Берлинский список Новгородской Первой летописи представляет собой выполненную для В.Н. Татищева копию со списка НПЛ близкого Академическому, в котором исправно читались места, испорченные в Академическом списке, что делает эту копию весьма важной для изучения НПЛ.
Не смотря на это данный список НПЛ был в науке основательно забыт (мы ничего не встретим о нём в работах А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, А. Н. Насонова, М. Н. Тихомирова, А. Г. Кузьмина, С. Н. Азбелева, А. Г. Боброва, А. А. Гиппиуса и т.д.) и текст его российским и советским учёным известен не был (за исключением содержащегося в нём текста "Русской правды", который привлекался к её изданиям), а после Второй Мировой войны и само местонахождение Берлинского списка не было известно российским учёным. Такая ситуация привела к появлению в научной литературе произвольных фантазий по поводу его содержания (см. например:
Толочко А. П. "История Российская" Василия Татищева: источники и известия. Киев; М., 2005. С. 73-74). Ни к изданиям, ни к исследованиям НПЛ Берлинский список никогда не привлекался. Честь его обнаружения и возвращения в науку принадлежит
Александру Вячеславовичу Майорову.
Статья А. В. Майорова, посвящённая вновь открытому им Берлинскому списку Новгородской Первой летописи (Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32)) Статья А. В. Майорова в журнале "Родина" (2008. № 11). Интервью с А. В. Майоровым о его открытии в журнале "Санкт-Петербургский университет" (№ 6-7 (3773-3774), 5 мая 2008 года).