и падение с них, или нежалание прыгать :) Впрочем, все это так «запутано». Народу ближе более примитивный «Остров» Лунгина, и это наверно правильно… Этот фильм это как диагноз или приговор всему человеству. Но это конечно мое ИМХО, а я товарищи веду очень субъективный журнал.
О линейном сюжете. В жизни двух подростков - младшего Ивана и старшего Андрея неожиданно возникает Отец, которого они совсем не помнят. Где был родитель автор не раскрывает, да собственно совсем не это интрига этого фильма. Покров таинственности над личностью отца, как и непонятная цель путешествия, в которое отправляются отец и сыновья остается за кадром. В дороге отец навязывает свое понимание жизни братьям, подавляя при этом более независимого Ивана и вызывая беспрекословное почитание у старшего Андрея. Там где Иван задает вопросы, Андрей боится. Однако именно Иван становится неволной причиной смерти отца, и почему-то после этой смерти становится на него неуловимо похожим.

P.S. Российский кинобомонд этот фильм принял не особо. Чем показал свою завистливость, мелочность и, как по мне, жлобство. Сродни тому, что утворил Меньшов. Люди, которые забыли как выглядит хлопушка тем ни менее очень понимают как ей надо хлопать :) В тот, год когда этот фильм просто «порвал» Венецию - в РФ прогремела очень «похожий» фильм Хлебникова «Коктебель». С шарахающимися от камеры актерами, и с пропившим вне студии период монтажа персоналом. Не понимаю людей которым понравился «Коктебель».

Купить. Скачать.
Previous post Next post
Up