И брызги, как мошки, летят на огонь маяка,
Чтоб вновь возвратиться к холодной ярящейся пене.
Маяк есть подобие свечки в руке старика,
Который внутри его мерит витками ступени,
Неспешно, но верно по лестнице двигаясь вверх.
И.Бродский
Наше путешествие к маяку началось с того, что автобус высадил нас на Рейдовом молу. Надо признаться, удивительно было смотреть на город со стороны моря - ракурс крайне непривычен: )
Вообще рассказывать об этой экскурсии - дело гиблое.
Вот когда стоишь там, на молу, ветер швыряет в лицо соленые брызги, чистым воздухом невозможно надышаться и чувствуешь абсолютно сумасшедшую энергию и моря, и ветра - тогда это ощущается абсолютно по-другому.
И тем не менее....
То, что на фото ниже, увитое виноградом, выглядит как какой-то одесский дворик или дача.
На самом деле это проход к Рейдовому молу, ведущий мимо домика маячника и старой метеостанции...
которые, к сожалению, на сегодняшний день находятся не в лучшем состоянии.
Небольшая инсталляция, установленная совсем недавно и посвященная истории маяка:
Старая метеостанция у входа на мол, за ней здание ПРДС - поста регулирования движения судов (эта с виду маленькая синяя «кабинка» находится на высоте, равной высоте16-тиэтажного здания).
Несколько лет назад на оголовке карантинного мола на 5,5 гектарах располагался маячный городок. Это были старые хаотичные постройки: дежурная, сарайчик, какое-то навигационное оборудование и виноградник.
Построив контейнерный терминал, порт, конечно, забрал эту территорию, оставив лишь ведомственный дом смотрителей.
Историческая справка: Рейдовый мол, расположенный в порту, является продолжением Карантинного мола. Он имеет выгнутую форму и построен по проекту К.Гартлея в 1877 - 79 гг. из бетонных массивов весом до 100 тонн горизонтальными рядами длиной 646 м. Именно на нем в конце 1888 года был возведен ВТОРОЙ маяк.
А вот путь смотрителя по молу к маяку и обратно уже называют "Тропой маячника". Ее длина - 680 метров, и если в хорошую погоду шагать под солнышком и ветерком вполне приятно, то в плохую погоду ситуация кардинально меняется.
Пока шагаешь к маяку по молу, так и тянет остановиться и пощелкать клювом фотоаппаратом.
Чайки явно недовольны вторжением:
Маяк на фоне сгущающихся туч напоминает кадр из фильма ужасов.
Когда-то его собрали из тюбингов (чугунных колец), которые были отлиты на судоремонтном заводе в Кронштадте.
Ствол маяка, как видно на фото, белого цвета, фонарное сооружение - красное электрическое вращающееся - три проблеска по 1,5 секунды, потом 4,5 секунды темноты.
Дальность видимости - почти 32 км.
Высота - 26 метров.
В непогоду он подает звуковые сигналы (читай "завывает" и всегда напоминает мне рассказ "Ревун" Рэя Брэдбери) и круглосуточно передает кодом Морзе круговые позывные радиосигналы «ВР» (Воронцовское радио)
Внутрь нас не пускали, но приветственно погудели и разрешили позвонить в рынду, загадывая при этом желания.
Дизель-генераторы маяка рассчитаны на четверо суток беспрерывной работы. А что потом?
Выход один - использовать рынду (колокол). Сейчас она смотрится, как украшение, как дань традиции, но в случае необходимости (в туман, в пургу) человеку придётся подавать сигнал рындой с момента захода солнца до восхода.
На самом верху маяка находится мощная светодиодная лампа, указывающая безопасный путь к берегу морским судам. Она состоит из отдельных линз, а её величина около 2,8 метров.
Под фонарным отсеком находится вахтенное помещение. Когда маяк управлялся вручную, в вахтенной комнате не было ничего, кроме карты с указанием восхода и захода солнца, стола и стула - это помогало вахтенному не спать. Если по вине смотрителя маяка все же происходило кораблекрушение, тот без всякого суда и следствия отправлялся на пожизненные каторжные работы.
Кстати, с эзотерической точки зрения маяки считаются очень сильными энергетическими местами, поскольку на стыке стихий образуется почти что другая реальность. И да, энергетика тут действительно другая - но опять же, это надо чувствовать.
Воронцовский маяк называется створным. Он работает в паре. Воронцовский маяк - переднестворный, его партнёр - заднестворный (расположен на крыше одного из трёх зданий на бульваре Жванецкого).
На одном из трёх высотных зданий, хорошо видных со стороны моря, - белая четырёхгранная башенка, на ней - красный фонарь. Воронцовский зажигается с заходом солнца, маяк на здании горит круглосуточно (и по уровню на 20 метров выше).
Чтобы подняться на самый верх, нужно преодолеть 135 ступенек винтовой лестницы.
В нижнем отсеке маяка - аппаратная. Здесь установлены дизель-генераторы, передатчики, наутофонная установка, указывающая звуковым сигналом путь морякам, если в густом тумане не виден свет лампы.
Тот момент, когда в тучах образовался просвет и выглянуло солнце:
Из воспоминаний смотрителя маяка:
"В 4,5 милях отсюда в январе 1972 г. затонул сухогруз "Моздок", который вез дуст. Он столкнулся с болгарским танкером "Лом", сорвавшимся с якоря при нулевой видимости. Накануне температура была +17, а ночью упала до -22. Море закипело, образовался плотнейший туман. На "Ломе" произошел взрыв, погибли люди... А бочки с дустом с затонувшего "Моздока" разметало по дну, и через три года в Черном море исчезли крабы". В феврале 1993-го с маяком столкнулся израильский сухогруз. Никто не пострадал, но ремонт сооружения затянулся на целый год. Спустя 5 лет произошел похожий инцидент: теплоход "Зим-Одесса-1" "въехал" в Карантинный мол. При этом был поврежден электрический кабель, питающий маяк."
К слову, смотрителю Воронцовского маяка недавно исполнилось 87, и уже больше 60 лет он работает на маяке - с середины 50-х!
Несколько раз Иван Тимофеевич тонул, добираясь до маяка в непогоду. Сейчас маяк уже на дистанционном управлении - пульт находится на береговой метеостанции - но все равно за маяком надо ухаживать, и каждый раз, когда смотритель идет по молу, жена с тревогой наблюдает за ним через бинокль.
И еще раз голубое небо в просвете туч и блики на воде просто потому, что это красиво:
Последний кадр на прощание перед тем, как отправиться по "тропе маячника" назад, на сушу:
....Над причалом
Маяка огонь и лес портовых кранов...
(Кстати, тут хорошо видна функция мола - море по обе стороны очень сильно отличается, грязное и волнующееся со стороны порта и гладкое и чистое с другой)
В море чайки, а над ними гордо кружатся бакланы
Портовые сооружения
Еще один кадр старой метеостация с ПРДС. Раскидистый цветущий каштан, как и другие деревья, как-то странно смотрится на участке суши в море:
Немного истории - и для себя, и для тех, кому еще не надоело:
"Старый Одесский маяк." Филипп Филиппович Клименко. 1916.
В 1863 году был установлен первый Воронцовский маяк.
Маячная башня, увенчанная специальным фонарем, имела высоту 30 футов (9,15 м) от основания.
Маяк был освящен 8 ноября 1863 года, в день открытия памятника князю М.С. Воронцову на Соборной площади, почему и получил название Воронцовского.
Второй Воронцовский маяк был освящен 20 ноября 1888 г. и установлен на оконечности Рейдового мола.
Его строительством занимался петербургский купец 1-й гильдии Сан-Галли. Это была белая чугунная башня высотой 17 м. Маяк был оборудован светооптическим аппаратом современной системы «Френеля», поставленным французской фирмой. Он давал вращающийся огонь с проблесками красного цвета через одну минуту с дальностью видимости 13,7 мили (25,38 км). В 1911 году маяк оборудовали пневматической сиреной.
Этот маяк освещал вход в порт 53 года. 15 сентября 1941 г., в дни обороны Одессы, его взорвали, чтобы маяк не служил ориентиром для авиации и артиллерии врага. После Великой Отечественной войны на руинах маяка временно была установлена деревянная мачта с ацетиленовым фонарем.
И уже современный, (третий) Воронцовский маяк был сооружен в 1955 г.
(с) Татьяна ГЛЕБ-КОШАНСКАЯ, музей им. Де-Волана Одесского морского торгового порта.
При написании поста с удовольствием пользовалась информацией с
https://odportal.com.ua/stati/mayak.htmlи
https://www.segodnya.ua/lifestyle/fun/odecckij-majachnik-uzhe-polveka-pomohaet-morjakam-i-predckazyvaet-pohodu-223408.htmlИ почему-то, пока оформляла пост, всплыла в памяти вот эта потрясающая песня из далекого детства.
Пусть побудет тут как саундтрек:
Click to view