2.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 6 апреля, 1915 г.
…наш Друг предпочел бы, чтобы ты поехал в завоеванные области после войны - пишу тебе это между прочим.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 7 апреля, 1915 г.
…Когда Аня сказала ему по секрету (так как я просила Его особых молитв за тебя) о твоем плане, Он, странным образом, сказал то же, что и я, - что в общем он не одобряет твоей поездки и Господь пронесет, но безвременно (слишком рано) теперь ехать, никого не заметит, народа своего не увидит, конечно, интересно, но лучше после войны. Он не советует брать с собой Н. - находит, что всюду тебе лучше быть одному, и с этим я вполне согласна. Ну, теперь, раз уж это решено, надеюсь, что все удастся, и в особенности, что тебе удастся повидать войска. Это будет большой радостью для тебя и наградой для них. Да благословит и сохранит тебя Господь в этой поездке!
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 9 апреля, 1915 г.
…Наш Друг благословляет твою поездку…
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 10 апреля, 1915 г.
…Аня передала нашему Другу содержание твоей телеграммы. Он благословляет тебя и очень рад, что ты счастлив…
…Гр. несколько расстроен «мясным вопросом»,- купцы не хотят понизить цены на него, хотя правительство этого требует, и было даже нечто вроде мясной забастовки. Наш Друг думает, что один из министров должен был призвать к себе несколько главных купцов и объяснить им, что преступно в такое тяжелое время повышать цены, и устыдить их…
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 11 апреля, 1915 г.
…Наш Друг в восторге и благословляет тебя. Сейчас прочла в «Новом времени» все про тебя, и так тронута и горда за тебя. И как хороши были твои слова на балконе - как раз то, что надо! Да благословит и объединит Господь эти славянские области, с их старинной матерью Россией, в полном, глубоком, историческом и религиозном смысле этого слова! Все приходит в свое время, и теперь мы достаточно сильны, чтобы удержать их за собой, а раньше мы этого не могли; но «внутри» мы должны еще окрепнуть и объединиться во всех отношениях, чтобы править тверже и с большим авторитетом…
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 13 апреля, 1915 г.
…Наш Друг радуется, что ты поехал на юг. - Он все эти ночи горячо за тебя молился, - почти не спал, так беспокоился за тебя - ведь какой-нибудь паршивый еврей мог бы причинить несчастье.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 15 апреля, 1915 г.
…Температура была вчера вечером 37,2, но это ничего не значит, чувствую себя положительно лучше, так что хочу пойти к Ане и повидать у нее нашего Друга, который желает меня видеть.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 16 апреля, 1915 г.
…Наш Друг вчера недолго оставался у Ани. Но был так хорош! Он много расспрашивал о тебе…
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 20 апреля, 1915 г.
… Наш Друг считает их (немцев) страшно хитрыми, находит положение серьезным, но говорит, что Бог поможет…
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 6 мая, 1915 г.
…Чудная телеграмма от нашего Друга, наверное, обрадовала тебя, - поблагодарить мне его за тебя?
От Н. А. к А. Ф. Телеграмма. 6 мая, 1915 г.
…Будь любезна, поблагодари нашего Друга за его умилительные слова…
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 7 мая, 1915 г.
…Пошла к Ане, и просидела до 5-ти. Видела там нашего Друга. Он много думает и молится о тебе. «Сидели вместе, беседовали, - а все-таки Бог поможет».
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 11 мая, 1915 г.
…Наш Друг виделся с Барком, и они хорошо говорили в течение двух часов…
Барк - министр финансов. Человек Божий Григорий знал почти всех сколько-нибудь заметных государственных и общественных деятелей России, являясь как бы «оком Государевым», рассматривавшим людей с той стороны, которая была сокрыта от самого Царя.
Необходимо заметить, что никакого официального назначения или поручения о. Григорий для вмешательства в государственные и церковные дела ни от кого не получал, пользуясь для проникновения в самые высокие сферы исключительно духовной властью.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 10 июня, 1915 г.
…Если бы ты только мог быть строгим, мой родной, это так необходимо, они должны слышать твой голос и видеть неудовольствие в твоих глазах. - Они слишком привыкли к твоей мягкой, снисходительной доброте. - Иногда даже тихо сказанное слово далеко доходит, но в такое время, как теперь, необходимо, чтобы слышался твой голос, звучащий протестом и упреком, раз они не исполняют твои приказания или медлят с их исполнением. - Они должны научиться дрожать перед тобой. Помнишь, м-р Ф. и Гр. говорили то же самое. - Ты должен просто приказать, чтобы то или иное было выполнено, не спрашивая, исполнимо или нет (ты ведь никогда не просишь чего-либо неразумного или невозможного). Прикажи, чтобы например, как во Франции (республике), те или другие заводы выделывали бы гранаты, снаряды (если пушки и ружья слишком сложно, пусть большие заводы пошлют инструкторов. Где есть воля, там найдется и способ ее осуществления. Они должны все понять, что ты настаиваешь на том, чтобы твои приказанья немедленно исполнялись. - Они должны подыскать людей, заводчиков, чтобы наладить все, пусть они сами наблюдают за ходом работы. Ты знаешь, как даровит наш народ, только ленив и лишен инициативы. Двинь их на работу, и они все смогут сделать, - только не проси, а приказывай, будь энергичен, на благо твоей родины. - То же самое относительно другого вопроса, который наш Друг так принимает к сердцу и который имеет первостепенную важность для сохранения внутреннего спокойствия, - относительно призыва 2-го разряда: если приказ об этом дан, то скажи Н., что, так как надо переменить, то настаиваешь на отмене. Но это доброе дело должно исходить от тебя. Не слушай никаких извинений (я уверена, что это было сделано ненамеренно, вследствие незнания страны). - Поэтому наш Друг боится твоего пребывания в Ставке, так как там тебе навязывают свои объяснения, и ты невольно уступаешь, хотя бы твое собственное чувство подсказывало тебе правду, для них неприемлемую. - Помни, что ты долго царствовал и имеешь больше опыта, чем они. На Н. лежит только забота об армии и победе - ты же несешь внутреннюю ответственность и за будущее и, если он наделает ошибок, тебе придется все исправлять (после войны он будет никто). Нет, слушайся дорогого Друга, верь Ему, его сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его нам послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова - они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы! Министры не догадались тебя предупредить, что эта мера может быть гибельной, а он сделал…
Государыня и Государь до конца жизни называли месье Филиппа своим «первым Другом». Вторым (и последним) стал человек Божий Григорий. Месье Филиппу принадлежит мысль, усвоенная в дальнейшем Царской Семьей, что только то государство устоит от всех козней вражеских, в котором Государи охраняются молитвой людей Божиих. В. Ф. Иванов в книге «От Петра до наших дней» (Интеллигенция и масонство) приводит слова одного из высших членов «Великого Востока Франции» бар. Сеншоля, которому было поручено организовать масонство в России. Этот Сеншоль говорит, что в 1915 году в России «существовало 49 масонских лож и 6 лож в Польше. Все эти ложи находились в зависимости от «Великого Востока Франции». Из предосторожности каждая ложа имела не более 20 членов из аристократическо-буржуазной среды… Кн. Г. Е. Львов был великим мастером русских масонских лож. Вокруг трона существовала даже своего рода «оккультная полиция», составленная из масонов.
«Если бы Царь, - восклицает Сеншоль, - увидел список русских масонов, то он нашел бы в нем имена лиц, очень близко к нему стоящих». Эти слова даются со ссылкой на статью Великоросса «Историческая справка об участии масонов в организации революционных движений». «Двуглавый орел» 1-14 июня 1922 года, с. 26. Иванов продолжает, очевидно, черпая материал у того же Сеншоля: «По совету и даже настоянию Милицы Николаевны и Анастасии Николаевны были введены оккультисты Филипп и Папюс, занимавшие в международном масонстве весьма высокое положение.
В царском Селе существовала мартинистская ложа, имевшая мистически-религиозный характер, под названием «Крест и Звезда», но кто из придворных в ней принимал участие, неизвестно…» (В. Ф. Иванов, От Петра до наших дней, (Интеллигенция и масонство), Харбин, 1934 г., с. 469).
Так кто же такой месье Филипп ? Из того, что о нем достоверно известно, полное имя его Филипп - Нициер - Ансельм Вашоль (1820-1905), родился в Савойе, выходец из крестьян. С детства увлекался народной медициной и имел огромную врачебную практику. В 1901 году Францию посетила Императорская Чета, тогда-то им и был представлен месье Филипп. Представляли его Черногорские принцессы Милица и Анастасия. Можно предположить, что Венценосная Пара питала надежду воспользоваться советами месье Филиппа для поправления здоровья. Лейб-медики уверяли: Престолу так долго не дарован Наследник неспроста, требуется лечение. Припомним, Наследник был позже дарован чудесным образом - по молитвенному предстательству преп. Серафима Саровского пред Престолом Божиим.
Но не странно ли, что не русская земля, столь обильная подвижниками благочестия, возставила природного советника своему Государю? Неисповедимы пути Господни! Сивиллы предсказывали о Христе и японский отшельник Терракуто имел видение, касающееся судьбы Государя.
Каким-то образом имя месье Филиппа было связано с событиями, приведшими к Саровскому прославлению. Сейчас об этом трудно судить. Все, попадавшее под благообильную сень престола, вызывало неудержимую зависть и злобу темных сил, старавшихся не допустить Помазанников Божиих к соединению с теми, кто был им предан без лести.
Интригами завистников и клеветников главе русской тайной полиции во Франции И. И. Рачковскому (1853-1911) было поручено собирание сведений, компрометирующих месье Филиппа. Тогда-то появилось известие о принадлежности последнего ко «Всемирному Еврейскому Союзу», к масонству, к чернокнижию. Но, что интересно, прочитав донесение, Государь не поверил ему, как позже не поверил тому, что писалось и доносилось Ему о Распутине.
Сохранилось любопытное письмо, написанное Государыней Александрой Феодоровной в 1902 году к Великой княгине Милице Николаевне, духовной сотаиннице Императрицы, не оправдавшей, к сожалению, впоследствии Ее Высочайшего доверия. В этом письме Императрица сообщает о той резолюции, которую наложил Государь на донесение Рачковского, переданное Ему через министра внутренних дел Плеве. Вот что Государыня пишет: «Вот приказание, написанное Н. на бумаге, которую вы читали. «Желаю, чтобы вы приняли серьезные меры к прекращению сношений Р. с франц. полициею навсегда. Уверен, что вы исполните приказание Мое быстро и точно». (Адресовано Плеве).
Может быть, вы сообщите Лаланд - (дочь и зять Филиппа), что мы всем сердцем надеемся, что они будут оставлены в покое. - Дай Бог, чтобы это было так.
Надеюсь, что вы чувствуете себя хорошо. Мы отправляемся в Кронштадт завтра в 9 часов. Если позволите, появимся у вас завтра же вечером.
Оба нежно целуем вас. Ваша А.».
И после этих скупых, преисполненных заботой о месье Филиппе и его семье слов, следует удивительнейшая приписка: «О, Саров!» (А. Шеманский и С. Гейченко, Последние Романовы в Петергофе, М., Л., 1922).
Любой человек, знакомый с историей Саровского прославления и того, какую в нем сыграл роль Боголюбивейший Государь, подтвердит, что духовный контекст письма и его направленность каким-то таинственным образом соединяет Царскую Семью, месье Филиппа и торжество Саровского чуда, даровавшего обуреваемой смутой и мятежами державе Российской долгожданного Наследника Престола.
Впрочем, не желая распространения слухов, связывавших Августейшие имена с оккультизмом и чернокнижием, Государь удалил месье Филиппа от Двора. После чего последний вскоре и умер.
О том, что расставание Царской Семьи с месье Филиппом было вынуждено обстоятельствами, говорит тот факт, что Государыня часто поминала месье Филиппа рядом с именем человека Божия Григория.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 11 июня, 1915 г.
…Надеюсь, что мое письмо тебя не огорчило, но меня преследует желание нашего Друга, и я знаю, что неисполнение его может стать роковым для нас и всей страны. - Он знает, что говорит, когда говорит так серьезно. - Он был против твоей поездки в Л. и П., и теперь мы видим, что она была преждевременна. Он был сильно против войны, против созыва Думы, (некрасивый поступок Родзъ.) и против печатания речей (с этим я согласна).
Прошу тебя, мой ангел, заставь Н. смотреть твоими глазами - не разрешай призыва 2-го разряда. Отложи это как можно дальше. Они должны работать на полях, фабриках, пароходах и т. д. Тогда уж скорее призови следующий год. Пожалуйста, слушайся Его совета, когда говорится так серьезно,- Он из-за этого столько ночей не спал! Из-за одной ошибки мы все можем поплатиться…
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 12 июня, 1915 г.
…Каково настроение в Ставке? - Как бы я хотела, чтобы Н. был другим человеком и не противился Божьему человеку! Это всегда приносит несчастье их работе…
Великий князь Николай Николаевич стал одним из первых открытых врагов и гонителей человека Божия Григория.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 12 июня, 1915 г.
…Надеюсь повидать нашего Друга на минутку у Ани, чтобы проститься с ним - это меня бодрит…
…Наш Друг опять обедал с Шаховским (кажется), он ему нравится. - Он может его направить на верный путь. - Подумай, как странно: Щербатов написал очень любезное письмо Андронникову после того, как говорил тебе против него. - Есть еще один министр, который, по-моему, не на месте (в разговоре он приятен), это - Щегловитов: он не слушает твоих приказаний, и каждый раз, когда думает, что прошение исходит от нашего Друга, не желает его исполнять, и недавно разорвал одно, обращенное к тебе. Это рассказал Веревкин, его помощник (Гр. друг). И я заметила, что он редко исполняет то, что у него просишь…
…А. только что была у меня, она видела Гр. сегодня утром. - Он первый раз после пяти ночей спал хорошо, и говорит, что на фронте стало немного лучше. - Он тебя настоятельно просит приказать, чтобы в один определенный день по всей стране был устроен всеросс. Крестный ход с молением о даровании победы. Бог скорее услышит, если все обратятся к Нему. Пожалуйста, отдай приказание об этом. Выбери какой угодно день и пошли свое приказание по телеграфу (открыто, чтобы все могли прочесть) Саблеру. Скажи об этом же Шавельскому. Теперь Петр. пост, так как теперь это еще более своевременно, это поднимет дух и послужит утешением для наших храбрых воинов. Прошу тебя, дорогой, исполни мою просьбу. Пусть приказание исходит от тебя, а не от синода…
…Когда эти кр. ходы будут устроены, я уверена, Он услышит молитвы твоего верного народа. - Да сохранит и наставит тебя Господь, мой дорогой друг. - Если у тебя есть какие-нибудь вопросы для нашего Друга, напиши мне немедленно…
Саблер - обер-прокурор Св. Синода.
Шавельский - протопресвитер Армии и Флота.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 14 июня, 1915 г.
…Сегодня вечером или завтра утром увижу нашего Друга.
От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 14 июня, 1915 г.
…Она (Мария Васильчикова) сказала графине Фред., что видела, как Гр. сюда въезжал (отвратительно). - Чтобы наказать ее, мы сегодня пошли к А. окольным путем, так что она не видала, как мы выходили. Он был с нами у нее от 10 до 11½ . Посылаю тебе его палку, (рыба, держащая птицу), которую Ему прислали с Нов. Афона, чтобы передать тебе. Он употреблял ее, а теперь посылает тебе, как благословение, - если можешь, то употребляй ее иногда; мне приятно, что она будет в твоем купе рядом с палкой, которой касался м-р Филипп. Он много и прекрасно говорил, - что такое русский император: хотя и другие государи помазаны и коронованы, только русский император уже 300 лет является настоящим помазанником Божиим. Он говорил, что ты спасешь свое царствование тем, что не призовешь сейчас 2-го разряда, и говорил, что Шаховской был в восторге, что ты сам это приказал, потому что все министры того же мнения, но сами не подняли бы этого вопроса.
Он находит, что ты должен приказать заводам выделывать снаряды, просто дай распоряжение, чтобы тебе представили список заводов, и тогда укажи - какие, - лучше сделай это сам, а не через комиссии, которые неделями болтают и ни на что не могут решиться. Будь более самодержавным, мой дорогой друг, покажи свою волю!
Все время, пока Великий Государь вел Россию к победе в Великой войне, молитва человека Божия Григория укрепляла десницу Царя.
«Обычай возносить молитву о Государе и его воинстве восходит ко временам глубокой древности. Сами Государи имели обыкновение употреблять эту молитву при начале войны, сборе ополчения и поднятии знамен на врагов. Первым из Христианских Царей, подавшим всем, носящим имя христианское, пример сего благочестия и покорности Богу, Который один благословляет успехом воинственное оружие, был Константин Великий, который каждый раз перед началом сражения обычно посвящал несколько времени для принесения молитвы Богу в особо приготовленном для моления шатре. «Ибо», как говорил он, по свидетельству Евсевия в его житии: «Не конями следует поражать, не на оружие и не на свои силы возлагать надежды, но на единого Бога, подателя и виновника всех наших дел и самой нашей жизни, Которому и следует возносить усердные молитвы, воздевая руки и вознося свои мысленные очи, чтобы молитвами приклонить Его на милость, как подателя побед, хранителя жизни, защитника и помощника» (кн. 2, гл. 14).
Следуя примеру Константина, и следующие за ним восточные Императоры не начинали военный поход без совершения молитвы к Богу. Об этом благочестивом обычае их свидетельствуют многие древние греческие писатели, замечая: «Чтобы намерение увенчалось успехом, и чтобы военный поход был во всех отношениях священным подвигом, наступление на врага освящалось церковными славословиями».
Так и в Четьих-Минеях находим следующий рассказ: «Феодосий Великий победил западного императора Максима со всем его воинством молитвами преподобных отцов, жительствовавших в скитских пустынях, к которым Феодосий послал просьбу о молитвенной помощи. Из сих отцов следует помянуть одного именем Сенуфия, славного чудесами, о котором именно писал император Феодосий александрийскому патриарху Феофилу, чтобы прислал его в Константинополь, имея желание получить от него благословение и вооружиться его молитвами на врагов.
Феофил, исполняя царское желание, сам пошел в скит к преподобному Сенуфию, умоляя его идти в Константинополь к царю Феодосию, но тот никак не хотел выйти из своей келии. После же долгого моления и увещания патриарха, он взял хламиду свою и жезл и, вознеся их в высоту, стоя к востоку и очи к небу возведя, сказал: «Господи Боже сил, молюся Тебе смиренно, даждь хламиде сей и жезлу сему силу ту, юже мне, аще бы тамо пошел, дал бы еси Своим милосердием».
Так, помолившись, преподобный отец дал жезл и хламиду патриарху, сказав, пошли это царю вместо меня и напиши к нему, чтобы во время брани возложил хламиду на себя, жезл же приял в руку и дерзновенно пред полком своим шел на врагов, и узрит славу Божию. Патриарх послал хламиду и жезл к царю и возвестил ему слова преподобного. Царь же приял посланное ему с верою и, поступив по словам преподобного, одержал славную победу над врагами.
В воспоминание этой победы и вместе в память преподобного Сенуфия жители Александрии соорудили памятный высокий столп, на котором поставили изваяние царево, одетое в иноческую хламиду с жезлом в руке и каждый год торжественно праздновали день этой чудесной победы, благодаря Бога».
Человек душевный не разумеет сих, духовно слепой, он увидит во всем сказанном одно суеверие, в лучшем случае, благочестивый обычай. Но превозмогающий о Господе ублажает духовно-военный союз жезла и меча (Дан. 14, 26), мысленным оком прозирая его грядущие победы (Ап. 20, 7-10).