на каждый звук вокруг есть тишина внутри

Oct 14, 2009 09:54



Пересмотрел фильм Михаэля Ханеке (Michael Haneke) «Видео Бенни» (1992, Benny's Video)... Фильмы Ханеке всегда являются сюрпризом, хотя бы потому, что он исследует те стороны человеческого, которые люди предпочитают не замечать в себе (но с болезненно-маниакальной сосредоточенностью изучать в других). По каждому из его фильмов, вне всякого сомнения, можно писать огромные статьи или даже маленькие работы по психологии, или скорее социальной философии. Когда я пересматривал на днях этот фильм, мне хотелось убедится, что в конце картины Бенни и близко не подошел к чувству вины и уж тем более к раскаянию в неправильности своего поступка. Как-то так получилось, что в разговоре со мной сразу два человека за последний месяц, упомянули что мол малыш Бенни просто понял что он виноват, и во всем раскаялся. Люди, чем вы думаете, на кого вы учились ;) Мне кажется, что Бенни и не испытывал ни то, что чувства вины - даже более, его поведение очень последовательно. Даже своей жертве, уж не запомнил как звали эту девочку-жертву, он в конце концов давал выбор и даже получил согласие на выстрел. Еще в этом фильме мне всегда нравилось то, что Ханеке не идет на поводу стереотипов нашего псевдо моралистического общества - мол, к насилию приводят всякие там злобные видеоигры, и сцены насилия в кино. Насилие, как мне кажется, заложено в самом построении человеческого общества - в той или иной степени в любой общественной формации. И как ответ, стремление к свободе, может двигаться по одному из путей - ответному насилию. Конечно Ханеке намутил в этом фильме какие-то скрытые эдиповы комплексы, и совершенно нескрытый нарциссизм - во всяком случае, оставшись сначала с живой, а потом с мертвой ровесницей Бенни ведет себя несколько странно, как для подростка его лет. Насилие для Бенни - просто любопытный процесс, который он изучает - не получая ни удовольствия, ни неприятия происходящего. Всем остальным - родителям, жертвам, друзьям отведена просто роль статистов.
О сюжете. Подросток Бенни, которому лет 16, живет в небедной австрийской семье. Во-всяком случае, родители обеспечили его всякой видеотехникой, с которой он не расстается. В плотно зашторенной комнате вид из окна проецируется на один из телевизоров, пока по второму крутятся новости CNN да BBC, со сводками сколько где и когда людей застрелили, сгорело или подорвалось. А еще у Бенни есть любимый фильм, в котором на загородной ферме его родителей, фермер-сосед убивает свинью из специального такого ружья. Бенни так нравится это кино, что он у этого соседа даже ружье спер. И вот как-то забирая из видеотеки очередную порцию треш-жвачки, Бенни цепляет под магазином какую-то бедняжку-заморашку и ведет к себе домой на «кино посмотреть». Но вместо «кино-вино-...» происходит совсем другое, Бенни убивает девушку, складывает трупик в шкаф и идет с приятелем на дискотеку. А как же добропорядочные бюргеры родители? Расчленяют трупик и спускают в канализацию, отправляя Бенни на экскурсии по Красному морю. Мне очень нравится финал этого фильма именно тем, что поступок героя продиктован совсем не раскаянием, иначе этот фильм не стоил бы и копейки.














imdb . torrent
Previous post Next post
Up