Друг Царей

Mar 24, 2015 03:53

13.



Из книги
"Письма Царской Семьи из заточения"
(под редакцией Е. Е. Алферьева),
Джорданвиль, 1974 год.

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
А. А. Вырубовой
Царское Село. Август 1917 г.
Дорогая моя мученица, не могу писать, сердце слишком полно, я люблю Тебя, мы любим Тебя, благодарим тебя и преклоняемся пред тобой, - целуем рану на лбу и глаза, полные страдания. Я не могу найти слова, но Ты все знаешь, и я знаю все - расстояние не меняет нашу любовь - души наши всегда вместе, и через страдания мы понимаем еще больше друг друга. Мы все здоровы - целуют Тебя, благословляют и молимся за тебя без конца.
Я знаю твое новое мучение - огромное расстояние между нами, нам не говорят, куда мы едем (узнаем только в поезде), и на какой срок, но мы думаем, что это туда, куда ты недавно ездила - святой зовет нас туда и наш Друг.
Не правда ли, странно, и Ты знаешь это место. Дорогая, какое страдание наш отъезд, все уложено, пустые комнаты - так больно, наш очаг в продолжение 23 лет…

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
Ю. А. Ден
Тобольск, 29 ноября, 1917 г.
…Все происходящее так ужасно, что нет слов, так постыдно и почти забавно, но Бог милосерден, моя дорогая. Скоро будем вспоминать те дни, которые Вы провели с нами. Боже мой, какие воспоминания.
Матреша (Распутина) вышла замуж, она сейчас в Петрограде, а брат на фронте…

Мужем М. Распутиной стал Борис Соловьев.

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
А. А. Вырубовой.
Тобольск,15 декабря 1917 г.
Что впереди, не догадываюсь. Господь знает и по Своему творит. Ему все передала. Помолись за нас и за тех, кого мы любим и за дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы»; ужасно люблю Ее чудный лик. Что пишут про чудотворную икону в Покровском? Прошу через Чемодурова (камердинера Государя) особенно в воскресенье вынимать частицу за тебя и за всех наших. Наверное, Ты будешь говеть с нами. Надеюсь, что мы будем у обедни.
…жена (Чемодурова) взяла мою записку в собор на горе, архиерейская служба шла, тогда не принято поминать за здравие, но когда дьякон узнал, что это от меня, громко прочитал все имена, так рада. Дьякон даже оставил у себя записочку. Епископ Гермоген (Тобольский) страшно за «Папа» (Государя Императора) и всех. За упокой записочку дала в нашей церкви и чувствовала, таким образом соединяюсь со всеми, крест его (Г. Е. Распутина - прим. ) был у нас и во время всенощной лежал на столе.

В селе Покровском в доме Распутиных находилась чудотворная икона Божией Матери, от которой произошло чудесное явление источения слез накануне покушения на человека Божия Григория, произведенного Х. Гусевой незадолго до начала войны.
В телеграмме Царской Семье о покушении на о. Григория его дочь Матрена сообщала:
«Покровское-Петергоф 29 июня, 1914 г.
Женщина нанесла тяжелую рану в живот, но сносно, чудным образом спасен - еще поживает для нас, для всех, недаром слезы Матери Божией. Приехали за доктора. Матреша Новая».
Епископ Гермоген, сразу после февральского переворота получивший назначение на Тобольскую кафедру, по свидетельству близко знавших его лиц, духовно совершенно примирился с Царем, не раз присылая находившемуся в заключении в Тобольске в губернаторском доме Царю свое святительское благословение, и, как передавали, выражал сожаление о имевших между ними место недоразумениях. Раскаяние свое владыка запечатлел, как известно, мученической кончиной.
В воспоминаниях Б. Н. Соловьева содержится рассказ о посещении епископа Гермогена в Тобольске зимой 1918 года, в котором переданы впечатления от известия о смерти человека Божия Григория, сопровождавшегося чудесным знамением.
«Я знаю, - говорил он, (епископ Гермоген - Б. Н. Соловьеву), что великий крест ты на себя взял, женившись на дочери Григория в такое время. Но верю, что ты будешь для нее верной и крепкой защитой. Совершишь великий подвиг и Господь не оставит тебя за твою любовь к гонимым и обездоленным. Слушай! Ты лично знаешь историю моих отношений с покойным Григорием. Я его любил и верил в него, вернее в его миссию внести что-то новое в жизнь России, что должно было укрепить ослабевшие связи между Царем и народом на пользу и благо последнего! Но его самовольное отступление от нашей программы, противоположный моему путь, по которому он пошел, его нападки на аристократию и на таких людей, как великий князь Николай Николаевич, которых я всегда считал опорой трона, заставило меня вначале отвернуться от него, а затем, видя его усилившееся влияние при дворе и учитывая, что при этом условии идеи его будут вредоноснее, я начал энергичную кампанию против него. В азарте этой борьбы я много не замечал.
Я не видел, например, что моя борьба усиливает вредные элементы среди оппозиции Государственной Думы. Я не видел, что словно сатана искушавший Христа, вокруг меня вертится, неустанно внушая мне ненависть, упорство и злобу, это подлинно презренное существо Илиодор. Результаты ты помнишь? Громкий скандал: побежден и отправлен в ссылку в Жировецкий монастырь, и когда волнения души улеглись и обрел возможность спокойно размышлять, я с ужасом увидел итог моего выступления. Борясь за Трон, я своей борьбой только скомпрометировал его лишний раз. Сколько мук и терзаний я пережил потом. И вот 1916 год, декабрь месяц, Григорий убит!…
Тебе расскажу я, как я узнал эту новость.
Я служил обедню в монастыре, богомольцев было мало и службу я окончил сравнительно рано. Благословив присутствовавших, я разоблачился, надел шубу, и в сопровождении своего келейника пошел к себе в келью. На пути, как обычно, меня встретил отец гостинник с отобранной для меня корреспонденцией, немногими письмами и газетами, которые я регулярно выписывал. Поблагодарив отца гостинника, я пошел к себе, где келейник раздел меня, дал домашний подрясник и туфли. Так, как время близилось к обеду, то я тут же благословил его идти на монастырскую кухню, что он и исполнил.
Я остался один. Одев туфли, вооружившись очками, принялся за чтение газет. Первое, что бросилось мне в глаза, было сообщение о смерти Григория Распутина… Я невольно подумал: вот он гнал меня, из-за него нахожусь сейчас на положении ссыльного, но возмездие было близко и кара Божия обрушилась на него, он убит!
Вдруг, я никогда не забуду этого момента, я ясно услышал громкий голос Григория за спиной: «Чему обрадовался? Не радоваться надо, а плакать надо. Посмотри, что надвигается!»
Я обомлел в первую минуту от ужаса… Уронив газету и очки, я боялся повернуться, да и не мог этого сделать… Словно остолбенел. Наконец, перекрестившись, я быстро встал, оглядел келью - никого. Опустившись в кресло, я не знал, что предпринять. В это время раздался стук в дверь и обычная молитва: «Господи Иисусе!». «Аминь» - с трудом ответил я. Вошел с едой мой келейник. Не успел он переступить порог, как я осыпал его вопросами, не встречал ли он кого-нибудь по дороге и в коридоре и не разговаривал ли с кем-нибудь, на что получил отрицательный ответ.
Я не мог ничего есть, тщетно старался объяснить себе этот странный случай… Наконец, я задал себе вопрос; чей голос слышал я? Ответ был один: Григория! Я не мог в этом ошибиться!
Не мне тебе рассказывать, ты это не хуже меня знаешь, что Григорий был особенным человеком, и много чудесного связано с его личностью» (в кн. С. В. Марков, «Покинутая Царская Семья. Вена. 1928 г.).
Знаменательна была и сама смерть епископа Гермогена, которого большевики утопили в Туре, как раз возле села Покровского - родины о. Григория. Тело владыки было вынесено волнами на берег и руками местных крестьян погребено в сельской церкви, построенной пожертвованиями и трудами гонимого некогда владыкой человека Божия Григория (позже перенесено в Тобольск).

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
А. А. Вырубовой.
Тобольск, 20 декабря 1917 г.
Послала тебе по крайней мере 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по моим знакам («свастика»).
…Он (Государь Император) прямо поразителен - такая крепость духа, хотя бесконечно страдает за страну, но поражаюсь, глядя на него. Все остальные Члены Семьи такие храбрые и хорошие и никогда не жалуются, - такие как бы Господь и наш Друг хотели бы…

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
А. А. Вырубовой.
Тобольск, 9 января 1918 г.
Милая родная, мое Дитя, спасибо Тебе, душка, за разные письма, которые глубоко нас обрадовали. Накануне Рождества получила письмо и духи, Тобой уже в октябре посланные. Потом еще раз духи через маленькую Н., жалею, что ее не видала. Но мы все видели одного, который мог бы быть брат нашего Друга. Папа (Государь) его издали заметил, высокий, без шапки, с красными валенками, как тут носят. Крестился, сделал земной поклон, бросил шапку на воздух, и прыгнул от радости…
…Тот странник был здесь осенью, ходил со своим посохом, передал мне просфору через других…

Некоторый свет на упоминание о брате, или сотаиннике человека Божия Григория, может быть прольет следующая запись беседы о. Григория, сделанная рукой Государыни:
«Бывает такое счастье, что два человека соберутся и у них одинаковые таланты. Хотя искусства разные, но таланты - одни.
Эти люди друг на друга смотрят и научаются, хотя мало говорят, но в то время их книга - библия живота. Не только они пока сидят, беседуют, но годами останется впечатление друг о друге. Все одно, что при потоке кедра Ливанская дает плод, так и эти люди друг о друге мыслят и таланты их развивают в сердце своем. Да, счастливцы люди, имеющие таланты. А неимеющие таланта тоже видятся и разговаривают, сидят часами и днями, и годами, а отошли друг от друга и забыли, что говорили.
Почему это так, что забыли? Потому что занимались болтовней, а болтовня как лето без дождя, себя утомили и окружающих, а талантливые люди себя успокоили идеей жизни, а окружающие увидели таланты их и любовались и вспоминали минуты, как им было приятно от этих двух сил. Боже, научи нас хоть часть взять от этих людей примера!»
И в другом месте: «Какая у нас величина счастья и хотелось бы, чтобы нашу веру не унижали, а она без весны цветет над праведниками, для примера указать можно на о. Иоанна Кронштадтского и сколько у нас светил - тысяча мужей Божиих». (Мои мысли и размышления).

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
А. А. Вырубовой.
Тобольск, 23 января 1918 г.
…Господь поможет. Помнишь, что я Тебе в 1914 г. сказала про Германию. Вот теперь там начинается то же, что и у нас. Чем хуже там, тем лучше и светлее будет у нас, это мое чувство, этим спасемся. Но ты понимаешь тоже, что переживаю, не имея известий от брата, и что впереди… и он тоже про нас ничего не знает. Если, я думаю, что маленький будет тоже страдать как мы, (а потом Англия), хотя наш Друг сказал, что нам ничего не будет, так как я оттуда, но здесь еще так страшно плохо. Стараюсь мысли отгонять, чтобы от отчаяния покой душевный не потерять. Боюсь за моих там, что будет. И Ты, родная, помолись за мою маленькую старую родину, - и знаешь, за эти годы, все, что во мне в жизни дорого - заставляет меня страдать «родина, моя новая родина», ты отрезана от всех. Доверяю всех в Ее святые руки, да покроет всех Она своим омофором. Благодарю день и ночь за то, что не разлучена со своими собственными 6 душками, за много надо благодарить, за то, что Ты можешь писать, что не больна, храни и спаси Тебя Господь, всем существом за Тебя молюсь, а главное, что мы еще в России (это главное), что здесь тихо, не далеко от раки св. Иоанна. Не удивительно, что мы именно здесь.

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
А. А. Вырубовой.
Тобольск, 5 февраля 1918 г.
Упокой душу дорогого отца. Завтра утром Аннушка пойдет и закажет в соборе сорокоуст у раки святого (Иоанна Тобольского) и помолится за нас всех, мы только можем у себя молиться всем сердцем. В нем мы обе потеряли верного милого, долголетнего друга…
…Знаю, как вы друг друга любили, понимаю и разделяю твое горе, сама все это испытала и знаю страшную боль. Но за него надо Бога благодарить, слишком много тяжелых переживаний, без дома и вообще… помню, наш Друг сказал, что после женитьбы Сережи он умрет.

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
А. А. Вырубовой.
Тобольск, 20 марта 1918 г.
…Я спокойна, это все в душе происходит. Я раз нехороший сон видела: кто-то старался отнять у меня радость и спокойствие, но я молилась, вспоминая, что надо беречь то, что дано. Знаю, что это дар Господень, чтобы мне все перенести, и Он спокоен и это чудо. У раки святого (Иоанна Тобольского) молилась за тебя, - не грусти дитя мое! Господь поможет и Твой отец (А. С. Танеев) теперь там за Тебя молится. Бориса (Соловьева) взяли; это беда, но не расстреляли, - он знал, что будет так… Большевики у нас в городе - ничего, не беспокойся. Господь везде и чудо сотворит…

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
А. А. Вырубовой.
8/21 апреля 1918 г.
Снег шел опять, но яркое солнце. Ножке медленно лучше, меньше страданий, ночь была лучше, наконец. Ждем сегодня обыска, приятно. Не знаю, как с перепиской дальше будет; надеюсь, возможно. Молюсь за Твоих дорогих. Атмосфера электрическая кругом, чувствуется гроза, но Господь милостив и охранит от всякого зла. Борис (Соловьев), вероятно, все еще там, хотя свободен. Дорога мимо дома нашего Друга идет уж очень беспокойно для П. Ф. (Распутиной).
…Сколько несчастных жертв! Невинные, но они счастливее на том свете. Хотя гроза приближается, на душе мирно - все по воле Божией. Он все к лучшему делает. Только на Него уповать…

Голгофский путь Царской Семьи из Тобольска в Екатеринбург лежал через село Покровское. В своем дневнике Государь делает скупую, как обычно, запись:

«14 апреля. Суббота.
В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория и видели всю его семью, глядевшую в окна».

Святой мученик Григорий происходил родом от страны Сибирския, села Покровского, расположенного в ста верстах от града Тобольска, бывшего в древние времена языческим центром земли, третьей частью входящей во владения князя Рош, Мосох и Фувала, как о сем прорек святый пророк Иезекииль и составлявшей вместе с двумя другими частями государство Российское или державу Русского Православного Царя.
Фамилия Распутин, которую по плотскому рождению носил святой мученик Григорий, весьма распространена в Сибири. В самом селе Покровском жили несколько семей, носящих эту фамилию, и даже человек с тем же именем, что и у мученика Григория. По причине возникшей на почте путаницы, когда царские телеграммы и письма стали доставляться в село Покровское, а более для того, чтобы обелить оклеветанную и ставшую нарицательной в кругу недругов царских фамилию Распутин, Государь присвоил мученику Григорию фамильное имя Новый.
От юности Христа возлюбив, избрал св. муч. Григорий путь молитвы, поста и странничества по Святой Руси, о чем рассказывает он сам в написанном им «Житии опытного странника».
Во время одного из страннических путешествий явился муч. Григорию в видении св. праведный Симеон Верхотурский, подвизавшийся некогда в тех же краях, коих уроженцем был муч. Григорий, и передал ему свою благодать, которую он стяжал земными подвигами странничества и юродства, открыв будущее и поставив на путь служения Царскому роду.
Святой мученик Григорий во все дни своей жизни особо почитал прав. Симеона, в лице его имея помощниками и покровителями весь сонм блаженных угодников Божиих, в подвиге юродства о Христе в земле Русской просиявших и почитавшихся издревле в Русской Церкви как други и поборники святых Князей и Царей Русских.
Промыслом Божиим введенный в высшие слои петербургского общества и, в конце концов, представленный Царям, которые узнали в нем человека Божия, посланного им в помощь и заступление, и полюбили как друга и отца, святой муч. Григорий как мужественный воин Христов нес свое служение Царям, укрепляемый божественной благодатью, терпя душевные скорби и поношения, которые были ему тяжелее телесных ран.
Много раз недруги царевы, видя, что благодаря заступлениям св. муч. Григория их цареборческие замыслы не достигают успеха, пытались убить его. Летом 1914 года перед началом Мировой войны, против которой муч. Григорий предостерегал Царя, в селе Покровском подосланная врагами Царей некая безумная жена нанесла ему страшную рану в живот, но заступлением Божиим муч. Григорий был скоро исцелен.
О благодатной помощи и заступлении, оказанных муч. Григорием Царям во время Великой войны, которая по замыслам врагов Божиих должна была привести к поражению России и сокрушению ее Самодержавия, красноречиво свидетельствует военная переписка между Царем и Царицей.
Близилась победа России в Великой войне, главным трофеем которой должна была стать вековечная цель державных устремлений и наследная часть Русских Царей, императоров Третьего Рима, Константинополь. Чтобы не допустить этого, враги Божии решились на крайнее средство. Они вовлекли в заговор против Друга Царей и мученика Григория изменную отрасль Царского рода, великих Князей и сродников Царя. И тогда Бог попустил их начинаниям. 19 декабря 1916 года во дворце князей Юсуповых на Мойке в подвале, где была устроена нарочитая молельня, муч. Григорий был замучен истязателями и честное тело его брошено в воду под лед. Свершилась великая тайна искупления русским народом святых Царей, которым предстояло вскоре пострадать за русский народ в подобном же месте и при подобных обстоятельствах от руки тех же скверноубийц, которыми был замучен муч. Григорий, предпоказавший мученическую кончину св.Царям.
Первоначальным местом заточения и предполагаемого убиения Царской Семьи цареубийцами, захватившими власть в России, был выбран именно Тобольск, родина св.муч.Григория. Но молитвами его Бог не попустил этим планам. Путь царственных узников из Тобольска в Екатеринбург к месту их мученичества пролегал через с. Покровское, здесь произошла встреча, предсказанная задолго до того муч. Григорием. Царственные мученики во время перепрягания лошадей долго стояли как раз против дома муч.Григория и видели всю его семью, глядевшую в окна. Таков был, по-видимому, жидомасонский план - унизить Государя провозом его в качестве арестанта мимо дома Распутина.
Но если посмотреть с другой стороны, такова была всемилостивая воля Божия, скрестившая пути Царя и Пророка в великом и непонятом миром державном служении.
Previous post Next post
Up