Друг Царей

Mar 15, 2015 07:33

4-



От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 9 сентября, 1915 г.
…Какая чудная телеграмма от нашего Друга!..
…Сегодня видела бедного Варнаву. Милый мой, это отвратительно, как С. обращался с ним, сначала в гостинице, а затем в Синоде. Это прямо неслыханный допрос, и он так гадко отзывался о Григ. - и называл его самыми ужасными словами. Он заставляет губернатора следить за всеми его телеграммами и пересылать их ему. Как преступны его слова насчет величания - что ты не имеешь права разрешать такой вещи, на что В. благоразумно ему ответил, что ты главный покровитель церкви, а С. дерзко возразил, что ты ее раб. - Как безгранично нахально и более чем неприлично, развалившись в кресле, скрестив ноги, расспрашивал он епископа про нашего Друга! - Когда Петр Великий по собственному почину приказал величание, это было немедленно исполнено, на самом месте и его окрестностях. После величания панихиды прекращаются (когда мы были в Сарове, прославление и величание шли одновременно), а они теперь заказали панихиды, и сказали, что не исполнят твоего приказания. - Дружок, ты должен быть тверд и заявить Синоду категорически, что ты настаиваешь на исполнении твоего приказания и величание должно продолжаться! В этих молитвах мы теперь нуждаемся больше, чем когда-либо. - Они должны знать, что ты очень ими недоволен, и прошу тебя, не допусти, чтобы прогнали В. - Он великолепно постоял за нас и Гр. и доказал им, что они намеренно действуют в этом против нас. - Горемыкин был сильно оскорблен, возмущен и несказанно шокирован, когда узнал, что губернатор (которого Джунковский заставил переменить мнение и всячески подстрекал) сказал В., что я сумасшедшая баба, а Аня мерзавка и т. д. - Как он может после этого оставаться? Ты не должен допускать таких вещей. - Это последние козни дьявола, чтобы посеять всюду смуты, - но это ему не удастся. - С. горячо хвалил Феофана и Гермогена, и желает поместить последнего на место В. - Вот видишь их грязную игру! - Несколько времени тому назад я просила тебя сменить губернатора. Он шпионит за нами, следит за каждым шагом В. в Покровском, за поведением нашего Друга, и телеграммами, которые он отправляет. - Это дело рук Джунковского и С., подстрекаемых Н. и черными женщинами. - Агафангел так плохо говорил (из Ярославля). Его следует послать на покой и заменить Сергием Финляндским, который должен покинуть Синод. Никона надо тоже выгнать из Государственного Совета, где он членом, и из Синода, - у него, кроме того, на душе грех с Афона. В этом Суслик совершенно прав, - надо дать Синоду хороший урок и строгий реприманд за его поведение. - Поэтому скорее убери Самарина. - Каждый день, что он остается, он приносит вред. Старик того же мнения. Это не женская глупость. Потому-то я так ужасно и плакала, когда узнала, что тебя заставили в Ставке его назначить, и я написала тебе о своем отчаянии, зная, что Н. предложил его потому, что он враг Гр. и мой, а, следовательно, и твой. В разговоре с митрополитом Владимиром (они его тоже свели с ума). В. сказал, что С. сломит себе шею своим поведением и что он еще не обер-прокурор, на что Владимир заявил: «ведь государь не мальчик и должен знать, что он делает», и будто ты долго упрашивал С. принять этот пост (я сказала Горемыкину, что это неверно). Что ж, пусть они увидят и почувствуют, что ты не мальчик, и что всякий оскорбляющий и преследующий людей, которых ты уважаешь, оскорбляет этим тебя! Они не смеют привлекать епископа к ответственности за то, что он знает Гр. Я не могу повторить тебе всех слов, которыми они называли нашего Друга. - Извини меня, что опять тебе надоедаю, но я хочу убедить тебя, что ты должен скорее сменить С. Я буду страдать, если он останется, и эта мысль не будет покидать меня. Ты слышал, как губернатор обо мне отзывался, и здесь - в некоторых кругах - плохо против меня настроены, а теперь совсем не время порочить имя своего государя или его жены. - Только будь тверд (ты помнишь, что Он просил тебя долго не отсутствовать?) и ни за что не назначай его в Государственный совет, как бы в виде награды за то, что он себя так вел и открыто говорил о тех, кого мы принимаем, и в таком тоне отзывался о тебе и твоих желаниях. Этого нельзя больше терпеть и ты не имеешь права допускать этого! - Это последняя борьба за твою внутреннюю победу, покажи им свою власть. Вспомни, как он за 6 дней выгнал старика Даманского (из-за Григ.) и дал 60.000 его преемнику для устройства квартиры - отвратительный поступок!..

Св. Синод противился прославлению свят. Иоанна Тобольского, которое как и канонизация преп. Серафима Саровского, состоялось почти исключительно благодаря настоянию Государя.
…Наш Друг желает, чтобы я больше разъезжала, но куда? Списал ли ты для себя на отдельной бумажке Его телеграмму? - Если нет, то вот она опять: «7 сентября 1915 г., не опоздайте в испытания прославит Господь своим явлением»…
…Ты помнишь, Он говорил, что слава твоего царствования скоро наступит, и мы будем вместе за нее сражаться, так как в этом слава России. Ты и Россия - одно!
Предсказание человека Божия Григория о славе царствования Государя - Мученика Николая Александровича имеет духовный смысл и согласно с общим церковным преданием.
Известно о неких предсказаниях преподобного Серафима Саровского, относящихся к судьбе царского рода Романовых и о всех верховных правителях Великой Державы Российской вплоть до кончины века. Якобы книжка с этими предсказаниями, напечатанная в свое время лишь в 10 экз., хранится в строгом секрете и обязательно вручается для прочтения каждому, занимающему первенствующее положение у кормила государственной власти.
В первые после революции годы упоминания об этой книжной диковинке попали в печать. Альманах «Голос минувшего» в апреле 1917 года писал буквально следующее: «В роду царя передавалось со слов будто бы очевидца о существовании предсказания Серафима отшельника в Сарове, которое относилось к ряду будущих царствований. Самый текст предсказаний якобы был записан одним генералом и по соображениям Александра III должен был находиться в архиве жандармского корпуса, бывшем одновременно как бы архивом самодержавия».
Ровно через десять лет альманах «Минувшие дни» почти дословно повторяет: «В роду Романовых существовало предание о предсказании отшельника Серафима, основателя пустыни (в Тамбовской губернии), которое касалось ряда будущих царствований. Часть предсказания, относившаяся будто бы к Николаю II, гласила будто бы следующее: «В начале царствования сего монарха будут несчастья и беды народные. Будет война неудачная. Настанет смута великая внутри государства, отец подымется на сына и брат на брата, но вторая половина правления будет светлая и жизнь Государя долговременная».
Согласительно с правилами святоотеческой экзегетики прорицание преподобного Серафима о второй половине правления должно относиться к неземной жизни Государя. Наименования Царем удостаивается всякая душа христианская, получившая Небесное Царство. А сопребывание со святыми именуется правлением.
Странным образом, однако, предсказание о славе царства последнего Государя получает и земное исполнение, стоит лишь сопоставить буквальное истолкование пророчества о второй половине правления с появлением многочисленных двойников и лжеспасенных от большевистской казни Романовых. Известны легендарные рассказы о заточении Государя в одном из монастырей под Сухуми или о плавании Его по Белому морю на крейсере, который никогда не пристает к берегу.
Чем, однако, объяснить случаи духовного двойничества, которое принимали на себя подвижники православного благочестия: прозорливый старец архимандрит Власий, в Бозе почивший в Александрове в начале 80-х годов и называвший себя перед духовными чадами царевичем Алексием, схиигуменья Эсфирь, похороненная в конце 70-х годов на городском кладбище Сергиева Посада и перед кончиной открывшаяся своему духовнику, Богоявленскому протоиерею архимандриту Серафиму, кажется, как царевна Ольга, и многие другие, имена и жизни которых не известны, но слухом о которых полнится православная русская земля?
Приходит на ум блаженная Ксения Петербургская, юродивая, особо почитавшаяся Царской Фамилией. Ее первоначальный подвиг состоял в приятии на себя имени и личины своего умершего мужа Андрея Петрова, смертью своею подтолкнувшего верную ему супругу на необыкновенный подвиг юродства во Христе. Чем руководствовалась блаженная девица Андрей Петров, в мужской одежде и похождении, бродившая по улицам Петербурга, знает один Бог. О, невместимые для объюродившего человеческого ума тайны христианские! О, бездна судеб Божиих! И как быть с иными многочисленными прорицаниями о судьбе Царской Семьи, не имевшими буквального исполнения в Их святой жизни, но исходившими из уст людей, не бросающих слова на ветер - истинных подвижников благочестия, верных чад Божиих, заслуживающих всяческого доверия?
Приведем одно из них. Во время посещения Новгорода в 1916 году Государыня Императрица Александра Феодоровна была принята старицей Десятинного монастыря Марией Михайловной. Вот что пишет Государыня об этом визите: «Она лежала на кровати в маленькой темной комнатке, а потому мы захватили с собой свечку, чтобы можно было разглядеть друг друга. Ей 107 лет, она носит вериги (сейчас они лежат около нее), - обычно она беспрестанно работает, расхаживает, шьет для каторжан или солдат, причем без очков, - никогда не умывается, но, разумеется, никакого дурного запаха или ощущения нечистоплотности - она седая, у нее милое, тонкое овальное лицо, с прелестными, молодыми лучистыми глазами, улыбка ее чрезвычайно приятна, она благословила и поцеловала нас. Тебе она посылает яблоко (пожалуйста, - съешь его). Она сказала, что война скоро кончится - «скажи ему, что мы сыты». Мне она сказала: «а ты, красавица - тяжелый крест - не страшись», - (она повторила это несколько раз) - за то, что ты к нам приехала, будут в России две церкви строить (она повторила это дважды) - не забывай нас, приезжай опять». Бэби она послала просфору (мы слишком торопились и кругом была суета, а то бы я охотно с ней побеседовала). Она всем нам дала по образку. Сказала, чтобы мы не беспокоились относительно детей, что они выйдут замуж, остального я не расслышала. - Позабыла, что она сказала девочкам. Я заставила Иоаннчика и Андрюшу тоже зайти к ней и послала к ней также и Аню - она, несомненно, напишет тебе об этом. Я благодарю Бога за то, что Он дал нам ее увидеть. Она несколько лет тому назад просила, чтобы сняли копию образа св. Девы в Старой Руссе и отослали ее тебе. Не хотели этого делать, находя, что образ слишком велик. Затем началась война, она начала настаивать на своем. Желание ее было исполнено, и она сказала, что мы все примем участие в крестном ходе. Оно так и вышло, когда этот образ привезли 5-го июля прошлого года к Феодоровскому собору - помнишь? А ты велел хранить образ при 4 стрелковом полке. У меня имеется небольшая книжечка с ее жизнеописанием, мне ее дал вчера старый слуга из Мариинского Дворца (ее духовный сын). - Она произвела на меня гораздо более умиротворяющее впечатление нежели старая Паша из Дивеева. (12 декабря 1916 года)».
Previous post Next post
Up