На страже большой севастопольской бухты стоят два мола - Северный и Южный, построенные в 1976-86гг. для защиты бухты от осенних штормов и предотвращения частых закрытий внутреннего рейда (тем самым облегчая передвижение маломерных судов, в том числе пассажирских катеров.)
В далеком 1854 году недалеко от нынешнего мола были затоплены корабли Черноморского флота. Деревянные суда, поставленные для защиты от надвигающейся армады неприятеля, не могли быть серьезным препятствием для осенне-зимних волнений, быстро разрушались. Места поврежденных занимали новые. В феврале 1855 года появилась уже вторая линия кораблей - от Михайловской до Николаевской батарей.
В 1905 году на месте второй линии затопления судов в десяти метрах от берега установят знаменитый Памятник затопленным кораблям. На старых открытках его называли памятником "Заграждения".
Улавливаете связь? С функциональной точки зрения современный мол выполняет те же самые задачи, только враг у него один - природная стихия.
В различных справочниках указываются всевозможные размеры сооружения. Я же представляю простейшие замеры с помощью GOOGLE Планеты. Как видим, оба мола сужают Севастопольскую бухту до 415 метров у входа на рейд.
Поперечный профиль южного мола со стороны моря представляет собой трапецию с нижним основанием 45 метров и верхним 15 метров. Он закрывает собой небольшую бухту Мартынова. Эта бухта является примером того, как человеческая деятельность приводит к изменениям географических понятий. Так, до 80-х годов Мартынова бухта являлась самостоятельной бухтой, а после строительства защитных молов вошла в состав акватории Севастопольской бухты. Название Мартыновой бухты можно объяснить, основываясь на Толковом словаре Даля, где сказано: "мартын - общее название водяных птиц; чайка."
Рядом с молом "посажена" мидийная плантация.
В советское время водное пространство между двумя берегами было перегорожено боновым заграждением с сеткой до самого дна - защита от подводных диверсий врага)
Ограждение сводил и разводил специальный буксир (заметен вдалеке). Фото 1972 года.
UPD: Фотография 1973г. Буксир, разводящий боновое заграждение.
1977.
Фотография примерно 1978 года. Появилась насыпь северного мола с тетраподами.
Часть непроницаемой сетки бонового заграждения (в наше время не используется)
1984 год. Видно строящиеся "перемычки" стенки южного мола
Почти весь мол стоит на мелководье от 4-5 метров, на глубине стоят только последние 100. Глубина постепенно нарастает достигая 16 метров. Под толщей бетона спрятан канализационный трубопровод, уходящий в море на несколько километров. Правда, во время аварийных ситуаций не спасает даже такая большая удаленность.
Конструкция мола состоит из бетонных кубов поставленных на подушку из не крупных камней. Для защиты от прибоя конструкция обложена тетраподами. Тетрапод - это весом от полутора до 25 тонн бетонная штуковина, отдаленно напоминающая противотанковый еж. Их щедро кидают в море возле берега везде, где ни попадя. Насколько это живописно - смотрим ниже.
Вид на бывший Аквацентр Институа Биологии Южных Морей.
Чуть правее насыпан "херсонесский" рукав южного мола.
По выходным на полукилометровой полоске собираются рыболовы-любители со всего Севастополя. Разрисованный железобетонный колпачек - это чашечка маяка. Чуть дальше заметны трубы газового дюкера, который должен был соединить Южные и Северные районы Севастополя через центральную бухту города. Строительство газопровода шло несколько лет. Потратили десятки миллионов гривен. А в мае этого года его эксплуатацию запретила госинспекция.
Поплавки крошечной мидийной плантации, собранные из обычных пластиковых бутылок.
На самом деле, под толщей воды скрываются настоящие моллюсковые джунгли :)
Опорная стена украшена весьма неплохими художествами :)
Любовь
Дружба
Есть даже дядюшка Марио :)
Пиво - куда ж без него :)
Дружба Питера
и Севастополя
Псевдоякорная тема
500 метров как не бывало. Спускаюсь поближе в морю. Тетраподы напоминают мне конструктор ЛЕГО. Жаркими летними деньками на них яблоку негде упасть, а сейчас тихо и спокойно. Прекрасное место для наблюдения за кораблями, любования закатами :)
Оконечность южного мола - это скобочка железобетона высотой в три с половиной метра (наружная сторона 7м). Она не только противостоит чудовищным штормам, но и служит своеобразным укрытием для военной техники во время празднования Дня ВМФ.
Посмотреть панораму Залп на День ВМФ
На оконечности северного мола установлен маяк. Точно такой собирались поставить и на южном (чашечку от него мы уже видели), но проект отменили.
Транспортный коридор из двух бакенов шириной 150 метров способен принять огромные круизные лайнеры.
Северный мол является продолжением Константиновского форта, а его огромная территория находится в ведении в/ч ЧФ РФ. Попасть туда можно только по спецпропускам. Любуемся на форт и мол с высоты птичьего полета.
Интересно, что еще до революции существовал и проект молов и технические возможности для такого строительства. От идеи отказались т.к. эксперты пришли к выводу, что будет нарушен обмен воды в бухте и возрастет обрастаемость базирующихся в ней кораблей.
Мол все-таки построят. Уже в середине 90-х экологи завопят о загрязнении. Появятся несколько проектов по перестройке молов для улучшения циркуляции воды. Из-за финансовых трудностей ни один из них так и не будет реализован.
Впрочем, если бы совсем не было мола, то последствия разрушения набережной от знаменитого шторма 17.11.2007 были бы намного сильней.
Спасибо за внимание! :)