Загадка "Ейского Патриота" .

Mar 03, 2013 17:17

    К настоящий момент  в бывшем СССР в качестве кораблей-памятников сохраняются одиннадцать бронекатеров времен войны, в основном поздних лет выпуска. В основном это малые однобашенные катера проекта 1125, которых из ста пятидесяти одной выпущенной единицы сохранилось девять, девяности семи двухбашенным катерам проекта 1124 повезло куда меньше, их сохранилось всего два.
  По первому из них: экспонату Центрального Музея Вооруженных Сил БК-433, никаких вопросов к истории нет. По крайней мере пока.
Фото Михаила Алексеева.


Зав. № 304. Заложен в 1942 г. (Астрахань), спущен весной 1943 г., вст. в строй в августе 1943 г. и 24.10.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. 11.11.1943 г. тяжело поврежден в бою с торпедными катерами противника, но вскоре отремонтирован. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Белградской 28.09 - 20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 - 15.04.1945 г. наступательных операциях. В 1979 г. установлен возле Центрального музея Вооруженных Сил в Москве в качестве экспоната.

А вот история второго, куда более интересна. Историческая справка:


Бронекатер "Ейский патриот".Фото kapelinal.



В 1944 году, когда ейские предприятия в тяжелых условиях после оккупации начали восстанавливать свое производство, коллектив завода "Запчасть" (ныне станкостроительный завод) выступили с инициативой собрать средства на постройку боевого корабля. Жители Ейска откликнулись на этот призыв. Всего было собрано 452650 рублей деньгами и облигациями государственных займов.
  К концу 1944 года бронекатер БК-162 был построен на заводе "Х лет Октября" в Астрахани. Всего было построено 4 катера этой же серии. Команда подбиралась из офицеров и матросов Каспийской военной флотилии, находившихся на излечении в госпиталях города.
  Катер вступил в боевой строй кораблей Дунайской военной речной флотилии (ранее - Азовской военной флотилии), где действовал в составе гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров Керченско-Венской Краснознаменной бригады речных кораблей, прошел боевой путь от Измаила До Вены, начав его 20 декабря 1944 года.
  Катер обеспечивал высадку десанта, перевозил войска и технику, огнем из своих 2 орудий поддерживал наступления советских войск в боях за города Гайнбург, Братиславу, Вену.
  В боях за Гайнбург отразил 7 налетов вражеской авиации. За два дня переправил в район боевых действий 4 танка, 17 САУ,38 машин, 2188 бойцов с вооружением и боеприпасами. За эти действия он первым из отряда был удостоин звания "Гвардейский", успешно завершил переход по заминированному фарватеру из Будапешта в Вену, где и закончил свой боевой путь.
  Первым командиром катера был лейтенант Борис Фёдорович Балев (1921-2000), переведенный вместе с катером из Каспийской флотилии. Балев Б.Ф. на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. В составе частей морской пехоты и на кораблях Балтийского и Черноморского флотов принимал участие в обороне Ленинграда, Севастополя, в боях за Кавказ. Войну начал старшиной второй статьи, а закончил гвардии лейтенантом. В 1944 году принял под свое командование бронекатер "Ейский патриот".
За мужество и отвагу Б.Ф.Балев был удостоен многих правительственных наград.
После Великой Отечественной войны - на командных должностях ВМФ. В 1970-е годы - в Центральном аппарате ВМФ. Капитан первого ранга. Кандидат военно-морских наук.
Решением Исполкома Ейского городского Совета депутатов трудящихся от 8 мая 1975 года Балеву Б.Ф. присвоено звание Почетный гражданин города Ейска.
  После окончания войны БК-162 находился в составе Военно-Морского Флота. После списания был на стоянке в Рязани. Здесь его случайно нашли ветераны. По инициативе ейчан было принято решение об установке катера на постамент в Ейске. Катер был речным путем отбуксирован в город, где комсомольцы судостроительного завода в нерабочее времени отремонтировали и покрасили бронекатер.
Весной 1975 года начались работы по установке катера. Установку производили строители рыбзавода под руководством инженера-строителя Г.М.Митаева.
  Бронекатер БК-162 "Ейский патриот" установлен на высоком пьедестале в центре пляжного комплекса на Ейской косе 8 мая 1975 года. На митинге присутствовали члены экипажа катера: командир Балев Б.Ф., боцман В.И.Сукач, старшина рулевых Н.Д.Школяренко.
  На доске, укрепленной на постаменте катера надпись: "Гвардейский бронекатер "Ейский патриот. Построен на средства, собранные жителями города и района. Боевой путь начал 20.ХII.1944 года в Краснознаменной Дунайской флотилии. Под командованием гвардии лейтенанта Балева Б.Ф. участвовал в освобождении гг. Будапешта, Комарно и закончил бои в городе Вене".

Справочник С.С.Бережного "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945"  в свою очередь отражает его следующим образом:

Вооружение: 2 х 76.2-мм в башнях танка "КВ", 2 х 12.7-мм пулемета ДШК. ( Примечание: касательно башен КВ ошибка исследователя)
Зав. №315. Заложен в 1943 г. (Астрахань), спущен летом 1944 г., вст. в строй в сентябре 1944 г. и 1.10.1944 г. вошел в состав Каспийской флотилии. 10.01.1945 г. вошел в состав Дунайской флотилии. Участвовал в Венской 16.03 - 15.04.1945 г. наступательной операции. 3.10.1960 г. разоружен, исключен из боевого состава и передан Рязанскому клубу ДОСААФ. 9.05.1973 г. установлен в качестве памятника в Ейске.

Все было бы просто прекрасно, касательно столь бережного сохранения корабля построенного на средства трудящихся, если бы не одно но. Корабль поставленный на пьедестал в Ейске  это не БК-162, в чем легко можно убедиться по фото ниже (разные башни, формы форштевней, рубки):
Фото В.Костриченко.


Причем я не только не собираюсь сочится сарказмом по этому поводу, но и  хочу сказать  спасибо неравнодушию  Ейского партийного руководства в 70-е, благодаря которому заслуженный корабль (об этом ниже) не сгнил на стоянке клуба ДОСААФ в Рязани, окончив свой путь  под горелками "металлистов" в 90-е,  а обрел если не вечный то близкий к весному покой на постаменте, хотя и под чужим названием. Собственно на месте ейчан я бы сделал то же самое.
 Касательно описанных обстоятельств у меня только одно замечание. Хотя в Ейске среди "причастных" людей вряд ли является большим секретом что катер на постаменте не есть реальный  "Ейский Патриот", но не хотелось бы видеть  косметической перекройки катера для приведения его к образцу в ходе   ремонтов памятника.  Катер на постаменте своим видимо заметно  более длинным боевым  путем  нежели   БК-162, это заслужил.
Попытаюсь этот катер определить.Итак,  согласно  справочника  "Флоты Второй Мировой" (Он у меня на бумаге) и  данных справочника С.С.Бережного ( по ссылке выше) известно что выпуск катеров проекта 1124 составил 97 единиц.
  К началу войны в состав флота входило 28 единиц , еще 8 единиц вошли в состав флота в 1941 году; 12 в 1942 году;  17 в 1943 году;  26 в 1944 году и наконец  6 единиц в 1945-м.
  В годы войны в состав АКФ входило - 30 таких бронекатеров, ВВФ - 13,   КБФ -16; АВФ - 35; ДуВФ - 32, ДВФ - 5.
Из них было потеряно за годы войны -14, а именно по номерам на момент гибели - №31(Зав.№314), №72  (Зав.№315), №97 (Зав.№97) , №98 (Зав.№98),  №113  (Зав.№114), №114 (Зав.№115), №122 (Зав.№117), №214 "За Сталинград"  (Зав.№423),  №414  (Зав.№302), №421  (Зав.№303), БК-112  (Зав.№113), БК-338 (Зав.№372) БК-413 "Мститель"  (Зав.№301), БК-424 (Зав.№418).
  Из оставшихся 83 бронекатеров по понятным причинам исключаем 30 "дальневосточных" и БК-433 экспонирующийся в Москве (хотя в общем то и номер данного катера стоило бы проверить). Осталось 52 единицы.
  Теперь смотрим на сам катер. Благодаря компетентному замечанию Александра Буйлова касательно установленных на катере башен Т-34, можно определить период его постройки:
"Башни редкие, носовая 112 завода примерно конца 42 - начала 43, кормовая вообще из литья 264 завода, примерно середины 42. Легко могла попасть в Сормово при эвакуации Сталинграда. Такие в утиле не найдешь, так что они скорее всего родные."
 В результате чего нас начинают интересовать  катера выпуска   1942-1943 годов, с основным вниманием кораблям сданным в первой половине года, до истощения на  танковых заводах  запасов  "пирожков" ( обе башни Ейского катера) и начала  монтажа на бронекатерах "гаек" (обе башни реального БК-162), когда "старые"  башни выделяемые   для бронекатеров попасть на них могли только из ремфонда либо со склада бракованной продукции ( судя по фото, некоторое количество катеров данного проекта несло  разнотипные башни).
  По внимательному изучению справочника  список подозреваемых сокращается до 17 единиц, это: БК-121, БК-215 "Капитан 3 ранга Лысенко", БК-221, БК-111, БК-211, БК-212, БК-314, БК-324, БК-411, БК-412,  БК-423, БК-431, БК-432, БК-434, БК-335, БК-336, БК-337.
 Далее из этих 18 единиц  исключаем катера что несли  РПУ М-13-М вместо  кормовой башни, что сокращает список до 15 номеров, а именно  БК-121, БК-215 "Капитан 3 ранга Лысенко", БК-221, БК-111, БК-211, БК-212, БК-314, БК-411, БК-412, БК-423, БК-431, БК-432, БК-434, БК-335,  БК-337.
 БК-111 и БК-121 вступившие в строй летом 1942 года и в начале сентября вошедшие в состав Каспийской Флотилии маловероятны, даже без их послевоенной передачи в состав МПО НКВД, с учетом слов Александра о периоде выпуска носовой башни. Так же видимо стоит отбросить вступившие в строй только в декабре 1943 года БК-335 и БК-337.
  Вероятность того что что на постаменте стоит   БК-423, БК-431, БК-432 и БК-434 , БК-211, БК-212, БК-314 вошедших в состав ВМФ осенью 1943  я бы оценил несколько выше, но основное внимание на мой взгляд следует обратить на бронекатера БК-215, БК-221, БК-411 и БК-412, тем более что касательно послевоенной  судьбы трех из них у С.С.Бережного данных не оказалось  ( БК-221 7.04.1956 года исключен из списков ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества). Наиболее вероятно что   в Ейске стоит именно  один из них.

1. №41 ("Капитан 3-го ранга Лысенко", с 18.09.1942 г. №91, с 3.02.1942 г. №213, с 22.03.1944 г. "БК-215")
Зав. №422. Заложен в 1941 г. (Красноармейск), спущен в апреле 1942 г., вст. в строй весной 1943 г. (Астрахань) и 14.06.1943 г. вошел в состав Каспийской флотилии. 15.09.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г., и Белградской 28.09 - 20.10.1944 г. наступательных операциях.

2. №43 (с 18.09.1942 г. №64, с 3.02.1942 г. №221, с 22.03.1944 г. "БК-221")
Зав. №424. Заложен в 1941 г. (Красноармейск), спущен в апреле 1942 г., вст. в строй весной 1943 г. (Астрахань) и 14.06.1943 г. вошел в состав Каспийской флотилии. 15.09.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 - 9.0.943 г. наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операциях. 5.11.1943 г. во время шторма получил повреждения, но был отремонтирован и снова введен в строй. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Белградской 28.09 - 20.10.1944 г. и Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. наступательных операциях. 26.05.1945 г. получил повреждения, выскочив на берег во время прохода под разрушенным мостом на Дунае, впоследствии отремонтирован. 7.04.1956 г. исключен из списков ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.

3. №411 (с 22.03.1944 г. "БК-411")
Вооружение: на 1.09.1944 г.: 2 х 76.2-мм "Ф-34", 1 х 12.7-мм и 2 х 7.62-мм пулемета.
Зав. №414. Заложен в 1942 г. (Зеленодольск), спущен весной 1943 г., вст. в строй летом 1943 г. и 26.08.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. В некоторых документах упоминается под заводским номером. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 - 9.10.1943 г. наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операциях. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г. и Белградской 28.09 - 20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 - 15.04.1945 г. наступательных операциях.

4. №412 (с 22.03.1944 г. "БК-412")
Зав. №415. Заложен в 1942 г. (Зеленодольск), спущен весной 1943 г., вст. в строй летом 1943 г. и 26.08.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 - 9.10.1943 г. наступательной операции. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. наступательной операции.

Поскриптум:
Если на постаменте застыл "Капитан 3-го ранга Лысенко" (касательно БК-221 то основной путь из отдела фондового имущества - в разделку) то ситуация становится очень забавной, поскольку этот катер рискует быть единственным уцелевшим бронекатером постройки завода №264 в Красноармейске/Сарепте в стране. К сожалению не обладаю достаточно полными данными по характерным чертам катеров постройки разных заводов, чтобы  сказать это определенно.

Современность, История ВОВ, Война На Море, Военная История

Previous post Next post
Up