И.О. Кузьмин. Материалы к вопросу об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях

Apr 09, 2015 02:57

14.
214. (Деппинг) История евреев в средних веках от шестого до шестнадцатого века. Перев. с иностр. В. Модестов, ч. I-II. СПБ. 1848.
215. Д. А. Х в о л ь с о н , О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам.
Первонач. печ. в «Библиот. для чтения» 1864 г.; отд. I изд. 1861 г., 216 стр.; 2-ое, соверш. переработ. изд. 1880 г. СПБ. 386 стр. Переведена на нем. яз. См. выше под № 137.
Содержание: Предисловие. Введение. I. Доказательства ничтожности этих обвинений, почерпнутые из истории, религии, законодательства, литературы и быта евреев. II. Несостоятельность обвинений явствует из них самих. III. Доказательства юридической и исторической несостоятельности обвинений. IV. Защита евреев со стороны крещеных евреев. V. Защита евреев многими хр-скими государями, папами и учеными. VI. Доказательство, что между евреями нет и никогда не было секты, к-рая оправдывала бы эти обвинения. Заключение.
В предисл. ко 2-му изд. (стр. X-XI) Хв. пишет: „к прискорбию, мне пришлось убедиться, что мой добросовестный труд остался у нас в Poссии почти не замеченным". «Единственно с целью, чтобы публика узнала о существовании этой книги", автор представил ее в Акад. Наук на соискание демидовской премии. Рецензию писал В. Ген, автор соч. «Culturpflanzen und Haustiere in ihrem Uebergange аus Asien naeh Griechenland und Italien, so wie in das iibrige Europa». Академия удостоила соч. Хв. почетного отзыва.
Рец.: «XXXI присужд. учрежденных П. Н. Демидовым наград, 25 мая 1862 г.» СПБ. 1862, стр. 170-177 (В. К. Ген); К. Коссович, «Об ученых трудах Д. А. Хвольсона» в «Журн. М. Н. Пр.» 1869. янв. (ч. 141), отд. II, стр.259-265. (Это- записка, составленная по поруч. факультета вост. яз. и прочит. перед баллотировкой Хв. к окладу орд. проф. На стр. 263 читаем: „Хв. уничтожил впредь даже возможность обвинения евреев в подобн. изуверстве; сделал же он это, опровергнув самым обстоят. и самым категорическим образом все доводы и доказательства, периодически, но без действительных указаний на догматич. данные, повторявшиеся в целой Европе, а также и у нас, будто религиозные правила Евреев требуют от них, в виде жертвоприношения в день Пасхи, каннибализма над хр-скими мальчиками»); Отеч. Зап., 1880, № 6. 164-168; Вестн. Евр., 1880, № 11, 313-317; Церк. Вестн., 1880, № 35; П. К. Коковцов „Д. А. Хвольсон." (некр.). в „Отчете СПБ. Ун-та за 1911 г», СПБ., 1912, стр. 12. - Замечания на вступит. часть работы Хв. напечатаны кн. Н. Н. Голицыным в его „Материалах", т.I, а также в книге „Употр. ли евреи хр. кр". На стр. 111 последн. работы Голицын, м. пр., пишет: „книга г. Хв. разобрана нами вся, но остальная большая и главная часть этого разбора, посвященная именно критике вопроса об употр. евр. хр. кр., остается в рукописи (вместе с остальными двумя томами „Матер.") и, вер., не будет нами издана для пользования публики, в сущности так мало интересующейся изучением иудаизма в России",
216. А. Хойнацкий, Новый факт по весьма давнему и тяжкому обвинению на евреев (из дела об урезанном языке на Волыни 1833 г.) - Труды Киев. Дух. Акад., 1869, т. 3, стр. 66--95.
217. Акты издаваемые Виленскою Археографическою Коммиссиею. т. V. Вильна. 1871.
218. Н. Н. Голицын, кн., Материалы для изучения еврейского вопроса в России. Каменец-Подольск. 1873-75 г. т. 1. 844 стр.
Об этой книге автор пишет в другой своей работе (Употребл. ли евреи христ. кровь, стр. 110-111): „первый том наших „Материалов для изуч. евр. вопр. в России (всего их - три) напечатан (хотя и не вполне допечатан) в г. Каменце-Подольске, 1873-1875, in fol. (684 стр. текста и 160 стр. Приложений, всего 844 стр.), в губерн. типографии (без заглавного листа, без цензуры и без пагинации по страницам, а только по листам, всего в десяти экземплярах (al Manuscript gedruckt), из коих один, полный, находится в Императорской Публичной Библиотеке и доступен ныне для пользования публики". На мои просьбы о выдаче книги администрация Публ. Библиотеки ответила, что этой книги в Библиотеке не имеется.
219. К. Козловский, Темный вопрос в истории евреев. Киев. 1873. 27 стр. Печат. в Киевлян. 1873, № 96, 97.
220. И. Лютостанский, Вопрос об употреблении евреями-сектаторами христианской крови для религиозных целей, в связи с вопросами об отношениях еврейства к христианству вообще. Москва. 1876. ХП+285 стр.; 2-ое изд. в 2 тт., СПБ., 1880; 408 и 442 стр.; 3-ье изд., 2 тт., СПБ., 1905, 358 и 365 стр. Заглавие 2 изд.: Об употр. евр., талмудистскими сектаторами, христ. кр. для религ. целей. Заглавие 3 изд.: Об употр. евр. (талмудистскими сектантами) христ. крови для религ. целей. Всемирная энциклопедия.
О происхожд. работы автор в письме от 20 дек. 1905 г. к Н. О. Соколову (Варшава) пишет: „когда я был иеромонахом и студентом в москов. дух. академии, мне была дана тема для кандидатского сочинения - разъяснить вопрос «Об употр. евр. хр. кр. для рел. целей». Когда соч. было готово, автор стал жаловаться своим знакомым - евреям, что он получил очень нежелательную для него тему. „Тогда друзья мои евреи придумали мне комбинацию, устроить свидание при отъезде моем в академию на Троицком вокзале с московским обществ. раввином Минором, который и явился на вокзал, переговорили, обещал приехать в Троицкий Посад ко мне в Дух. Акад. Приехал рав. Минор со студентом Каном, в гостиницу, я принес мое сочинение, которое раввин читал и я предложил, если бы я мог отказаться от этой темы, то нужно мне иметь 500 р., на которые деньги я мог бы в Москве приискать человека, который бы мне написал новое кандидатское сочинение - ибо я тогда был слаб в русск. яз., как бывший ксендз. Равв. Минор согласился на это и просил меня приехать в Москву за неделю, что он обещал переговорить с евреями богачами. За неделю я приехал в Москву к равв. Минору и он мне заявил: что богачи сказали будто бы ему так, если я буду писать об этом и подам сочинение, то богачи будут жаловаться генерал-губернатору, за что меня посадят в тюрьму. Я на это равв. Минору ответил - „Зоктер зобачим цо бендзе с того вынюхнец". Между тем дело пошло, - а равв. Минор, как я потом узнал от евреев, собрал на это дело две тысячи руб., а меня придумал припугнуть тюрьмой, как бывшего ксендза и дело в шляпе! Разве это у Минора была „а идише коп", мне советом дух. акад. назначена тема, для разъяснения научн. вопроса для кандидатской степени и меня раввин за это пугнул тюрьмой. Крайне я был обижен и старался Минору за это мстить. Написал сочинение, подал, получил кандидата, а потом на скорую руку напечатал книгу, поехал в Петербург, поднес Государю Императору Александру III, получил за это благодарность". („Речь", 1911 г., 9. VII. № 185).
221. В. И. Протопопов, прот., Об употреблении евреями христианской крови для религиозных целей. СПБ. 1877. 29 стр. Печаталось в Страннике, 1887, № 2.
222. Н. Д. Шигарин, Об употреблении евреями христианской крови и несколько слов о наших отношениях к евреям вообще. СПБ. 1877. 161 стр.
223. К истории евреев. Гражданин, 1878, № 23-28, 38, 39, 40. 1879, 23-25, 26-26 и 35-37.
По заявлению Редакции здесь перепечатана; м. пр., след. записка: «Сведения об убийствах евреями христиан для добывания крови. Составлена тайным советн. Скрипицыным (директором департамента иностранных дел), по распоряжению министра внутренних дел, гр. Перовского, для представления Государю Императору Николаю I. Наследнику Цесаревичу, Великим Князьям и чинам Государственного Совета». Ср. примеч. к № 213, стр. 276-277.
224. Г. Р. Державин, Сочинения с объяснительными примеч. Я. Грота. 2-ое академич, изд., т. VII. СПБ. 1878. Стр. 261-355: Мнение об отвращеннии в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем.
225. Л. Трефолев, Первый русский провинциальный журнал „Уединенный Пошехонец". Русск. Арх., 1879. кн. III, 127-128.
226. А. О. Хойнацкий, Здолбицкий мученик. Древняя и Новая Poccия, 1879.
227. Историко-юридические материалы, извлеченные из актовых книг губ. Витебской и Могилевской, изд. под ред. Созонова." Вып. X. Витебск. 1879.
228. П. В. Алабин, И. Б. Левинзон. Русск. Старина, 1879, май, стр. 227-228.
229. Д. А. Хвольсон, Употребляют ли евреи христианскую кровь? 1 и 2 изд., СПБ., 1879.
3-ье изд., Киев, 1912. 77 стр. Существенных изменений нет. Сделаны лишь некоторые грамматич. исправления. Оставлена без оговорок такая фраза (стр. 10): «на западе около двух уже столетий не возбуждается подобных обвинений против тамошних евреев».
230. Н. И. Костомаров, Замечание по поводу брошюры изданной г. Хвольсоном: „Употребляют ли евреи христианскую кровь"? Новое Время. 1879. № 1172.
В собр. соч. не вошло. В экз. газеты Публ. Б-ки № 1172 уничтожен (читателем). См. Замысловский, Умученн. от жидов, 40.
231. Д. А. Xвольсон, Ответ на замечание Н. И. Костомарова „по поводу брошюры, изд. г. Хвольсоном: Употребляют ли евреи христианскую кровь?" Новое Время, 1879. № 1192.
232. Н. Н. Голицын, кн., Употребляют ли евреи христианскую кровь? Варш., 1879. 134 + CCXVI стр.
Сущность воззрений автора может быть выражена следующими строками:
„Неужели сотни обвинений подобного рода на евреев, еще со времен Аппиона и кончая сегодняшним днем, - дело одного вымысла, одна клевета католической инквизиции и христианского фанатизма? С этим никогда не согласится наша совесть, хотя бы при этом пришлось брать под свою защиту и средние века, которые, как известно, возводили на костры не мало невинных и праведников. Нельзя ведь огульно, во всем и безусловно, винить и эти средние века, католичество и инквизицию...
Прием этот, может быть, весьма удобен и сподручен, но едва ли он будет согласоваться с прагматическою правдою фактов. Ошибка правосудия могла повториться, положим, и пять, и десять, и даже двадцать раз; но трудно предположить, чтобы та же ошибка повторялась сотни раз, тем более, что в течение этих столетий, евреи агитировали всеми средствами, чтобы снять с себя навсегда это обвинение, работали и еврейские, и христианские ученые в их защиту, издавались даже светскими и духовными, самодержавными правителями - буллы, декреты, патенты и привиллегии для охранения евреев от подобных подозрений и обвинений!..
И все как бы напрасно: и обвинение, и подозрения пережили эти буллы и грамоты: обвинение все еще живет в памяти народной, и с поразительно-тождественным эхом отзывается и в наше время... Не может же все быть тут одною ложью, выдумкою, клеветою, или следствием вражды и предубеждения - в течение долгих и долгих столетий... Мы так бы желали верить, что все это неправда и историческая только клевета, но мы не можем удовлетворить этому желанию, а разве только воскликнем: „Господи, помоги нашему неверию!.. (стр. 47, 48, 49).
«Нашей христианской совести невозможно признать всю эту летопись фактов, весь этот длинный мартирологий - одною клеветою и ложью... Нет, тут есть тоже правда, но не все тут правда, - вот, кажется, содержание и вполне объективной формулы по этому вековому вопросу», (стр. 91).
«Не имея возможности отвергать результаты сотен бывших подобного рода обвинений и процессов, христианскому обществу, к величайшему его сожалению, невозможно, «вопреки здравому смыслу и истории» (Слова Н. И. Костомарова из статьи в „Нов. Врем." 1879 г., № 1172. - И. Кузьмин), не признавать, что многое и весьма многое во всех этих обвинениях было действительно правдою (разумея тут один несложный, прагматический факт убийства детей).» (стр. 100).
«Предположение об употреблении христианской крови для каких-нибудь религиозных целей евреев, пасхальных обрядностей и т. п. должно быть навсегда упразднено, как противоречащее коренным основам еврейской религиозной обрядности и вероучения». (стр. 101).
233. Н. Барсов, Мнение протоиерея Г. П. Павского по вопросу об употреблении евреями христ. крови для религиозн. целей - Церковн. Вестн., 1879. № 20.
234. Об употреблении евреями христианской крови для религиозн. целей. СПБ. 1879. 32 стр.
235. Полный стенографический отчет кутаисского дела с приложением решения в окончат. форме и топогр. съемки местности. СПБ. 1879. 460 стр.
Остальн. литер. по кутаисск. д. см. Систематический указ. стр. 196.
236. В. Быховский, Слово правды по поводу обвинения евреев в употреблении христианской крови. СПБ. 1880. II + II + 82 + V cр.
237. Н. Д. Шигарин, Последние выводы из сказанного об употреблении евреями христианской крови. СПБ. 1880. 232 стр.
238. В. Мордвинов, Тайны Талмуда и евреи в отношении к христианскому миру, СПБ. 1880, 232 стр.
239. И. Левинсон, «Саратовское дело» об убийстве двух мальчиков с религиозн. целью. Журн. Гражд. и Уголовн. Права, 1880, кн. II, 11-76; III, 1-55 и IV, 1-58.
240. Его же, Еще о Саратовском деле». Восход. 1881, апр.
241. А. Олесницкий, Откуда вышла легенда об употреблении евреями христианской крови. Киевск. Епарх. Ведом., 1881. № 14-15.
242. И. Лютостанский, Современный взгляд на еврейство. СПБ. 1882.
243. Письмо Э. Ренана к Л. Лившицу относительно употр. евр. христ. крови. Рассвет. 1882. № 51; Недельн. Хрон. Восхода, 1882. № 51.
244. Русско-Еврейский Архив. С. А. Б ершадский. Документы и регесты к истории литовских евреев. т. 1 (1338 - 1550 г.), т. II. (1550 - 1569). СПБ. 1882; Том III. Документы к истории польских и литовских евреев (1364 - 1569). СПБ. 1903.
Часть экз. вышла без первых трех заглавн. слов.
245. Тисса - Эсларское дело. Русск. Евр. 1882. № 26; 1883. № 16, 23 - 30, 32, 34, 48.
Остальн. литер. по этому делу см. Сист. указ., стр. 483.
246. О. П. Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их. Киевлянин, 1883. № 203.
Статья представляет собою краткое извлечение из книги В. И. Даля под таким же названием. Экземпляр этой книги временно находился в руках О. П., причем он не знал, кто был автором книги.
247. Г. Элленбергер, Страдания, бедствия и защитники евреев. В хронологич. порядке от Фараона 1650 г. до Р. Хр. и до нашего времени. Перев. с 3 изд. М. Я. Хашкес. СПБ. 1883.
248. И. Б. Левинзон, Дамоклов меч (Эфесс - Дамим). Перев. с евр. И. H. Соркина с предисл. переводчика. СПБ. 1883. XXX + 137 + XXVII стр.
На евр. яз. вышла в Вильне в1837г.; англ. пер. L. Loewe. Lond., 1841; нем. пер. М. Фридлендера, СПБ., 1884 и А. Кац, Берл., 1892.
И. H. Соркин на стр. XIV предисловия пишет: «В соч. Хвольсона (О некот. средн. обв. против евреев), написанном лет на 20 позже появления книги Эф.-Д. есть много мест и указаний, которые целиком значатся в означенной книге Левинзона; следовательно, эта последняя книга имеет, если не преимущество перед книгою г. Хв., то во всяком случае одинаковое право быть переведенной на русск. яз.»
249. С. А. Бершадский, Литовские евреи. СПБ. 1883. VIII + 431 стр.
250. Н. И. Костомаров, Жидотрепание в начале XVIII века. Киевская Старина, 1883. т. V, 1-26, 477 - 492.
В этом же томе, стр. 208-210, заметка: Городня - место жидотрепания XVIII в.
251. А. Миллер, Употребляют ли евреи христианскую кровь? Перевод с нем. Ф. Нежданова. СПБ. 1884. 18 страниц.
252. Луч света в темном царстве. Свидетельства христианских ученых и духовенства о том: употребляют ли евреи христ. кровь? Перев. с нем. И. Н. Соркин. СПБ. 1884.
253. Фр. Делич, Слово правды о Талмуде. Перев. с 7 нем. изд. Н. Борисова. СПБ. 1885. 91 стр.
254. А. Алексеев, Употребляют ли евреи христианскую кровь с религиозною целью? Новгород. 1886. 82 стр.
255. И. Галятовский, Мессия праведный. Разговор христианина с евреем. Перев. с польск. свящ. И. Ницкевича. Киев. 1886.
Переводчик исключил всю вторую часть сочинения, «в которой автор усердно излагает всем известный средневековый сумбур понятий о жидах и юдаизме и их отношениях к христианству».
256. Н. Н. Голицын, кн., История русского законодательства о евреях, т. I (1649 - 1825). СПБ. 1876. XV + 1116 страниц.
Издано Высшей комиссией для пересмотра действующих о евреях в Империи законов, в числе 300 экз., не поступавших в продажу.
257. Г. Гретц, История евреев от эпохи Голландского Иерусалима до падения франкистов, 1618 - 1760. Перев. с нем. под ред. А. Я. Гаркави. СПБ. 1888. VI + 514 стр.
Переведены и др. тома. См. Систем. указ., стр. 396-397.
258. Д. Л. Мордовцев, Профессор Ратмиров. Ром. Книжки Недели. 1889. I, II, IV (не окончен).
259. В. Линин, Роковая ошибка недавнего прошлого. Недельн. Хрон. Восх., 1889, № 15-16.
260. Д. Л. Мордовцев, По поводу „роковой ошибки недавнего прошлого", Недельн. Хрон. Восх., 1889. № 16.
261. Н.И. Костомаров, Литературное наследие. СПБ. 1890.
262. J. В. Рranaitis, Christianus in Talmude Judaeorum sive rabbinicae doctrinae de christianis secreta. Petropoli. 1892. Officina typographica Academiae Caesareae Scientiarum.
Перeвед. на нем.яз.- Das Christentum in Talmud, Wien. 1894. Вторая часть переведена автором на русск. яз. и напечатана в «Справке к докладу по евр. вопросу», ч. III, 156-178. Отдельно, Ташкент, 1910. Ср. Л. Кантор, Подвиги дилетантизма. СПБ. 1894. 51 стр.
263. С. А. Бершадский, В изгнании. Очерк из истории литовских и польских евреев в конце XV в. Восход. 1892. №1, 2, 4, 6, 7 и 8.
264. (Ю. Бринкен, бар.), Секта иудеев - согаристов в Польше и Западной Европе. Иосиф Франк, его учение и последователи. Историч. расск. Перев. с нем. рукописи. СПБ. 1892. IV + 263 стр.
265. Дело Ксантенского резника и кантора Адольфа Бушгофа. Восход, 1892, кн. VII и сл.
266. С. А. Бершадский, Старинное средство. Обвинения евреев в убиении младенцев в Литве и Польше в XVI - XVП ст. (на основании источников). Восход. 1894. кн. I, 71- 87; IX, 3-21, XI, 45-67; XII, 3-20.
267. С. М. Дубнов, Жертвы ложных обвинений в Люблине, Кракове и Ленчице в 1636 - 39 г. Восход. 1895. № 1, 125-135; II, 65-74.
268. Да'ат Кедошим. Материалы для истории семейств, производящих свое происхождение от лиц, умерших мученическою смертью в 1659 г. в м. Ружанах вследствие обвинения в умерщвлении ребенка с религиозн. целью. Собрал И. Т. Эйзенштадт. Привел в порядок Винер. СПБ. 1897 -98 (на евр. яз.).
269. Алексей Шмаков, «Еврейские» речи. Москва. 1897.
270. Регесты и надписи. Свод материалов для истории евреев в России. т. I (80-1670), СПБ. 1899; т. II (1671-1739), СПБ. 1910.
271. Филарет, (Гумилевский), архиеп. черниг., Жития святых (на русск. яз.). Изд. 3. СПБ. 1900. Март, стр. 219-221; апр. 207-208.
272. Акты издаваемые Виленскою Комиссиею для разбора древних актов. Вильна, т. 28. 1901; т. 29. 1902.
273. Кровавое убийство. Дело Гильснера. Судебн. Драмы, 1901, июль- декабрь, в прилож., 1 - 394 стр.
274. Убийство в Конице. Судебн. Драмы. 1901, апр.
275. Дело Давида Блондеса. Суд. Драмы. 1901, май.
276. И Лютостанский, Талмуд и евреи. 3 изд., I-Ш, 1902-1905. СПБ. Перв. изд. 1879-1880.
277. А. А. Титов, К истории виленских евреев. Русск. Арх., 1902. кн. II, 65-80.
278. Архив гр. Мордвиновых, т. VIII. СПБ. 1903.
279. М. Д. Рывкин, Паволоцкое дело. Историч. очерк. Еврейск. Семейн. Библиотека, 1903. кн. IX, 1-8.
280. А. А. Титов, Убийство в г. Саратове двух мальчиков. Судебн. Драмы. 1903. кн. II, 209-263 (по официальной печатн. записке).
281. Ю. И. Гессен, Из истории ритуальных убийств. Велижская драма. СПБ. 1904. 148 стр.
Ср. его же статью о Велиж. деле в Евр. Энцикл. т. V, 398-406.
282. Его же, Евреи в России. СПБ. 1906. стр. 401 - 408: Первый ритуальный процесс в России.
283. Областной Пинкос Ваада главных еврейских общин Литвы. Собрание постановлений и решений Ваада (сейма) от 1623 до 1761 г. Текст с русск. пер. д-ра И. И. Тувима, под ред., с предислов. и примечаниями С. М. Дубнова, т. I. СПБ. 1909.
284. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского, т. II. Переписка. Изд. Императорской Академии Наук, исполненное под ред. П. В. Безобразова. СПБ. 1910. Стр. 578-580.
Из письма Директору департамента иностранных исповеданий Хрущову от 2 августа 1855 года.
Некогда я занимался ученым исследованием изуверства евреев, о новом проявлении которого вы писали мне в 30-й день июля, и совершенно убежден в том, что оно есть печальный остаток того ревностного служения их Молоху и Ремфану (Сатурну), каким они заклеймили себя еще за 1500 лет до Рождества Христова. Как христианские народы удержали многие языческие суеверия, так и евреи (разумеется не все) продолжают проливать кровь младенцев и отроков не их племени по древнейшему преданию, указывающему искупление целого рода их в кровавой человеческой жертве. Продолжительность такого предания и разные опыты проявления оного изложены в книге Даумера Molochdienst 1842 года. Подобный опыт описан в книге Les affaires de la Syrie par Laurent по случаю убийства евреями капуцина о. Фомы в Дамаске, когда известный Ибрагим паша управлял Сириею. На Востоке все уверены в том, что убиение христианских мальчиков евреями распределено так, что сие злодейство совершается в один год, например, в Солуне, в другой в Дамаске, в третий в Испании, или Poссии, или Валахии и т. д., и что полотенца, намоченные кровью злополучной жертвы, сожигаются, и пепел их рассылается во все синагоги для запечения его в пасхальном хлебе. Не худо бы обратить внимание на этот хлеб в день пасхи еврейской и сделать микроскопическое наблюдение над тончайшими ломтиками его в разных местах России, Молдавии, Валахии и Турции. Судите после сего, как трудно уличить ужасное преступление. Скорблю о существовании такого изуверства между евреями, а помочь вашему делу не могу.
Вы просили меня перевести по-русски приложенный к вашему письму отрывок из книги еврейской секты Хасидов (Эта секта существует в Саратове. Там Хасиды недавно умертвили одного христианского отрока, предварительно обрезав его.- Прим. арх. Порф.) , от которого вы чаете неких открытий. Но, к сожалению, я не знаю того языка, на котором он написан.
285. Из записок сенатора К. Н. Лебедева. Русск. Арх., 1910. кн. 8, стр. 497.
286. О. Я. Гурвич, б. гродн. равв., Злостный навет. Минск, без года (1911 ?). 23 стр.
287. Г. М. Барац, Два документа 1828 г. Еврейск. Старина. IV (1911), 80-92.
288. И. Галант, Ритуальный процесс в Дунайгороде в 1748 г. Евр. Стар., IV, 267 - 285.
289. М.Д. Рывкин, Велижское дело в освещении местных преданий и памятников. Пережитое. Сборник, посвященный обществ. и культурн. истории евреев в России. т. III. СПБ. 1911. стр. 60 - 102.
290. Историческая справка (о ритуальных убийствах). СПБ. 1911.37 стр.
291. М. Львович, „Ритуальные убийства". СПБ. 1911. 95 стр.
292. Г. Г. 3амысловский, „Умученные от жидов". Саратовское дело. По актам подлинного производства. Харьков. 1911. 48 стр.
293. Заявление раввинов России (по поводу обвинений евреев в употреблении христ. крови). СПБ, 1911. 36 стр.
294. К русскому обществу (по поводу кровавого навета на евреев). Воззвание группы литераторов и ученых.
Напечатано в газ. «Речь», «Нов. Время» и др. в №№ за 30 ноября 1911 г. Отд. в исправленном виде, СПБ. и Киев.
295. Г. Г. Замысловский, „Правда" г. Короленко (письмо в редакцию). Нов. Время, 1911, 1 дек., №12832; его же "Черты к характеристике" (ответ г. Короленке), Н. Вр., № 12838; его же, Письмо в редакцию. Н. Вр., № 12845.
296. В. Г. Короленко, Письмо в редакцию. Нов. Время, М 12834; Письмо в редакцию Н. Вр., № 12842.
297. А. А.. Бронзов, Тоже „патрологи". Церковн. Вестн. 1911. № 50.
298. Г. Л. Штрак, Кровь в верованиях и суевериях человечества. Народная медицина и вопрос о крови в ритуале евреев. Перевод с нем. А. Н. Черновой под ред. проф. СПБ. Университета И. Д. Андреева. СПБ. 1911.243 стр.
Перев. сделан с 8 изд. 1900 г. без указания на то. Польских и русских процессов автор совершенно не коснулся. На стр. 160-161 он заявил: „В моем разборе мне приходится ограничиться известными пределами, принимая во внимание размеры моей книги и другие обязанности, которые лежат на мне... Я сам остановлюсь здесь только на тех фактах из далекого прошлого, на которые особенно часто ссылались, и на некоторых обвинениях, высказанных в позднейшее время».
Рецензенты позволили себе, однако, говорить иначе. Д. Левин писал: „автор пересмотрел все без исключения случаи ритуальных обвинений на всем протяжении истории, и все без исключения, при свете научной критики, оказались или бесстыдно лживыми, или нелепо вздорными... Каждый случай был подвергнут тщательному пересмотру перед нелицеприятным судом истории, - результат был тот, что история заклеймила все ритуальные обвинения, присвоив им общее название: Blutluge - кровавые наветы» («Речь», 9, XII, 1911, № 338).
Прив.- доц. Т. И. Вяземский также, м. пр., утверждал, что Штрак „разбирает все известные судебные процессы и не находит нигде, чтобы были доказаны возводимые на евреев обвинения" («Утро России», 1912. № 46).
299. В. Г. Короленко, К вопросу о ритуальных убийствах. Русск. Богатство. 1911. № 12.
300. В. Г. Дело о ритуальных убийствах (Архивная справка). Нов. Время 1911. 20 дек., № 12851.
301. С. Бернфельд и С. Лозинский, Обвинение евреев в преступлениях с ритуальной целью. Еврейск. Энциклоп., XI, 856 - 866.
302. М. В., Обвинения в ритуальных убийствах в Польше и Литве. Евр. Энцикл., ХI, 866-869.
303. Ю. Г., Обвинения евреев в рит. преступлениях в России. Евр. Энцикл., XI, 869-872.
304. С. Ан-ский, Ритуальные наветы в еврейском народном творчестве, Русск. Богатство. 1912. № 1.
305. Справка к докладу по еврейскому вопросу. (Составлена Канцелярией Совета Объединенных Дворянских Обществ). ч. V. Ритуальные убийства.
Без обложки и титула. В продажу не поступала. Ценный сборник документов из Архива Государственного Совета. Документы относятся к след. процессам: 1) Гродненское дело - стр. 1-34; 2) Велижское дело - 35 - 175; 3) Борисовское дело - 176-207 и 4) Саратовское дело - 208- 243. В виду особенно частых ссылок на Велижское и Саратовское дела перепечатываю заключительные страницы по этим процессам.
Previous post Next post
Up