Minimoog Voyager XL: Preview обзор

Sep 22, 2010 10:43



Хотите свисток за 5 штук баксов? Возьмите новый Moog! Хорошо бы ещё быть таким как Кит Эмерсон или хотя бы Манфред Мэнн, чтобы его использовать по назначению.

Похоже, что культ синтезаторов Moog со смертью основателя стал лишь увеличиваться, так что Moog Music один за другим празднует юбилеи: сначала 50-летие в 2003 году, а теперь и 40-летие самого лучшего синтезатора всех времён и народов: Minimoog. К этому юбилею создатели подготовили выход абсолютно монструозного моно-свистка, который называется Minimoog Voyager XL.

Внешне синтезатор напоминает сиамского близнеца Minimoog и не менее культового Korg MS-20, причём производитель сделал правильный выбор, и нарастил синтезатор вширь, увеличив клавиатуру до 5 октав и добавив на Voyager патч-панель в стиле своих модульных систем. Причём, в отличие от MS-20, панель эта находится с более удачной с точки зрения эргономики, левой стороны.



Модель наследует все особенности Minimoog Voyager, который, в свою очередь, сделан по образу Minimoog Model D, но немного изменён в целях достижения большей стабильности осцилляторов и дополнен цифровой оболочкой под управлением процессора Zilog Z-180 (Я не шучу!), которая позволяет запоминать программы и управлять почти всеми параметрами по MIDI.
Общая конструкция

Cердце синтезатора основано на 3-х классических муговских осцилляторах с прямоугольной и пилообразнной формами волны, причём, последняя может быть плавно видоизменена до треугольной формы. Второй осциллятор может работать в режиме синхронизации с первым, а третий может отключаться от клавиатуры и вообще переключаться в режим LFO. Конечно же, каждый из них может быть независимо настроен, позволяя образовать, например, залихватское трезвучие, а также частота одних может модулироваться другими.

Звук этих осцилляторов балансируется в 5-канальном микшере, в котором, также, можно подмешать сигнал с аудио-входа и генератора шума.

Далее звук направляется в сложный двойной двухрежимный фильтр: параллельный LP, либо последовательный LP+HP. Кроме обычных ручек Cutoff (общей для обоих фильтров) и Resonance, в секции фильтра также имеется ручка Spacing, управляющая зазором между частотами среза фильтров в пределах 3-х октав, и KB CONT AMOUNT, меняющая степень зависимости частоты среза от взятой клавиши. В понятиях цифровых рабочих станций это называется также Keyfollow, а для модулярщиков это просто аттенюатор VCF Cutoff CV.

Также на борту есть один LFO с прямоугольной, треугольной формами волны и режимом Sample&Hold с переключаемым смягчением (Читай: портаменто). И конечно, громкость инструмента и частота среза модулируются классическими генераторами огибающих ADSR. Наконец, как у всякого приличного свистка, у Minimoog имеются органы управления портаменто и общей подстройкой.

В Voyager была также введена цифровая схема для запоминания патчей и сенсорная панель, которая отправляла аж 4 разных сигнала: X, Y, A, меняющийся от силы давления, а также Gate, запускающийся от самого прикосновения к панели. Кроме того, вдобавок к Prewired шинам присутствует ценный модуль управления шинами модуляции, позволяющий направить два сигнала с LFO, клавиатуры, педали или внешних источников CV на два каких-нибудь параметра.


Проводки и дырочки

Ну а для тех, кому этот функционал кажется слишком банальным, Moog Music подготовила пир духа, включающий расширенную клавиатуру, длинный резиновый контроллер, и, наконец, патч-панель, которая разделена на логичные и эргономичные секции.

В верхней половине по очереди расположены следующие секции:
  1. Выходы с Touch-контроллера, колёс, педалей, клавиатуры, LFO и т.п.
  2. тройная мультипанель на 4 гнезда, которая позволяет отправить один сигнал в три разных места.
  3. Входы на разнообразные модули. Даже не буду перечислять, лучше просто прочитать на картинке.

В нижней половине находятся выходи выходы разнообразных обработок CV:
  1. Два активных аттенюатора с регулятором смещения.
  2. 4-х канальный CV-микшер
  3. Портаменто-модуль, названный Lag Processor.
  4. Дополнительный навороченный LFO с несколькими формами волны (TRI, SAW, RAMP, SQR, S&H, S&H Smooth), период волны которого синхронизируем с MIDI Clock или внешним Gate-сигналом.

Наконец, на in-Out панели у синтезатора расположено 10 входов и 20 выходов CV и 3 входа для внешних гейтов.

В звключение хотелось бы отметить, что современным синтезаторам Moog при всей их сложности, возможно, не хватает той сырой нестабильности, которая вносила свою прелесть в звучание классических аналоговых приборов 70-х годов. Мне довелось немного повозиться с Voyager, когда я работал в Art Technology, и единственное, что смущало - это слишком стабильный строй, который нельзя «испортить» какой-нибудь специальной кнопкой, которую можно было бы назвать Old School. Даже одна из юбилейных модификаций, которая как раз и называлась Voyager Old-school, имела ту же систему стабилизации, что и на остальных Voyager. Впрочем, не стоит забывать, что сейчас уже не время ламп, фона и нестрояка, а хорошая музыка может хорошо звучать и на новом оборудовании.

© Дмитрий Штатнов (rpocc.ru)

moog, synths, keys, serious, devices

Previous post Next post
Up