Тема инакомыслия, конечно, - одна из основных для рассмотрения "неформальной культуры" везде, в т.ч. в Ростове.
Хорошо известно, что именно Ростов и область со всеми тутошними шолоховыми, шолоховцами и шолоховедами был самым-пресамым злоебучим оплотом верноподданнической культуры во всем огромном СССР.
Зато к нашим же местам имеют непосредственное отношение и два важнейших представителя раннего, еще довоенного, инакомыслия - А.И. Солженицын и А.Ф. Лосев.
"Гуссерлианец" Алексей Федорович Лосев, откровенный идеалист, "правос" и убежденный антисоветчик - единственный советский философ, которому в условиях "железного занавеса" удалось создать собственную "катакомбную" философскую школу мировой значимости. Правда, Лосев - не такая попсовая фигура, как Солженицын. Даже в родном Новочеркасске о существовании Лосева знают далеко не все. И мне всегда казалось, что никакого прямого влияния на донскую "неформальную" культуру он не оказал: слишком молод был - покинул город в 17 лет, возвращался сюда изредка и ненадолго, до тех пор, пока была жива мать (1920), да и то не в Новочеркасск, а в Каменскую. Из книжки его жены Тахо-Годи я хорошо помнила только, что "все умерли, умерли, умерли"... Но вот сегодня решила имена из этой книги проверить - а вдруг не все?
Гимназист первого класса Платовской гимназии Алексей Лосев, 1903
Действительно оказалось, что большинство известных людей из молодого "либерального", инакомыслящего круга Лосева эмигрировали в 1920-х (трогательно, что многие - в Чехию!). Но все же ключевая персона, повлиявшая в новочеркасском детстве на самого Алексея Лосева, - его гимназический преподаватель Василий Антонович Чернявский (о.Василий), молодой св. отец, либеральный педагог, любитель новомодной фотографии, путешествий и модернистской поэзии - никуда не уехал, а остался жить тут. По свидетельству Тахо-Годи Лосев уже после поступления в МГУ участвовал в очередной "туристической" поездке учеников Чернявского. Вполне возможно, что и в дальнейшем учитель и ученик продолжали поддерживали личные отношения: Алексей приезжал на Дон регулярно как минимум до 1920-го.
В 1930 Лосев и его жена Валентина были арестованы по сфабрикованному делу о так называемом Церковном монархическом центре «Истинно-православная церковь». Алексей пробыл в лагерях до 1933.
А.Ф.Лосев в заключении, 1930
Василий Чернявский был арестован в 1937, через четыре года после освобождения Лосева (видимо, погиб в лагерях - никаких свидетельств не обнаружено). Достоверно известно, что в 1936 Лосев с женой Валентиной Соколовой посещали Новочеркасск. Ходили по "старым местам".
И еще известно, что Василий Чернявский оставил на Дону потомство, пронесшее традиции культурного сопротивления через весь сталинизм, и оттепель, и застой. У сына о. Василия, перебравшегося в Ростов, в 1936-40-х снимали в Нахичевани комнату Юрий Завадский и Вера Марецкая, оказавшиеся в ростовском театре им. Горького в негласной "ссылке". Тут Марецкая родила дочь. Тут был маленький "штаб" ростовских вольнодумцев.
А правнук Василия Чернявского - Николай Геннадьевич Судоргин - к.х.н., доцент РИНХа, небезызвестный в сегодняшнем Ростове активист (председатель некоммерческого фонда "Танаис", сотрудник Общества охраны памятников, сопредседатель ассоциации "Граждане Ростова" и др.).
Николай Судоргин
Правда, я так и не поняла - знает ли Николай Геннадьевич о том, что его прадед был любимым учителем Алексея Лосева? Во всяком случае, в своих многочисленных интервью последних лет он ни разу о Лосеве не упоминает, хотя много говорит о своем прадеде, а недавно даже сделал фотовыставку из старых фотографий, сделанных во время путешествий о. Василия с учениками (
http://www.myrostovnews.ru/2007/01/26/print:page,1,post1113.html).
Трудно сомневаться в том, что труды А.Ф. Лосева оказывали определенное влияние на донскую "неформальную" культуру на всех этапах ее существования. Но существовал ли реальный круг единомышленников, который, пусть с некоторой натяжкой, можно было бы назвать "кругом Лосева"?