8.
№ 56. 1753 г.
Решение суда по делу об убийстве мальчика Стефана Студзинского.
Напечатано М. Д. Р ы в к и н ы м - «Наволоцкое дело» в „Еврейск. Семейной Библиотеке" 1903 г. кн. IX. 1-6.- Литература: „Dekret о zameczeniu przez zydow dzieciecia katolickiego w grodzie Zytomierskim" etc. Krak. 1753 (с изображ. убитого); G. Pikulski „Zlosc zvdowska". Lwow. 1760. str. 767-768 (с рис.); "Przyiaciel ludu", w Lesznie, 1844, № 18, str. 137 (с рис.); „Anklagen der Juden in Russland wegen Kindermords, Gebrauchs von Christenblut und Gotteslaesterung". Leipzig. 1846. s. 106-111; В. И. Даль «Розыскание о убиении евреями христианск. младенцев и употреблении крови их» 1844 стр. 63-65; А. А. Титов "Убийство в Саратове двух мальчиков» (в «Судебн. Драмах». 1903 г., II. 219-221); Ю. И. Гессен «Велижская драма", СПБ., 1904, стр. 125-126; „Справка к докладу по евр. вопросу", ч. V, 156.
Майя 22-го 1753 г. - выписка из уголовного реестра Киевского гродского суда по делу дворянина Адама Студзинского, явившегося лично с доставленными в сей суд евреями: Янкелем Мошковичем Кивою, Маиером Равином Шуцером Волем, Зейвелем Берком, Лейбою Давидом, Маиером Мордуховичем, Маиером Харлеевским, арендаторами Марковой Волицы Елею и Янкелем, Давидом Дыдусом, Лейбою, зятем Чудновского снуровщика, Абрамом и Елею Полонскими, Шимоном, сыном Молоховым, Шмуйлом Волем, Евшею портным, Maиeром Израилевичем, Елькеном Берковичем и Лейбою Янкелевичем. Гродский суд Киевского Воеводства, по выслушании показаний и объяснений сторон, разрешив отсрочку консисторского суда назначенного Еммауским епископом и Коандьютором Киевской епархии Каетаном Солтыком, находит: по делу о невинно пролитой крови 31/2 - летнего младенца Стефана Студзинкого, сына дворян Адама и Евы Студзинских, произведенному прежде в Киевской Консистории, а наконец, после учинения исследования и добровольного показания евреев и евреек, а также христиан, и открыто ужасное преступление, отосланное в сей суд для окончательного разрешения; из показаний еврейки Брайны, жены Еля, и еврейки Фружи, жены Енкеля, арендаторов Марковой Волицы, подтвержденных после добровольным сознанием мужей их Ели и Янкеля видно, что в Страстную Пятницу, 20 апреля, в роще, находящейся вблизи деревни арендаторов Марковой Волицы, пойман младенец и унесен ночью в корчму; в следующий за сим день, в Страстную Субботу, спрятан он был до окончания шабоса и обречен на заклание, коего они еврейки сами видели; дело cиe назначено ныне к докладу, но поелику некоторые из участвовавших лиц, между ними Еля, Янкель с женами их, требуют вторичного исследования, то суд сей, имея в виду, что тем яснее откроется ужасный умысел сего необыкновенного преступления, назначил вторичное исследование и повелел
представить обвиненных для выслушания их показаний; а как некоторые из них отпираются от показаний своих в консистории, а другие дело сие показывают в другом виде, то для открытия истины, суд сей приговорил евреев Янкеля Киве, Маиера Равина, Шнайера Воля, Зейвеля Берку и Лейбу к троекратной пытке посредством палача, приступив тотчас к слушанию их показаний, за сим ничего более не открылось, как токмо, что их тут же видели прежде полуночи, в Страстную Субботу, и в воскресенье, поутру. А еврей Шмуйла Мошкович, прикащик еврея Кивы, показал, что Кива приказал ему в полночь запрячь двух лошадей в повозку и, сев в оную с Равином Наволоцким, велел себя везти малолетнему еврею. После возвращения их утром спрашивал он сего еврея, куда они ездили? На что отвечал ему, что в Марковую Волицу; что же они там делали, того он не знает, поелику смотрел за лошадьми; из дальнейшего же исследования и показаний открылось, что евреи Еля и Янкель, арендаторы Марковой Волицы, подговорены быв Шнайером, Харлеевским арендатором, также Кивою, арендатором Паволоцким, и Шнайером, тамошним равином, дабы они как-нибудь достали дитя христианское для заклания оного; отыскивая лошадей в Страстную Пятницу сего (1753) года, в роще встретили младенца, по имени Стефана, слезшего с повозки, на кою посадил его отец, Адам Студзинский, и идущего к деревне Марковой Волице, поймали оного и отвели в густой лес, где еврей Еля продержал оного до поздней ночи, а еврей Янкель возвратился с найденными им лошадьми в Маркову Волицу; после того он же Янкель, возвратившись к еврею Еле, оставшемуся в роще, оного младенца принесли вместе в корчму в Маркову Волицу, накормили хлебом, напитанным водкою, и положили на печку, где он, младенец, спал всю ночь; по утру же, когда проснулся, накормили опять мацею (лепешками) с водкою, хлебом и медом, после чего он уснул и оставался весь день в таком положении; во время просыпа забавляли его разными игрушками; по окончании же шабаса Янкель по предварительном уведомлении Шмайера и Маиера, Харлеевских откупщиков, удерживали того младенца до прибытия нижепоименованных душегубцев. Прибыв же в полночь, евреи: Кива Мошкович, Шнайер, Равин Паволоцкий, Дыдус Ирш, Маиер Мордухович, Мейер из Харлеевки с Давидом, Беркой и Хаимом из Ходорковки, Зайвел из Кациловки, Мовша из Сокульчи и Мовша из Котлярки, напоив младенца медом, все, вместе с Елею и Янкелем, арендаторами Марковой Волицы, хищные волки, убийцы, алчные христианской крови, вытолкнув Брейну, Елеву жену, и Фрусю, Янкелеву жену, а также Ейзика, Харлеевского винника, прибывшего на ночлег по случаю отыскивания скота, приступили к исполнению неистового своего намерения, и на сей конец Навлоцкий раввин, поставив младенца на лавку, завязал ему глаза и велел идти домой, который, сошед на землю, пошел прямо к дверям; поступок сей младенца был причиною смятения евреев, бывших свидетелями сего ужасного происшествия, но еврей Кива, схватив его за руки, поставил на той же лавке и, зажав рот орудием дьявола изобретенными клещами, приступил к убийству и выпущению невинной крови, поруганию христианского таинства и воспоминанию с презрением страсти Христовой. Обнажив младенца, поставили его в лохань и после дьявольской молитвы раввин Шнайер вонзил ему нож под сердце, а другие начали колоть и мучить гвоздями, большими булавками и забивать под ногти гвозди, беспрестанно поднося его вверх и опуская, для удобного истечения крови. Наконец, Шмайер, Харлеевский, арендатор, взяв младенца, едва уже дышащего, свернул ему голову и держал до истечения последней капли крови; потом, разлив кровь в разную посуду, разошлись, а тело младенца, измученного, исколотого, Зейвель и Еля отнесли в ближайший лес и положили лицом к земле, которое найдено плачущими родителями и людьми в день Пасхи, после обедни, и отнесено в дом отца его дворянами Николаем Загурским, Василием Радкевичем и работником Денисом Бороденкою в виду всех жителей деревни Марковой Волицы.
А потому суд сей, признав вышепоименованных евреев виновниками сего ужасного преступления, приговаривает их к смерти, с тем, чтобы согласно статуту и коронным законам, дворянин Адам Студзинский, отец младенца, с семью другими дворянами учинили присягу в том, что вышеозначенные евреи суть виновники смерти сына его, что они его убийцы, и засим подлежат смертной казни. Поелику, же таковая присяга уже исполнена в сем суде дворянами Василием Ходаковским, Николаем Галевичем, Иваном Пашинским, Ильею Ходаковским, Антоном Новинским и Павлом Ходаковским, то суд сей, в пример и для прекращения впредь подобных преступлений, которые совершаются, как на опыте доказано, со времени смерти Спасителя нашего по сие время, определяет, дабы евреи: Раввин (Шнайер) и Кива Паволоцкие, Маиер Мордухович и Шмайер (Шмая) сын (его) Харлевские, и Еля и Янкель, Марковой Волицы арендаторы, ведены были палачом к виселице в городе Житомире, руки коих, обвив пенькою и облив смолою зажечь, потом по приведению их к виселице выбрать им из плечей по три полосы, за сим четвертовать живых, головы их посадить на кол, а тела повесить; сообщников их евреев: Давида Дыдуса Паволоцкого, Давыдка, Берка и Хаима Ходорковских, Мовшу из Сокульчи, второго Мовшу из Котлярки, арендаторов, четвертовать на лобном месте, под виселицей живых, головы их посадить на кол, а тело повесить; Зейвеля, Кукловского арендатора, объявившего, что он принимает с женой и детьми св. крещение, суд в уважение раскаяния его приговаривает к отрублению только головы. За сим для исполнения над ними сего приговора препроводить их в Житомир. Сверх того еврея Иршу, Поволоцкого купца, убежавшего до взятия еще под стражу вышепоименованных евреев, как соучастника в смертоубийстве, приговаривает к таковому же, как вышепоименованных, наказанию, предоставляя всякому суду право после поимки оного привесть в исполнение над ним сие решение, т. е. четвертовать его живого, голову посадить на кол и тело повесить. Наконец, назначить в пользу отца умерщвленного младенца, Адама Студзинского, с наследников вышесказанных Паволоцких евреев и оставшегося имения 700 злотых, а Ходоровских евреев 300 злотых, определив по взыскании отдать под расписку дворянина Адама Студзинского, под опасением вечного изгнания. Кроме того, взыскать с них пошлин в пользу суда 14 гривен. Вслед за сим евреев Лейбу Ходорковского, зятя его Мовшу, Абрама и Елю Полонских, Симона, Маляхова сына из Паволочи, Шмуйлу Паволоцкого, Войлю извозчика, Давида Ходорковского, Евшу портного, Маиера Израилевича, Ходорковского, Еликима Берковича, Лейбу Яруховича, как по делу сему не оказавшихся виновными, от суда и наказания освободить. Подлинный за подписанием городских судей и писаря.
Копия с решения по делу об умерщвлении сына шляхтича Студзинского, представленная Волынским гражданским Губернатором Правительствующему Сенату, вследствие предписания оного от 16 февраля 1831 года. - Примеч. М. Д. Рывкина.