В начале 1980-х в Ростове существовала небольшая группа молодых интеллектуалов, которые никак, ну то есть абсолютно никак, не вписывались в местную среду и потому остались тут почти совсем не узнанными, несмотря на активность, которую проявляли, выпуская самиздатский журнал "Не кантовать".
Их умонастроения тех лет были более, чем чьи-либо другие в наших краях, похожи на умонастроения участников бархатных революций в Европе 60-х. Правда, никаких бархатных революций в СССР тогда все-таки не случилось. Может быть, поэтому двое из них сегодня живут в Европе.
Историк философии Михаил Маяцкий долго жил в Швейцарии, теперь - в Париже. Московское издательство Ad Marginem в 2009 выпустило его почти-бестселлер
"Курорт Европа", в котором автор предлагает собственное (кощунственное :) видение будущего европейской культуры.
Литератор и философ
Владимир Штокман, пережив в Украине бурное увлечение театром, живет в польском Кракове, ведет проект международного сетевого альманаха
"Литера".
Медик-философ
Сергей Зимовец, окончивший Ростовский мединститут, придумал много новых наук и сумел добиться признания в России и мире. Он - ректор Института психоанализа (Москва), с.н.с. Института философии РАН, президент Консолидированного психоаналитического общества. Работы Зимовца печатаются в США, Германии, Швейцарии, Франции, Японии, Израиле.
Чем занимается Александр Попов, надеюсь, мы тоже скоро узнаем.
Как минимум один из них - Владимир Штокман - содержит свои архивы в полном порядке и во всеобщей доступности. Кажется, единственный такой случай среди бывших ростовских неформалов.
Владимир Штокман
Владимир Штокман (Vladimir Stockman) родился 19 VIII 1960 г. в СССР, в городе Ростове-на-Дону (Россия). Потомок немецких политэмигрантов по отцовской линии и донских казаков - по материнской, детство и юность провел в кубанском городке Гулькевичи. В начале 80-х годов XX в. учился физике, философии и филологии в Ростовском Университете. В студенческие годы вместе с Сергеем Зимовцом, Михаилом Маяцким и Александром Поповым принимал участие в издании самиздатовского литературно-художественного журнала «Не кантовать».
Разочаровавшись в официозной науке, вскоре удалился в добровольное изгнание на провинцию, чтобы вдали от суеты большого города полностью посвятить себя поэзии и музыке и несколько лет подвизался в гулькевичском Районном Доме Культуры в качестве звукорежиссера в джазовых ансамблях «Ретро» и «Контур» под управлением Александра Навойца.
Осенью 1991 года с лёгкой руки Александра Андриевского примкнул к киевскому театру «Зеркало» (директор и худ. руководитель Владимир Петранюк) и вместе с труппой, по приглашению Петра Скшынецкого, основателя легендарного краковского кабаре «Piwnica pod Baranami», в следующем году приехал в Польшу на гастроли, которые переросли в эмиграцию.
Покинув театр, несколько лет посвятил строительству капитализма в отдельно взятой стране, что позволило приобрести неоценимый жизненный опыт, а также полезные знания и умения в различных сферах человеческой деятельности - от бухгалтерии и информатики до астрологии и соционики. Стараясь не отставать от научно-технического прогресса и всеобщей компьютеризации, окончил Школу Информатики при Фонде Информатического Образования Ягеллонского Университета по специальности "Обработка данных" и отделение Информатики Краковской Школы Менеджмента по специальности "Системы управления базами данных".
В сотрудничестве с краковским издательством «Славянская галерея» перевёл с польского на русский язык двухтомник «Villa dei Misteri», посвящённый сакральному творчеству известного польского художника Ежи Новосельского (Краков, 1998). Публиковал стихи и переводы в литературном альманахе «Крещатик», в сборниках Краковского литературного объединения «Konfraternia Poetow», в книге «Венские витийства» (Вена, «Farce vivendi», 2007) и в журнале «Новая Польша». Автор сборника стихов на русском, польском и английском языке «Верхнее море» (Краков, «Signo», 2007).
Принимал участие в «Днях современной русской литературы и драматургии в Вене» (2006) и в литературном фестивале «наЛIТ» в рамках 750-летия города Львова (2006). В августе 2007 г. представлял Россию и Польшу на XLVI Международном фестивале «Стружские вечера поэзии» в Македонии и участвовал в переводческих мастерских в рамках фестиваля. Вошёл в число финалистов поэтического конкурса «Я вижу сны на русском языке», организованного Российским центром международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (2008). Координатор международного сетевого альманаха «Litera».
В настоящее время живёт в Кракове (Польша).
Сергей Зимовец
Сергей Зимовец, ректор Института психоанализа (Москва), старший научный сотрудник Института философии РАН, президент Консолидированного психоаналитического общества.
Учился в Ростовском медицинском институте. Отчислен по политическим мотивам-за «самиздат» и конфликт с профессором психиатрии Невским по поводу реального значения психоанализа и Зигмунда Фрейда в психотерапии, а также критики отечественной репрессивной психиатрии. Выпустил совместно с Вл. Штокманом в самиздате шесть номеров литературно-публицистического журнала «Не кантовать». В 1984 году с отличием окончил философский факультет Ростовского государственного университета (дипломная работа об аналитике Dasein у М. Хайдеггера). В 1991 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Феномен тоталитаризма».
С 1995 года - проректор и один из организаторов Института гуманитарного образования и психоанализа. С 1997 - один из учредителей и ректор первого в Москве Института психоанализа.
Неоднократно приглашался для чтения лекционных курсов в Европейский гуманитарный университет (г. Минск), Харьковский государственный университет (г. Харьков), Фрибургский университет (Швейцария), МГУ (Москва). Практикующий психоаналитик (с 1989 года). Личный психоанализ прошел у известного парижского психоаналитика Маргариты Деррида (супруги французского философа Жака Деррида).
В 1996 году он издает книгу психоаналитических и философских эссе «Молчание Герасима», в которой исследует ментальные и социокультурные основания российского типа социальности, психологию бессознательного в отечественной литературе, науке и культуре. Зимовец - автор многочисленных статей, эссе и рецензий.
В 2000 году в 193 номере Гуманитарного Бюллетеня Иерусалимского университета опубликовал с обширными комментариями найденную в Крыму и вызвавшую международный скандал еврейско-татарскую поэму «Заелдыз!».
Исторический момент: С.Зимовец в Израиле идентифицирует надпись на плите как часть рукописного манускрипта поэмы "Заелдыз!", хранящейся в Музее татарского народа в Крыму в качестве неопознанного объекта культуры.
В 2003 году Фондом научных исследований «Прагматика культуры» была издана книга Сергея Зимовца «Клиническая антропология». Его работы печатались в США, Германии, Швейцарии, Франции, Японии, Израиле.
Основные научные интересы: структурный психоанализ, шизоанализ, семиотика культуры, философия власти. Творческий стиль Зимовца можно было бы квалифицировать как провокационно-иронический, для которого характерны попытки ввести в сферу обсуждений темы и предметы, ранее не соотносимые со «строгой гуманитарной наукой»: интимное поведение, физиологию телесных отправлений, скотоводство, психопатологию, ненормативную лексику, ортопедию. Вводя эти темы в исследовательский дискурс, Зимовец добивается предельного остраннения понятийного тезауруса и снижения его универсалистской и абстрагирующей патетики. Соединяя "высокие" и "низкие" ментальные уровни в едином стиле, Зимовец разрушает дисциплинарные стереотипы и радикализует всю сферу объектов исследования в гуманитарной сфере. Особое значение для его анализа имеет речь - лингвистика высказываний, - онтологический статус которой он пытается описать, а также те множественные недискурсивные предпосылки языка, которые придают последнему гетерогенный характер.
В последнее время развивает идеи клинической антропологии, инвективного психоанализа, гетерогенного социального миметизма и политической ортопедии.