Присоединяюсь к ростовским чтениям о бессмертии :)

Oct 22, 2011 18:29

К случайным совпадениям. Гета вчера случайно встретилась с размышлениями двух ростовчан о бессмертии. А у нас вчера пролетом была Кася (Ксения Агалли), автор смешной книжки "Василиса и ангелы" о ростовско-львовской тусовке конца 80-х. Так вот, в самолете она читала трактат Арсения Чанышева "О небытии". Чанышев (1926-2005), более всего известный в ( Read more... )

2000, 1990, Ростов-Москва, философы, 1998, Чанышев Арсений

Leave a comment

Comments 8

fizik10 October 23 2011, 07:58:58 UTC
Аня, рассуждения Чанышева - это частный пример метафизического мышления, которое стремится познать абсолютные основы мира, а на самом деле имеет дело только с собственными представлениями о нём, но факт этот не рефлексирует. Для 1990 года текст Чанышева архаичен и провинциален. СССР был идеологически закрытой страной. А ведь философия, как и любая наука, не делается в одиночку. Проживая в идеологически закрытом СССР, Чанышев был отрезан от достижений европейской философской мысли, был скорее всего незнаком с содержательной критикой метафизического способа мышления как формы языковой деятельности, с исследованиями коммуникативной, социальной функции языка (Витгенштейн и др).

Reply

fizik10 October 23 2011, 08:26:14 UTC
Хотя в 1998 году уже со многим можно было познакомиться при желании... "Бостонские тезисы" - это сознательное игнорирование философского контекста современности?

Reply

anna_brazhkina October 23 2011, 12:08:09 UTC
Трудно сказать. В перестройку я немного работала на философском факультете, и знаю (потому что помогала с переводом), что тот самый Драч, который тут уже неоднократно упоминался, имел некую массу ксероксов работ зарубежных современных западных ученых по той теме, над которой работал. Откуда он их брал, не знаю. Но в московской библиотеке иностранной литературы точно было много всего даже в махровые советские времена, уж основные западные журналы точно были. Даже в отделе иностранной литературы ростовской библиотеки им. Карла Маркса порядком всего было.
А то, что Чанышев намеренно "бросил вызов" сообществу, мне кажется, очевидно. Но ему тогда было 72 года. Вполне уже можно было списать на старческий маразм, что, грубо говоря, и сделали.

Reply

fizik10 October 23 2011, 13:48:49 UTC
Если будет время, открой начало гегелевской "Науки логики", просто просмотри. Он с чего её начинает? с диалектики наиболее бедных и абстрактных логических понятий бытие-ничто. К гегелевскому анализу в рамках метафизического мышления добавить нЕчего, спор Чанышева с Гегелем - это же лабуда, убедительная только для того, кто "ниасилил" Гегеля. Но дело даже не в этом. Главная проблема Чанышева - это невыхождение за рамки метафизического мышления, а ведь это выхождение и было главным направлением развития философии в 20 веке.

Reply


pgrillenkopf October 24 2011, 12:55:59 UTC
Я сделаю лишь одно замечание - по самой логике автора. Так, утверждая, что небытие небытия есть бытие, и что для бытия ничего не нужно кроме небытия, автор лукавит: если есть лишь небытие, то не может возникнуть отрицания - поскольку это атрибут бытия. На самом деле секрет в том, что небытие и бытие - неразделимая пара, дуальность того, что за этими категориями стоит.

Reply

fizik10 October 24 2011, 16:49:05 UTC
"...отрицания - поскольку это атрибут бытия"

Если быть точным и следовать правилам той языковой игры, которые разработал Гегель, и в пределах которых остается Чанышев,
то у чистого (в отличие от наличного) бытия вообще нет никаких атрибутов,
оно есть отсутствие всякой определенности, и, поэтому само есть чистое ничто,
а небытие есть уже не чистое ничто, а ничто в форме противопоставления, содержащне отрицание
(на что указывает частица "не")

"...в небытии содержится соотношение с бытием; оно и то и другое, бытие и его отрицание"
(Наука Логики, М. 1970, том 1, с. 141)

Reply


Leave a comment

Up