Коса Хель. Батарея Шлезвиг-Гольштейн

Sep 18, 2017 14:13




Хельская коса начинается от польского города Władysławowo и отделяет Пуцкий залив от Балтийского моря. Протяжённость косы составляет 33 км, а ширина колеблется от нескольких сот метров до 3-х км. Въезд на косу свободный и бесплатный. Интерес, в первую очередь, представляют различные фортификационные объекты, общее количество которых только в окрестностях городка Хель превышает сотню (!). Местная фортификация представляет собой "слоёный пирог" из польских сооружений довоенного периода (1920-1939 гг.), немецкой фортификации (1939-1945 гг.) и послевоенных построек (1946-1977 гг.). Большая часть объектов имеет неплохую сохранность и открыта для посещения.

Батарея Шлезвиг-Гольштейн.
Батарея была построена в 1940 году и состояла из трёх позиций для 406-мм (16-дюймовых) орудий, 9-этажной башни управления огнём и двух бункеров для хранения боеприпасов. В июле 1941 года, после тестовых стрельб, орудия были разобраны и перенесены на Атлантический вал во Франции, где, в последствии, они были захвачены и уничтожены союзниками. Каждая орудийная позиция, расположенная в Хеле, представляла собой комбинацию укрепленных казарм для 88 человек, орудие и 4 внутренних хранилища боеприпасов.



В настоящее время на территории батареи расположен музейный комплекс.



План сооружений батареи Шлезвиг-Гольштейн:
1: Позиция № 1 "Антон". Музей природы и этнографии.
2: Позиция № 2 "Бруно". Основная выставка музея береговой обороны.
3: Позиция № 3 "Цезарь". Закрыта для посещения (сентябрь 2017 г.).
4: Башня управления огнём. Экспозиции музея береговой обороны.
5: Бункеры для хранения боеприпасов. Железнодорожный музей.



Позиция № 1. Музей природы и этнографии.
Напольная сторона позиции № 1:



Станина для орудия:



Проход между орудийным двориком и казематами:



Действующий дизель-генератор:



В казематах расположены достаточно интересные и разнообразные экспозиции весов:



...утюгов:



...церковной утвари:



...столового серебра:



...и прочего хлама прочих вещей, освещающих быт, этнографию и природу окрестностей:



Позиция № 2 "Бруно". Основная выставка музея береговой обороны.
На входе представлены несколько вариантов блок-постов:





Экспозиция корабельной и полевой артиллерии.



Привлекает внимание гравицапа двойное автоматическое зенитное орудие АК-230 калибра 30 мм (СССР, 1957 г.). В стационарном виде использовалось на многих типах кораблей бывшего социалистического блока. Представленный на фото образец был смонтирован для тестовых стрельб.



Станина для орудия "Бруно":



План казематов:



Оборудование для фильтро-вентиляции:



Музейные экспозиции достаточно интересны:



...и разнообразны:



По периметру позиция окружена колючей проволокой:



Позиция № 3 "Цезарь".
К сожалению, внутрь попасть не удалось.





Между складом боеприпасов и орудийными позициями батареи проложена узкоколейка, по которой до сих пор можно проехать. Паровоз и вагоны на фото - послевоенной постройки:



Между позициями батареи и морем проходит три линии обороны:




По морю вдоль берега курсирует подводная лодка:



Бункеры для хранения боеприпасов



Железнодорожный блок-пост:



Башня управления огнём



От себя добавлю, что количество экспонатов в музейном комплексе исчисляется тысячами. Первые две позиции настоятельно рекомендованы к посещению. Кто-то реально вложил во всё это душу и сердце (в дополнение к деньгам Евросоюза). Стоимость единого входного билета - 25 злотых (около 400 руб.). Билеты, в принципе, можно покупать в каждом музее по отдельности (по 8-10 злотых), но суммарно выйдет дороже.
В целом от поездки впечатления самые благоприятные. В общем, рекомендую.

Путешествия, Фортификация

Previous post Next post
Up