Рассмотрим вкратце вопрос о рунической письменности у западных славян.
Цитата из кн. Громов Д. В., Бычков А. А. Славянская руническая письменность: факты и домыслы, М., 2005.
"Сочинение Клювера (Kluver I. "Beschreibung des Herzogthums Mecklenburg". 1728) излагает рассказ ... с указанием на диссертацию немецкого историка 17-го века Конрада Шурцфлейша 1670 года, в которой уже доказывалось, что у германских славян были свои школы, где дети обучались рунам. Ту же мысль повторил Клювер относительно германских вендов: "Правда школы у вендов были в плохом состоянии, тем не менее их учителя-священнослужители наряду со своими буквами пользовались руническими письменами следующего облика. В доказательство приводился следующий образец алфавита: "
Историю этого алфавита попытался проследить И.В. Ягич, который рассмотрел графику рун в ранних и поздних изданиях И. Клювера. См. например более ранний вариант:
Ягич пришёл к выводу, что особые знаки для B и E появились в результате нескольких искажений начертаний одного из поздних рунических алфавитов (т.н. "Кимбро-готский"), который в 1691 г. опубликовал Т. Арнкил в Гамбурге (Ягич И.В., Вопрос о рунах у славян // Энциклопедия славянской филологии. Вып. 3. СПб., 1911).
Кимбро-готский алфавит по Т. Арнкилу:
Вместе с тем и алфавит Клювера (в нескольких вариантах) и алфавит Арнкила передают особые руны П и U/V, которые редко встречаются в датских надписях. Причём наличие П уникально для рун и может быть объяснено влиянием либо кириллицы, либо греческого письма, что свидетельствует скорее о балканском или среднедунайском (моравском?) источнике.
Обычно с вендскими рунами ассоциируют надписи на предметах прильвицкой коллекции и микоржинских камнях. На наш взгляд есть достаточно аргументов в пользу признания фальсификатами микоржинских и значительной части прильвицких надписей (см. Ягич И.В., ук. соч.). Однако, часть рунических надписей, найденых на территориях проживания славян ещё в XIX в., возможно являются подлинными.
К подлинным, вероятно, следует отнести повреждённую надпись на кобеличской урне (окрестности Старгарда, земля Мекленбург-Стрелиц).
источник:
Verein für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde: Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. - Bd. 24 (1859), S. 16-20.
Предложенная прорисовка (cоставлена на основе нескольких) содержит вначале знак для Е, сходный с тем, что приводит Клювер. Всю надпись читают "eva gamna ksansa.." ("эта урна князя-жреца.."), по крайней мере слово "ksan(?)s" вполне читается (сближается с польск. ksiadz - господин; священник, вполне вероятна аналогичная форма и у старгардских вагров-ободритов)....
Другая надпись вызывает большие сомнения (Ягич посчитал, что она слишком похожа на позднюю кириллическую вязь, хотя это сходство может быть чисто внешним):
Камнм найдены в Чехии в селе Скальск крестьянином Й. Кобшей при сооружении погреба. О находке стало известно археологу Вацлаву Крольмусу, который опубликовал прорисовку, составленную на основе нескольких независимых прорисовок, сделанных им самим и его знакомыми по его просьбе.
Чтение надписи, предложенное В. Крольмусом, было раскритиковано И.В. Ягичем, но вряд ли может служить аргументом в пользу версии фальсификации. Хотя бы потому, что однозначное чтение неизвестной рунической вязи само по себе проблематично... Скальская надпись интересна тем, что демонстрирует старшеруническую руну S вопреки алфавиту Клювера и прильвицким надписям.
Находки новых рунических образцов в землях западных славян происходили и в новейшее время. Например, известна краткая надпись на топоре из Познани:
Здесь мы опять видим употребление старшерунической S, как в скальской надписи В. Крольмуса.
Из-за неоднозначности прорисовки мы затрудняемся читать эти руны, которые по-видимому означают имя или прозвище.
Ещё две рунические надписи из Гданьска и Волина мы позаимствовали
здесь.
Краткая надпись на костяном амулете из Гданьска однозначно не прочитана:
вероятно начало костяной привески отломано.
Другая надпись на деревянной дощечке из Волина:
Та же надпись после обработки изображения:
Предложенное чтение (...iRusu RunaR) на наш взгляд более чем сомнительно. R(Yr) присваивается разным знакам, и для скандинавских рун не характерно написание слова runaR с Yr вначале (и вообще скандинавское чтение предполагает редкое и нехарактерное "злоупотребление" руной Yr). Более вероятным представляется наличие в Волине особого рунического алфавита.
Другая надпись на кости типичная младшеруническая (судя по наличию знака соответствующего варианта K/G на второй стороне):
Однако учитывая место находки, надпись может быть прочитана, как славянская:
fud - толкуют как начало алфавита (футарка), kur - вероятно, Куръ (например, как имя-прозвище).
Ещё из Польши (Калдус, воеводство Хелмно, север Польши) надпись на каменном круге:
Надпись датируется XI - XII вв. См. также
здесь.
К новейшим находкам рунических образцов следует отнести три фрагмента керамики из Podebloce (восток Польши, 82 км от Варшавы), найденных в слоях VIII - IX вв. (сами находки обычно датируют IX в.). Снимки мы нашли в двух вариантах:
1.
Взято отсюда.
Такой же снимок первого обломка также опубликован в сети в
работе проф. Анджея Буко.
Этот снимок, однако, вызывает сомнение. Похоже кто-то исказил изображение, чтобы не были видны рунические знаки для S и U, что видно по другому снимку, найденному в сети:
Похоже, что искажения сделаны с целью "показать" кириллическую П, и скрыть реально рунический характер обнаруженных фрагментов. Тем более у А. Буко два других фрагмента не показаны, а в них руны (особенно та же "старшая" S) заметны и в ранних снимках.
Podebloce'ские надписи демонстрируют отмеченные в скальской надписи (Крольмуса) старшие руны S, и особую (редкую для скандинавских алфавитов) руну U, а также использование П, что в целом подтверждает наличие у западных славян своей рунической письменности, родственной скандинавской. В рассмотренных образцах достоверно не найдено, однако, двух особых рун для B и E, которые есть в алфавите Клювера и которые использовались для надписей на прильвицких предметах, что оставляет открытым вопрос о их подлинности.