Черное золото наконец достигло долгожданной и психологически важной отметки в $50 за баррель (на момент торгов 15:30 26 мая ее стоимость равнялась $50,44 за баррель), что естественным образом в большинстве своем воодушевило экспертную и чиновническую общественность России. Однако все равно остаются те, кто продолжает говорить об упущенных возможностях «тучных 2000-х», когда в отдельные периоды нефть было предельно дорога, что открывало широкие возможности для развития экономики.
В сегодняшних российских реалиях действительно выражение «необходимость структурных реформ», которые могли бы переориентировать страну подальше от сырьевого экспорта, становится наиболее популярным. Оно уже даже успело прозвучать из уст президента РФ Владимира Путина - вчера на заседании Экономического совета, пожалуй, впервые.
Отрицать необходимость изменений «по сути» отрицать глупо. Основные дискуссии разворачиваются сейчас только вокруг вопроса о том, какими они будут, а не нужны ли вообще. Властная элита сегодня, пожалуй, не хочет повторять ошибки 2000-х
Однако нельзя не обратить внимание на некую гипертрафированность понимания «тучных» лет в российской экономике. Наиболее ярким примером такой точки зрения можно назвать слова Германа Грефа о стране-дауншифтере и статью Владислава Иноземцева под заголовком
«Державное бессилие: каковы итоги 16-летнего правления Владимира Путина». Действительно, период нефти «100+» был достаточно продолжителен: с февраля 2011 по август 2014 года (за исключением июня 2012 года) + 7 месяцев 2008 года.
Казалось бы, за 49 месяцев уж можно было навести порядок в экономике страны. Вот только надо учесть тот факт, что пики стоимости приходятся на первую (2008 год) и вторую (2011 год) волны мирового экономического кризиса, когда у государства забот явно хватало, да и о необходимости структурных реформ и проблем в экономике говорили еще задолго до этого. Например, напомним, что Кудрина, во многом за расхождения взглядов на экономическое развитие, сняли с поста министра финансов в сентябре 2011 года.
Однако если рассматривать ситуацию в целом, за 16 лет, как это делает Иноземцев, то стоит принимать во внимание, что средняя цена нефти за этот период куда ближе к нынешнем показателям и равна $65,77 за баррель.
Но мораль, конечно же, не в этом. Даже преодоление нефтью психологически важной отметки в $50 уже создает задел для будущих экономических преобразований, вариантов которых на данный момент наблюдается
три: Кудринский, «Столыпинского клуба» и Улюкаева.
Какой из них победит - не ясно, да и по сути не важно. У каждого из них есть свои плюсы и минусы: первые нужно вычленить и на их основе создать перспективное предложение, вторые - выкинуть и подальше. Но в любом случае реализация предложений будет отложена до 2018 года - а сейчас надо решить насущные проблемы и, как «доблестно» отметил Медведев, держаться. И здесь нам поможет даже нефть «по 50».