1500 год - В городе Амьене несколько клириков и мирян подали ходатайство разрешить постановку «мистерии страстей господних», причем они особо ходатайствовали о разрешении «faire courir les personnages des diables» (бегания в образе дьяволов).
Одна из самых знаменитых и популярных дьяблерий в XVI веке давалась в Шомоне (Chaumont в департаменте Верхней Марны). Дьяблерия эта составляла часть «Мистерии Иоанна». В оповещениях о шомонской мистерии всегда особо указывалось, что чертям и чертовкам, участвующим в ней, разрешено в течение нескольких дней до начала мистерии свободно бегать по городу и деревням. Люди, одетые в костюмы чертей, чувствовали себя до известной степени вне обычных запретов и заражали этим своим особым настроением и тех, кто с ними соприкасался. Вокруг них создавалась атмосфера необузданной карнавальной свободы. Считая себя вне обычных законов, «черти», будучи в большинстве случаев людьми бедными (отсюда выражение «pauvre diable»,«бедный дьявол», переносное значение - «бедняга», «человек в нищете»), нарушали частенько и права собственности, грабили крестьян и, пользуясь своею ролью, поправляли свои материальные дела. Совершали они и другие бесчинства. Поэтому часто издавались особые запрещения давать чертям свободу вне их роли.
1561 год - (цит. по Жан Делюмо "Ужасы на Западе"): «Если автор хочет понравится публике, ему следут постараться изобразить побольше чертей. И чтобы они были пострашней, радостно кричали, негодовали, вопили, умели сквернословить и хулить и среди этого дикого воя утащить свою жертву в ад. Этот шум и гам должны быть устрашающими, тогда это привлекает публику, тогда ей нравится представление».
Заодно и новомодное книгопечатание расстаралось - завалило Европу книжками по демонологии. Одни в чертей рядились, другие их вызывали и справляли шабаши - сатанизм цвёл и плодоносил во всю дурь. После этого как-то не очень удивляешься тому, что в XVI-XVII веках разгорелась "охота на ведьм".
В результате тройной профит: сперва нажились на пропаганде сотоны, потом казни с конфискациями, а под конец рассиропили чёрную легенду о плохой церкви, которая гнобила свободолюбивых дьяволопоклонников.
У меня только один вопрос - а кто на этом нажился-то?