Оригинал взят у
flyer_ в
1. Февраль. Загадка русской революции 1917. Совершенно незамеченной на государственном уровне прошла памятная дата - столетие Великой Русской Революции. Учитывая тот факт, что события столетней давности стали величайшей трагедией в нашей русской истории и продолжают оказывать огромное влияние на судьбы нашей страны и нашего народа, удивителен тот заговор молчания вокруг произошедшего в конце февраля - начале марта 1917 года.
По мере сил постараемся отдать должное этим историческим событиям, акцентировав внимание на нескольких наиболее интересных для современного читателя моментах.
После отъезда Николая II из Петрограда начинается резкая и быстрая дестабилизация ситуации в столице. Напрасно не теряется ни одного дня.
23 февраля - митинги становятся все более массовыми, стихийные стачки на некоторых заводах;
24 февраля - начинается всеобщая забастовка, массовые митинги;
25 февраля - столкновения с полицией, политические используют ручные гранаты, петарды и бутылки, отмечены случаи стрельбы, появляются убитые с обеих сторон;
26 февраля - беспорядки усиливаются, уровень насилия растет, совершаются террористические акты против полицейских и жандармов, полиция и войска открывают огонь по демонстрантам, счет погибших идет на десятки.
Исследуя ситуацию столетней давности, необходимо не забывать, что люди жили в принципиально другую информационную эпоху, для которой характерны совсем иные способы и скорость передачи информации. Тогдашний обыватель имел возможность узнать о новостях, происходящих в городе только из газет, сообщающих вчерашние к тому же цензурированные новости, листовок, расклеенных на улицах города или непосредственно от других людей. Для того чтобы получить нужную информацию, сориентироваться в обстановке, обсудить произошедшее и составить план действий требовалось на порядок больше времени, чем сегодня.
Вызывает интерес то, как быстро стали развиваться события. Левые радикалы, активисты всех мастей скоординировано, «как по команде» начали раскачивать ситуацию, до этого не вызывающую беспокойства. Случайностей в таких делах не бывает.
Если объективно смотреть на вещи, беспорядки в Петрограде в эти дни не представляли серьезной опасности для устойчивости режима. В тяжелых условиях мировой войны подобные сцены уличного насилия отмечались и в других воюющих странах. И с ними вполне успешно научились справляться. Как мы с вами сейчас уже хорошо знаем, сами по себе протестные уличные действия не могут привести к падению режима, но могут выступать необходимым фоном для происходящего реального захвата власти.
Под прикрытием вышедших на улицы масс людей, 27 - 28 февраля совершается реальный перехват управления.
Руководство вооруженными отрядами «восставших» было сосредоточено в руках военной коллегии Временного комитета Государственной Думы. Его возглавил член Государственной Думы, полковник Генерального Штаба Энгельгардт, вместе с ним пришла целая команда офицеров - генштабистов - князь Туманов, Самсон фон Гиммельштейн, Якубович, Романовский и другие. Большое число офицеров, прибывших в столицу под тем или иным предлогом, приняло самое активное участие в революционных событиях в Петрограде. Надо ли говорить, что в условиях военного времени период отсутствия и место нахождения каждого офицера было согласовано с командованием воинских частей.
Так описывает происходящее видный участник тех событий Мстиславский:
«Среди явившихся во дворец офицеров - «местных», здешних нет ни одного: все - фронтовики, прибывшие в Петербург в отпуск или командировку. . . Тем не менее, при их помощи формирования начинают как будто налаживаться. Действуем так: офицер получает задание, идет к солдатам, скопившимся в залах дворца, или даже на площадку перед дворцом, и выкрикивает охотников…».
(стр. 24 - 25, С. Мстиславский. Пять дней. Берлин, 1922).
На фоне нарастающих массовых беспорядков на улицах Петрограда действовали штурмовые группы офицеров - заговорщиков, а деятельность законных органов власти и правопорядка была полностью парализована. Причём парализована сверху.
Министр внутренних дел Александр Протопопов полностью отстранился от исполнения своих обязанностей и привел в расстройство деятельность органов полиции, после чего явился в Таврический дворец и сдался заговорщикам. Учитывая то, что в предшествующие недели он не предпринимал мер по борьбе с готовившимся переворотом и систематически преуменьшал степень революционной опасности в своих докладах, можно сделать вывод о его вовлеченности в свержение старого строя. Даже сами революционеры не могли объяснить столь странного и выгодного им поведения Протопопова иначе, чем сумасшествием.
Морской министр адмирал Григорович в момент революционных событий заболел и не оказал помощи законным властям. Более того, по свидетельствам очевидцев морские части, организованно, во главе со своими офицерами как минимум с 27 - 28 февраля
А 1 марта Гвардейский экипаж, полностью сохранивший дисциплину, был приведен Великим Князем Кириллом Владимировичем к Таврическому дворцу и передан в распоряжение Временного комитета Государственной Думы. Впоследствии моряки Гвардейского экипажа по приказу Великого Князя заняли Царскосельский и Николаевский вокзалы, чтобы воспрепятствовать верным Николаю II войскам прибыть в столицу.
Военные власти, во главе с начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом Алексеевым, последние несколько месяцев старательно саботировали приказы Николая II по замене плохо дисциплинированных запасных частей в Петрограде на верные части с фронта. В дни февраля некоторые из этих нестойких частей, расположенных в гуще народных волнений и почувствовавших свою брошенность командованием, стали жертвой революционной агитации. Однако вопреки сложившемуся мнению солдатский бунт не стал решающим фактором падения монархии. Значительные масштабы переход воинских частей на сторону революции приобрел только начиная с 28 февраля, когда переворот уже фактически состоялся и старая власть потеряла контроль над городом. До этого имели место лишь отдельные факты возмущения воинских частей и дезертирство в индивидуальном порядке. Таким образом можно сказать, что не восстание запасных частей привело к революции, а скорее наоборот - свержение существующего легитимного строя дало толчок к нарушению дисциплины и выходу солдатских масс из под контроля своих офицеров.
Части, пытающиеся сохранить порядок в городе, подвергались давлению «сверху» с целью максимально затруднить их действия. Так, начальником войсковой охраны Петрограда генералом Занкевичем в 2 часа ночи 28 февраля было отдано приказание правительственным войскам срочно покинуть Адмиралтейство и идти на охрану Зимнего дворца. Причем никто не мог объяснить смысл этого приказа. Далее под давлением великого князя Михаила Александровича отряд правительственных войск был вынужден в 6 утра 28 февраля уйти из Зимнего дворца обратно в Адмиралтейство. Затем по требованию морского министра Григоровича отряд вторично покинул Адмиралтейство между 2 и 3 часами дня 28 февраля. После столь очевидного саботажа и нежелания со всех сторон бороться за законную власть, деморализованные солдаты и офицеры прекратили сопротивление. В таких условиях у военного «диктатора» Петрограда генерала Хабалова не было ни одного шанса на успех.
28 февраля императорская власть в Петрограде полностью пала.
Мало кто обращает внимание на одну интересную деталь. После 28 февраля энтузиазм революционных масс и беспорядки в войсках заговорщикам стали не нужны.
Главой Временного комитета Государственной Думы Родзянко был подписан приказ по войскам Петроградского гарнизона с требованием соблюдать порядок:
Всем отдельным нижним чинам и воинским частям немедленно возвратиться в свои казармы;
всем офицерским чинам возвратиться к своим частям и принять все меры к водворению порядка;
командирам частей прибыть в Государственную думу для получения распоряжений в 11 час. утра 28 февраля.
Больше помощь трудящихся не требовалась.
Казалось, что путч генералов и думцев прошел успешно. Всё развивается примерно по следующему сценарию:
Под прикрытием демонстраций и народных волнений власть в столице перехватывается отрядами путчистов. Царь блокируется в поезде и арестовывается, его семья задерживается в Царском Селе.
Николай II отстраняется от власти в пользу Цесаревича Алексея, регентом при котором становится его дядя Михаил Александрович.
Великий князь Николай Николаевич становится верховным главнокомандующим.
Дума получает «ответственное министерство», то есть право назначать министров по своему выбору. Ключевые посты в правительстве также расписаны: Председатель Совета Министров - Львов, Гучков - военный министр, Милюков - министр иностранных дел и т. д.
Демонтаж самодержавной власти происходит при полном признании и поддержке ведущих мировых держав - Англии и Франции, признавших Временный Исполнительный Комитет Государственной Думы единственным законным правительством России 1 марта 1917 г., за день до официального «отречения» Николая II.
Пока вся остальная страна с изумлением наблюдает за происходящими в Петрограде событиями, начинается всеобщее весеннее наступление Антанты на фронтах. В апреле 1917 года армии союзников скоординировано обрушиваются на немцев на Западном и Восточном фронтах, в мае 1917 года начинается Босфорская десантная операция, с Австро -Венгрией ведутся сепаратные переговоры о выходе её из военного союза с Германией. Учитывая подавляющее превосходство союзников, окончание войны можно было ожидать уже во второй половине 1917 года.
Лавры победителей получают путчисты и становятся отцами - основателями новой демократической России. А победителей как известно не судят.
Отцы февральской революции. Алексеев, Львов и Гучков.
План был хороший. Но в определенный момент что то пошло не так. И сегодня, сто лет спустя, важно понимать, что произошло в феврале - марте 1917 года в Петрограде на самом деле. Возможно, данный вопрос может иметь высокую актуальность и для современного российского гражданского общества.
В ситуации, когда власть меняется нелегитимно, возникает определенный период времени, когда старой власти уже нет, а новой - еще нет, то есть отсутствует любая легитимная власть вообще. Государственный аппарат впадает в ступор, не зная, чьи приказы сейчас исполнять.
Хороший пример подобной ситуации мы наблюдали совсем недавно, в ходе «украинской революции» 2014 года и последовавшими за ней событиями, во многом объяснявшимися всё той же нелегитимной передачей власти.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=wM_DYS3Qy5AТак это выглядело в Горловке. Хрестоматийный случай, достойный войти в учебники. В условиях безвластия один решительный человек берет под контроль целый город.
По той же логике развивались события и в 1917 году. После проведения военного путча, радикальная улица смогла вмешаться в борьбу за власть и легитимность. В условиях разрушения вертикали старой власти, бывшие царские генералы и депутаты, министры и Великие Князья оказались на равных с левыми радикалами, бывшими каторжанами, террористами и уличными активистами. И первые, и вторые были одинаково нелегитимны.
«Экстремисты» всех мастей объединились в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Совет был собран в том же Таврическом дворце, что и штаб восстания в Петрограде - Временный комитет Государственной Думы, с согласия организаторов путча, стремившихся поставить под контроль рабочее движение и уличную активность в Петрограде.
Но выросшие в тепличных условиях российские думцы и политически не опытные генералы не смогли удержать темную энергию петроградской улицы под контролем. По иронии судьбы и сто лет спустя качество российской оппозиции оставляет желать лучшего. Любому бывшему на Болотных митингах несколько лет назад бросился в лицо разрыв между сценой с вип - оппозиционерами и московской улицей. Протестующие не понимали кто все эти люди и по какому праву они говорят от лица многотысячной толпы. Это оно самое. В недемократических государствах часто оппозиция часто также далека от народа, как и власть.
Главный секрет Февральской революции - как уличная стихия, не имеющая признанных лидеров, «революционная демократия» как тогда говорили, в ситуации, когда счет шел на часы, смогла совершить несколько точно выверенных шагов, сломавших всю игру генералам и думцам - заговорщикам. «Стихийное творчество масс» могло закончиться только мародерством и погромами, а для более осмысленных действий необходимо планирование и подготовка, о чем у нас крайне мало информации.
Прежде всего речь о знаменитом «приказ номер один», принятый Петросоветом вечером 1 марта 1917 года, который смог в корне изменить всю политическую ситуацию в стране. История принятия этого решения Советом достаточно туманна. Нельзя с полной уверенностью сказать кто был автором этого документа, как и кем он принимался. В ночное время группа из нескольких десятков никому не известных человек собравшихся по собственной инициативе в залах Таврического дворца приняла резолюцию и передала её в печать. Поначалу «приказ номер один» многими «вип - персонами» от революции был воспринят несерьезно, как очередной агитационный материал, ничего не значащая декларация. Однако, когда этот приказ начал печататься огромными тиражами и с большой скоростью стал распространяться в военных частях, ситуация изменилась.
Напечатанный «приказ номер один» воспринимался солдатами как акт новой революционной власти. В глазах абсолютного большинства восставших существовал единый центр революции в Таврическом дворце. О том, как соотносились между собой Совет, Временный комитет Государственной Думы и Временное Правительство, в те дни мало кто задумывался в принципе.
Любое противодействие приказу со стороны офицерского состава рассматривалось нижними чинами как акт контрреволюции. Генералитет оказался в безвыходной ситуации. Либо принять приказ номер один и потерять армию, либо противостоять ему с позиций контрреволюции и верности старому строю. Второй вариант для генералов Алексеева, Рузского, Корнилова и многих других, принимавших участие в свержении Николая II, был неприемлем.
Вскоре стало понятно, что в новой революционной армии офицеры потеряли реальный контроль над нижними чинами. 3 марта 1917 года началась страшная резня на Балтийском флоте. Неожиданно, без видимой причины, начались систематические убийства офицеров флота. В Гельсингфорсе и Кронштадте были убиты десятки офицеров, сотни были арестованы и содержались под арестом многие недели.
Отметим, что Гельсингфорс и Кронштадт не были на переднем крае борьбы с немцами и скорее могли считаться тыловыми базами с достаточно сносными условиями службы и либеральным продвинутым офицерским корпусом.
В этом случае и во множестве других подобных кровавых актов революции никто даже не пытался наказать виновных. В условиях мировой войны, агитации, подрывающей дисциплину в частях, и безнаказанных убийств командиров, у офицеров не было никаких средств воздействия на нижние чины кроме убеждения и уговоров.
За несколько месяцев это привело к разложению многомиллионной великой русской армии и дестабилизации ситуации внутри страны, оказавшейся беззащитной перед лицом миллионов мужчин в солдатских шинелях с ружьем - бывших солдат, вполне справедливо решивших, что теперь «они здесь власть».
Дальнейший ход отечественной истории оказалось запрограммированным этими событиями Февраля 1917 года.
Сегодня, сто лет спустя, пора приглушить пропагандистский шум, посмотреть на ситуацию непредвзято и дать оценку февральским событиям.
В феврале 1917 года состоялся классический военный путч в результате которого Монарх и его семья были арестованы и отстранены от власти. Главной отличительной чертой российского путча стало то, что генералы и думские политики, стоявшие во главе переворота, разрушив старый режим, не смогли взять власть в свои руки и обеспечить её легитимность. Этому помешали леворадикальные и анархические группировки, создавшие альтернативный советский центр власти. После чего страна потеряла управление, пережила экономический крах, гражданскую войну и была разрушена до основания.