Кто принял решение.

Sep 26, 2012 14:17


- Ваше величество, поступило предложение сделать колею шире
- На хуй шире.
- Будет сделано!
(грязный советский анекдот про порядки в Российской Империи)



mubarizoruc спрашивает:

Интересно. А в Польше и Финляндии разве не русская колея? Ведь когда там строили ж/д, эти территории входили в состав России.
Или они всё перестроили на западную колею?



Дело в том, что хотя в Российсской Империи не было такого подхода тоталитарного. Чтобы принять (к тому же анонимно и не понятно на каких основаниях) решение и по всей Империи навязывать.  Тем  не менее железная дорога всё же исключение по понятной причине. Как и стандарт на электричество и.т.п.

Вообще это чисто советская манера. Принимать какие-то решения "судьбоносные" совершенно анонимно. Либо "от имени трудящихся" (верующих) и.т.д.  Либо как в старой еврейской легенде находить козла отпущения и всё на него.
Царя, президента. По всем вопросам. Больше никто ни за что в коумнистической стране не отвеает конкретно....
Частная ответсвенность как и частная собственность вне закона. Сплошное инкогнИто.  Ясно что в Царскойй России всё было совершенно не так. Потому можно назвать даже конкретные имена и фамилии людей, которые приняли именно такое решение.

Сама железная дорога в Российской Империи развивалась практически одновременно с развитием таковой в Европе и США, где она развивалась не как единая сеть. Это тогда было достаточно сложно А как какие- то отдельные участки часто принадлежащие частным лицам, которые и строили как им заблагорассудится.   У некоторых богачей и вовсе железная дорога была для их личного пользования в некоторых странах Европы.   Потому стандарта общегосударственного и тем более общеевропейского как такового не существовало.

Почему в России распространенна именно такая ширина а на Западе другая?

Всё очень просто.  И конечно же это не связанно с тем, что придумали совки про какие-то там "стратегические" соображения вообще вздор с тоностью до наоборот.  Это Советскому союзу как раз было бы очень удобно без  перерельсовки коммунизм в Европу экспортировать.

Стандарта как такового просто не существовало в те времена.

Однако тут есть нюанс.  Дело в том, что в России как и в США не была принята так называемая "метрическая" система мер. В США её не приняли до сих пор кстати.  В России была принята английская система мер. Потому всё измерялось в футах, дюймах а также ещё и в некоорых русских мерах типа вёрсты и.т.п.

Новомодных французских "сантиметров, метров и километров" тогда в России просто не было и быть не могло.

Поэтому когда строилась первая в России железная дорога Царскосельская по указу Николая - 1. В 1836 году  Николеем первым был подписан указ о строительстве.



А  в 1837 уже открыли двжижение.

При чём ширину колее выбрали намного более широкую чем в Европе тогдашней.  Решение принимал австриец из Праги Франц Антон Риттер фон Герстнер.  Известный на всю Европу инженер. Он  же руководил тогдашними проектами в Австрии и Чехии.



В своей записке Императору он написал.

Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения.

Министр тогдашних путей сообщения Карл Кондродович (Фёдорович) Толь (Карл Вильгельм фон Толь) тоже содействовал этому проэкту.



Была организованна комиссия во главе с знаменитым Сперанским.

И первая железная дорога в России (царскосельская) была принята шириной РОВНО  в 6 футов таким образом .  То есть в 1829 милиметров, что было намного шире чем в тогдашней Австрии и.т.п..

Однако, когда разрабатывался проект уж Николаевской (Петербурго-Московской до смери Николая в 1855) Железной дороги, господина Герстнера в 1838 году  русское правительство посылает на стажировку в САСШ.  После возвращеие оттуда Герстнер настоятельно рекомендует привлечь для строительства американцев.  Однако Николай усомнился в целесообразности этого поэтому посылает господ инжереров  Павла Петровича Мельникова и Николая Осиповича Крафта



Советы им даёт известный американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер



Собственно проект же разработал именно Крафт Николай Иософович.

Руководил строительством Николаевской железной дороги . Граф Клейнмихель Петр Андреевич



Николаевскую (тогда ещё "Петербургско-Москвовскую")  Железную Дорогу открыли в 1851 году.
При большевиках и по сей день она называется "октябрская".

Таким образом.  Решение о том что в России нужно использовать колею ровно в 6 футов принимали при строительстве небольшого
эксперементального участка.  Затем все эти конкретные вышеозначенные господа приняли коллегиальное решение вместо слишком широкой в 6 футов испольовать РОВНО 5 футов.  То есть те самые наменитые 1524 французских миллиметра.

Таким образом именно с этой самой Петербургско-Московской ветки и началось внедрение этого стандарта.  Стоит добавить что  пятифутовый  стандарт был подобный также в южных штатах САСШ примерно в это же время.
Вообще Царская Россия в технических вопросах более ориентировалась на САСШ.. Например напряжение в сети в России тоже было 127 вольт до революции. А в  США по сей день далеко не 220.  И тем более не 380 советские. И.т.д. Ведь ясно что чем меньше напряжение тем безопаснее для человека. Но это расточительно. Потому что при повышении мощности не за счёт напряжения а за счёт силы тока нужно делать более толстые провода.

Замечу также что , какой-то (само собой понятно анонимный) идиот в советское время принял решение, что 1524 миллиметр это "для советского простого человека слишком сложно" и потому стандарт "округлили" до 1520 миллиметров.  Иными словами туда-сюда целй сантиметр. В миллиметрах мерять коллеи это уже издевательство над трудовым народом. Такого в СССР допустить не могли.

Потому в современном СНГ принят "округлённый" сстандарт в 152 сантиметра.  Миллиметры  - нахуй.

Напротив в Финляндии остался именно 1524 миллиметра. Русский "пятифутовый" сандарт.  Ровно там в футах. А в миллиметрах никак "ровно" быть не может. Тоже самое в Эстонии.

Что же касается Западной Европы.

То во всех этих Англиях и Германиях был принят популяризируемый французами как раз метрический стандарт. Ровно 1500 миллиметров. Плюс меряли там не расстояние между рельсами, а расстояние между осями рельсов.  В результате расстояние собственно между рельсами получилось 1435 миллиметров

Такой стандарт принят сегодня в большинстве стран Запада кроме Испании и некоторых других.  Но при этом трамваи и метро совершенно не везде ему соответсвуют. Часто шире или уже.  Что и понятно. Трамваи часто делаются специально для какого-то города и потому нет нужды в том, чтобы они ходили по железнодородным рельсам. Поезда метро тоже имеют возможность совсем не обязательно по ЖД доставлять до путей. Это в СССР "ноу хау" с целью знаменитой "экономии" только могли считать подобное целесообразным.  Там же исходят из оптимальных парраметров конструкции в зависимости от габаритов, скорости и.т.д. и.т.п.

Что касается Польши.  То как раз во времена Российской Империи русское правительство приняло решение достроить ветку "Варшава - Вена" по австрийскому стандарту то есть в 1435 миллиметров.  Это была вторая ветка в Российской Империи. После царско-сельской. и раньше чем питерско-московская. В 1840 году пустили

Вернее на самом деле поляки сами начали тянуть. Было организованно польскими банкирами общество "Drogi Żelaznej Warszawsko-Wiedeńskiej".
Но они обанкротились и в результате из российской казны им шли деньги. Рельсы делались правда на польских заводах, а руководил строительством господин Э. И. Гостерфельд.

Однако все остальные колеи, которые строились в Польше. Особенно Привислинской Железной Дороги строились уже по российскому стандарту.


1867 г. Варшава - Лобачев (194 км)
1873 г. Лобачев - Брест -Ковель (142 км)
1873 г. Брест - Граево (216 км)
1876 г. Луков - Ивангород (61 км)
1877 г. Млава - Ковель (459 км)
1887 г. Брест - Холм (113 км)
1887 г. Седлец - Малкин (66 км)
1893 г. Малкин - Лапы (142 км)
1897 г. Остроленка - Пилява (132 км)
1897 г. Бельск - Беловеж (52 км)
1899 г. Луков - Люблин (110 км)
1907 г. Волковыск - Андреевцы - Седлец (180 км)

Но когда Польша стала независмой и в её состав вошли бывшие австрийские и прусские территории, где был распространён "метриеский" стандарт.
поляки естественно должны были принять решение что переделывать. Российский стандарт переводить на европейский или европейский на российский.

Было принято первое решение.  Потому что

1) От СССР и большевизма Польше не ждала ничего хорошего. Потому ориентироваться на бывшую Россию в данном вопросе было бы стратегически не верно.
2) На территории особенно Западных воеводств, которые были в подчинении у Германии железная дорога была развита намногго более интенсивно.
3) Подвижной состав. Паровозы, и локомотивы изготавливаемые в Западной Европе рассчитывались на стандарт метрический.

В итоге поляки, в отличие от финов перешили все свои дороги на метрический стандарт.  Это в принципе совсем не так сложно. Потому что вообще-то в цивилизованной стране не только дороги но всё на свете переодически меняется и обновляется. Вот по ходу обновления и перешили.

В дикой, нецивилизованной стране думают что всё на миллионы лет строится. И никогда не нужно обновлять.. Построил комумнизм и живи. Главное подлнатужится на этапе строительства. Блоки каких-то мегалитов стянуть в какой-то "стоунхендж" и всё. А  там трава не расти.

На самом же деле богатсво страны не в железных дорогах а в людях. Там где живут люди там всё не проблема. А там где вместо людей хрен знает что там и на двух ногах кое-где не возможно ходить не то что на поездах.  На чётырёх будут скоро или вообще ползать там будут скоро по грязи и болотам на животе.

В то время как Царская Россия была нормальной европейской страной. Конечно она олтичалась от Европы. Но не более чем США отличалось от Европы. Даже меньше. Что-то среднее между США и Европой было.

Польша и Финляндия всё что от той России и осталось. Больше ничего.
Previous post Next post
Up