И.О. Кузьмин. Материалы к вопросу об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях

Apr 08, 2015 02:53

13.
Литература вопроса.

Ч. 3 на русском языке.

С) Россия .
При составлении этого указателя я, м. пр., пользовался „Систематическим указателем литературы о евреях на русском яз. со времени введения гражд. шрифта (1708) по декабрь 1889 г." СПБ., 1892. - И. Кузьмин.

211. Басни Тадмудовы от самих жидов узнанные и через нову ересь сапвециэциухов или противу - талмудистов открытые, прежде в Кракове за изволением власти на польск. яз. в лето 1758 напечатанные, ныне же на русск. яз. переведенные; напечатаны в типографии Почаевской 1772.
212. Обряды жидовские, производимые в каждом месяце у сяпвециэциухов. С подлинника польского, напечатанного в Могилеве. В Санкт-Петербурге, с дозволения указного, на иждивении П. В., 1787. 30 стр. Перепечатано в Смоленске, 1800.
213. [В. И. Даль]. Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их. Напечатано по приказанию г. Министра внутренних дел. 1844. 153 стр.
Книга исключительной редкости. До сих пор литература не знала ни одного экземпляра книги. Находились даже писатели, которые сомневались в самом факте составления Далем этой книги. Мне удалось установить факт существования одного экземпляра, который вместе с тем дает ценные сведения и об авторе книги. Экземпляр этот имеется в Библиотеке Московского Университета, в коллекции, пожертвованной В. М. Остроглазовым. В книге отсутствуют стр. 73-82. Эти страницы восстановлены. Стр. 73-79 переписаны с другого экземпляра рукою П. И. Бартенева, а 80-82 - рукою неизвестного. На уничтоженных страницах приведены сведения об уголовных делах по обвинению евреев, обнаруженных в связи с Велижским делом.
Экземпляр имеет очень интересную историю, о чем говорят имеющиеся в нем надписи.
На переплете рукою В. М. Остроглазова написано синим карандашом: „Редчайшая книга!!! Известно, что эта книжка находится только в Библиотеке князя А. Б. Лобанова-Ростовского. В. Остроглазов. Цена ее = несколько сот рублей. 1906. X. 3".
Черным карандашом: „Куплена сия книга у Петра Ивановича Бартенева, который продал ее мне по моим усиленным просьбам. Книга эта была подарена Бартеневу Далем. В.Остроглазов. 1906. X. 3".
На вплетенном перед заглавием листке рукою П. И. Бартенева написано чернилами:
„Книжка эта написана В. И. Далем, по поручению Л. А. Перовского, по бумагам министерства внутр. дел (в 1862 г. истребленным в большой пожар) и отпечатана чуть ли не в 10 только экземплярах. Возвратившись осенью 1869 г. из первой моей поездки в Одессу, я передавал В. И. Далю об ужасах Еврейского усиления в тамошнем крае, сообщенных мне там архиеписк. Димитрием. По соглашению с Далем, вздумал я перепечатать эту книжку в Русском Архиве с моим предисловием. Шло печатание ее в типографии Мамонтова, как оттуда пришли мне объявить, что еврей-наборщик похитил несколько листков и скрылся из Москвы. А. И. Мамонтов нарочно ездил в Петербург, чтобы достать похищенное по другому экземпляру, но не мог найти оного. Позднее я списал похищенное из экз. князя А. Б. Лобанова-Ростовского. Петр Бартенев".
На вшитых после заглавия почтовых листках бумаги рукою В. М. Остроглазова написано:
„Эта книжка чрезвычайно редкая.
Геннади, известный библиограф, говорит, что во „Всемирной Иллюстрации" 1872 г., стр. 207 сказано, что В. И. Даль, служа в Министерстве В. Д., напечатал брошюру об убиении евреями христианских младенцев (1844 году). Она напечатана в незначительном количестве экземпляров. [Справочный Словарь о русских писателях и ученых, умерших в 18 и 19 столетиях. Берлин. 1876 г., т. 1-ый, стр. 277.] Во „Всеобщей Библиотеке России или каталог книг, собранных А. Д. Чертковым" [Москва, 1863 года, страница 743, № 3631] сказано, что эту книжку написал В. И. Даль по поручению графа Л. А. Перовского. Она напечатана в самом ограниченном количестве экземпляров, к-рые раздавались весьма немногим служебным лицам. В „Русских книжных редкостях", изданных Н. Березиным. М., 1903 г., часть 2-ая, на стр. 19, № 77 напечатано: „Эта книжка редчайшая", и на экземпляре этой книжки, им виденном, была следующая современная изданию ее надпись: „печатать 10 экземпляров".
Эта книжка настолько редка, что ее, насколько известно мне, нет ни в одной из Московских библиотек. Мой покойный брат Иван Мих. Остроглазов не имел ее в своем замечательном собрании редких книг. Я, на своем веку пересмотревший несколько каталогов русских и иностранных букинистов, а равно перечитавший описания всех библиотек известных библиофилов, - никогда не встречал ее названия. Цены на нее нет. Но если книжка того же В. И. Даля: „Исследование о скопческой ереси", напечатанное в числе менее 20 экземпляров, как сказано в „Книжных Редкостях" И. М. Остроглазова. М., 1892 г., стр. 45, № 101, - оценялась, как это видно из каталога, за № 339, 1903 года, известного СПБургского букиниста Клочкова, в 200 р. с., то цена этой книжки - В. И. Даля, т. е. „Розыскание об убиении евреями христианских младенцев...", которая никогда не встречалась в продаже, конечно, несравненно дороже.
Но независимо от вышеизложенного, мой экземпляр этой книжки представляет собою еще и в другом отношении замечательную редкость. Он несомненно доказывает, что Евреи всеми силами и средствами стараются уничтожать те книжки, где говорится об их деяниях, возмущающих совесть. Так, напр., „Книга Кагала", составленная Яковом Брафманом и напечатанная в Вильне в 1869 году, была разом во всех экземплярах, находившихся в книжной лавке Белого, в Одессе, скуплена одним богатым Евреем, чтобы прекратить обращение ее в публике, о чем и напечатано в „СПБ. Ведомостях" 1870 года, № 286, на 2-ой стр. в статье „Евреи в Одессе". О том же самом можно читать и в книжке: „Записки о Евреях в Западном крае России" М. 1882, изд. 3-е, стр. 165.
Но в „Книге Кагала" нет того, что так всеми силами и средствами отрицают Евреи: в ней нет указаний, что среди Евреев существует секта (Хасиды), которая, действительно, употребляет христианскую кровь. В книжке Даля это несомненно доказывается. Поэтому, конечно, Евреи особенно ревниво за нею следили и старались уничтожить ее. Известный публицист и ученый Никита Петрович Гиляров в своей газете „Современные Известия" от 13 июня 1875 года, № 160, пишет следующее: „Кто из образованных не знает и не слыхал о знаменитом Велижском деле (по обвинению Евреев, в убиении христианского мальчика в 1823 году), бывшем 40 лет назад? Мы и читали о нем и, между прочим, слышали от покойного В. И. Даля, человека в высокой степени беспристрастного и уже далеко не суеверного: он был убежден, что в этом приснопамятном деле упомянутое зверское детоубийство есть факт, - он, Даль, изучавший дело, просматривавший все документы и составивший для правительства записку. Кстати - что сделалось с этою самою запискою? Где она? Напечатана она была в немногих, может быть, семи, осми, много десяти экземплярах и - о, удивление! Экземпляры, к которым могла иметь публика доступ, под наитием какой-то неведомой силы, стали исчезать один за другим. Мало того: года два тому назад исчез из одной типографии даже оригинал, предназначавшийся к перепечатанию этой записки. Достопочтенного издателя, которого назвать мы не смеем без его позволения, просим откликнуться и подтвердить наши слова о пропаже упомянутого оригинала".
В нашем экземпляре есть ответ на сей вызов, предложенный покойным Н. П. Гиляровым. Вот что написано рукою известного издателя „Русского Архива" П. И. Бартенева на нашем экземпляре: (дальше полностью приведена надпись Бартенева; см. выше).
В книге Лютостанского „Об употреблении Евреями христианской крови для религиозных целей" СПБ., 1880 г. изд. 2-ое, во 2-ой части, на стр. 32 напечатано следующее:
«В первом издании нашей книги, многих фактов мы были лишены, которые были украдены жидами. Сочинение Даля по вопросу о крови - в Москве находилось только в Чертковской Библиотеке и единственный экземпляр. Управляющий Библиотекою П. И. Бартенев вздумал перепечатать это сочинение и дал в типографию Мамонтова. Когда приступили набирать и разрезали книгу на части, тогда жид, бывший наборщиком в типографии, дал знать своему кагалу и, по общему совету, тот же наборщик ночью выбил стекло в типографии, влез туда, рассыпал весь набранный шрифт, находившуюся там часть разрезанных листов сочинения Даля хапнул и канул в неизвестность, как и постоянно делается у жидов. Полиция разыскивала в обеих столицах - но все напрасно. Затем печатание прекратилось, - г. Бартенев уцелевшую книжку Даля взял обратно и уже ее в библиотеке хранит очень строго под наблюдением собственного глаза. Но тут жидовская пронырливость опять понадеялась, чтобы стянуть оставшееся сочинение от их всеобъемлющих щупальцев. В Москве есть играющий роль ученого, казенный раввин Минор и в подобной претензии как профессор рабби Хвольсон. Бедняга Минорчик посвятил себя, помимо желания, литературе и около 2-х лет ходил заниматься в Чертковскую библиотеку - приходил раньше всех и уходил позже всех, однако, в продолжении этого времени, не мог достигнуть, чтобы хоть взглянуть на желаемое сочинение Даля. Наконец Рабби решился сойти вниз к самому г. Бартеневу (ныне издателю «Русского Архива») и просил его, чтобы Бартенев был так добр - дать Минору почитать сочинение Даля, - но на это получил ответ, что этого ни за какие блага сделать не может. С этой минуты рабби Минор оставил навсегда Чертковскую библиотеку».
В моем экземпляре, в конце его, в виде приложения, вклеено 8 печатных страниц из Русского Архива, издания 1870 г., на которых перепечатаны первые страницы из книжки В. И. Даля: «Розыскание о убиении Евреями христианских младенцев и употреблении крови их» и кроме того предпослано к ним (страницам) предисловие П. И. Бартенева, об котором он упоминает выше. В. М. О с т р о г л а з ов. 1906 г. сентября 15 дня.
Этой книжки, как Ю. И. Гессен пишет в своем труде «Евреи в России» СПБ. 1906 г., на стр. 406-ой - нет ни в Чертковской Библиотеке, ни в СПБ. Имп. Публ. Библиотеке (по любезному сообщению ему библиотекаря А. И. Браудо).
Голицын Н. Н., князь, пишет, что записку Даля ему не случалось видеть («Употребляют ли евреи хр. кр." Варшава. 1879 г., стр.113)".
В книгу вшит первый печатный лист предполагавшейся перепечатки книги в „Русск. Арх." 1870 г. со следующим предисловием П. И. Бартенева:
«Перепечатывая на страницах «Русск. Архива» это интересное исследование, составляющее величайшую библиографическую редкость, не можем не обратить внимания читателей на то обстоятельство, что оно имеет значение не только историческое, но и современное. Не далее как в 1852 - 1853 г. в Саратове возникло дело об умерщвлении Евреями двух христианских мальчиков при обстоятельствах, совершенно схожих с тем, на которые указывает автор «Розыскания». Никто не может поручиться за то, чтобы подобные дела не возникали и впредь. Не оглашаемые официально, но оглашающиеся народною молвою и лицами, вовлеченными в исследование преступления, они оставляют по себе смутное впечатление отвращения и ужаса, питающее и укрепляющее сильные и без того народные предрассудки против Евреев. Евреи, с своей стороны, упорным отрицанием всех фактов, обнаруживаемых делами подобного рода, усиливают это впечатление, и в глазах народа становятся все как бы причастными безумному злодейству некоторых крайних фанатиков.
О несправедливости подобного вменения распространяться совершенно излишне; но здравый смысл и история религиозных преследований показывают нам, каким страшным орудием оно может служить для возбуждения народного фанатизма. Единственным путем для прекращения и предотвращения неисчислимых зол, проистекающих от подобных таинственных огульных обвинений, может служить полное и строгое разъяснение фактов, подавших к ним повод. Чудовищная секта, которая, смеем надеяться, замирает в настоящее время в каких-нибудь захолустьях нашего западного края (этих притонах еврейского фанатизма и невежества), во всех отношениях заслуживает внимательного изучения и точного описания. В оглашении ее истории, ее особенностей всего более заинтересованы сами Евреи. Для них же несравненно легче, чем для писателей христиан, собрать нужный для того материал. Будем же надеяться, что именно между Евреями найдутся люди, которые окажут своим соплеменникам эту важную услугу и вместе с тем присовокупят новую поучительную главу в истории человеческих заблуждений. Гласность отымет у зла фантастические размеры, придаваемые ему таинственным полумраком, до сих пор его прикрывавшим, и, конечно, обнаружит и в самой среде Еврейства энергическое противодействие учениям, не имеющим ничего общего с верою, послужившею преддверием христианству».
В 1878 г. книга была перепечатана в „Гражданине", № 23 -28. Текст «Гражданина» отличается от текста экз. Даля мало: незначительные редакционные поправки. Редакция приписала книгу директору департамента иностранных дел Скрипицыну. Возможно, что книга Даля, действительно, была представлена Государю Императору Николаю I в виде докладной записки директора департамента Скрипицына. Это последнее обстоятельство, при отсутствии других точных сведений об авторе, и подало повод к тому, что книгу приписывали Скрипицыну. Опубликовываемые мною сведения о московском экз. книги, надо думать, положат конец всем сомнениям относительно действительного автора книги. Кстати. Биограф Скрипицына („Русский Биограф. Словарь. Сабанеев - Смыслов»". СПБ., 1904. стр. 613-619) ничего не говорит о причастности Скрипицына к составлению книги.
Я перепечатываю по тексту экземпляра Даля вступление (стр. 1-5) и заключение (стр. 145 - 153). На стр. 5-40 сделана попытка доказать существование ритуальных преступлений догматически. Стр. 40-144 посвящены «бывшим случаям злодейского изуверства евреев».
Стр. 1-5:
У всех народов, где только проживают евреи, существует с незапамятных времен поверье, или предание, что жиды умерщвляют мученически христианских младенцев, нуждаясь для каких-то таинственных обрядов в невинной христианской крови. Только в новейшее время чувства человечества до того стали возмущаться против подобного обвинения, что в Европе начали решительно отвергать его как бессмысленную сказку и клевету. Обвинение, конечно, ужасное, но вместе с тем не беспримерное в летописях религиозного изуверства: не только индийские идолопоклонники подвергают самих себя и других ужасным мучениям в чаянии благ, и не только между ними есть секты, постоянно занимающиеся убийством для спасения души, но в Европе, между христианами, возникла новая секта асасинов, воздвигались в течение двух или трех веков инквизиционные костры, и в самой России появились в прошедшем столетии самосожигатели, тюкальщики и сократильщики: первые сожигались сами, целыми деревнями, вторые - убивали друг друга, - те и другие для спасения души. Не один только глас народа обвиняет евреев в таком ужасном деле; они многократно обвинялись в этом перед судом. Большею частью собственного их признания не было, не смотря ни на какие улики; но были и такие примеры, где жиды были изобличены и сами сознались. Один подобный случай был бы по-видимому достаточен для того, чтобы признать действительное существование такого злодейского изуверства; но заступники евреев говорят: признание было вынуждено пыткой и потому ничего не доказывает. Допустив, однако же и это оправдание и все то, что когда-либо было говорено и писано по сему поводу в пользу жидов, все еще останется одно обстоятельство, на которое никогда не было обращено надлежащего внимания и которое не только остается неразъясненным, но даже почти получает качество и степень полной улики, а именно: не подлежит сомнению, что от времени до времени находимы были трупы без вести пропавших младенцев в таком искаженном виде и с такими признаками наружных насилий, кои вполне согласуются с образом мученической смерти и того рода убийства, в коем обвиняются евреи; во-вторых, происшествия эти были исключительно в таких только местах, где живут евреи. Спрашивается затем, какому же обстоятельству приписать возобновляющиеся по временам случаи мученической смерти младенца, рассудительно и осторожно замученного до смерти, если обвинение несправедливо?
Какую можно придумать причину или повод для такого злодейского истязания ребенка, если это не изуверство? Наружные признаки трупа показывали каждый раз положительно, что смерть никак не могла быть случайная, а умышленная и при том обдуманная и продолжительная: все тело истыкано или исколото, иногда клочки кожи вырезаны, язык и детородные части отрезаны или сделано у мальчика еврейское обрезание; иногда некоторые члены отрезаны или ладони проколоты насквозь; нередко знаки и синяки от тугих перевязок, наложенных и опять снятых; вся кожа в ссадинах будто обожжена или сильно терта, наконец труп даже обмыт, на нем нет крови, равно как и на белье и на платье, которое было снято во время убийства и после опять надето. Чем ребенок или родители его могут подать повод к такому злодейству? Без цели это не могли бы сделать нигде и никогда, а тем менее еще повторяться в разных местах почти одинаково.
Простой убийца во всяком случае удовольствовался бы одним убийством и какая-то таинственная, важная в глазах преступников цель не может быть здесь отринута.
Слабое, неудовлетворительное розыскание следователей, разные ухищрения и уловки жидов, наглое и упорное запирательство их, нередко подкуп, уверенность большей части образованных людей, что обвинение это есть гнусная клевета и, наконец, человеколюбие уголовных законов наших, не только спасали евреев доселе каждый раз от заслуженной казни, но они происками своими и клятвенными уверениями в невинности и совершенной несправедливости взводимой на них клеветы, всегда почти успевали обвинять уличителей своих, кои были наказываемы за них, и успели исходатайствовать в 1817 г. Высочайшее повеление (от 28 февр., объявленное 6 марта), коим запрещено было даже подозревать жидов в подобном преступлении, а мнение, будто жиды нуждаются в крови христианской, названо предрассудком. Между тем рассмотрение некоторых мест тайного учения талмудистов обнаруживает сбыточность сего изуверства, а беспристрастный взгляд на самые делопроизводства, бывшие в подобных случаях, убеждает несомненно в истине действительности их.
Стр. 145-153:
Рассмотрев весь этот ряд ужасных случаев и возмущающих душу происшествий, частью доказанных исторически - обвинение жидов в мученическом умерщвлении к Пасхе христианских младенцев невозможно считать призраком и суеверием, а должно убедиться, что обвинение это основательно, как равно и общее мнение об употреблении ими крови сих мучеников для каких-то таинственных чар. Есть обстоятельство, о коем говорено было уже в начале сей записки, неоспоримое и очевидное, на которое при исследовании об этом предмете никто не обратил доселе внимания, между тем как оно должно служить разительным доказательством для всех сомневающихся. Никто, конечно, не будет оспаривать, что в странах, где евреи терпимы, от времени до времени находимы были трупы младенцев всегда в одном и том же искаженном виде, или по крайней мере с подобными знаками насилия и смерти. Не менее верно и то, что знаки эти доказывали умышленное, обдуманное злодейство мученического убийства ребенка и притом ребенка христианского; то и другое доказано множеством следственных, судебных и врачебных свидетельств. Но каким же образом объяснить такую непонятную загадку, хотя каким бы то ни было предположением, не только доказательством, как объяснить, что бы могло побудить кого бы то ни было к такому бессмысленному зверскому поступку, если это не какая-нибудь таинственная, каббалистическая или религиозно-изуверная цель! Ни корысть, ни злоба, ни другие страсти и побуждения не могут объяснить этого никоим образом. Тут не одно убийство, а преднамеренное мученическое истязание невинного младенца и, следовательно, или наслаждение этими муками, или особенная цель, с ними сопряженная. Христиане-католики праздновали воспоминание распятия Иисуса Христа в лицах, предавая поруганию Иуду; в России был толк раскольников, называемых детоубийцами, - они убивали незаконнорожденных детей, сушили и обращали в порошок вынутое из них сердце и употребляли его на чары для привлечения к себе последователей; мусульмане закавказские, сунниты, празднуют подобным образом память своего пророка, ругаясь торжественно над противником его Алием, для чего нанимают за деньги человека; жиды делают то же, если только могут, в память Амана и Пейсаха; это известно не только историкам со времен Императора Феодосия, но известно всякому, кто живал между жидами. Так, напр., жители Харькова помнят еще водовоза, который исчезал ежегодно на три дня во время Страстной недели и внезапно оставлял тех, кому служил, без воды. Он постоянно нанимался в это время у жидов представлять Спасителя и дозволял за хорошую плату связать себе руки, бить по щекам, только не больно - как уверял он, оплевывать, кричать, бранить и ругаться над собою сколько угодно. Его содержали в это время в школе и кормили хорошо. Можно ли затем сомневаться, что исступленные, фанатические евреи готовы бы сделать один шаг далее и доиграть эту комедию до конца, если бы это не было опасно? А если еще к этому присоединить какое-то каббалистическое чародейное употребление крови христианской, то неужели совпадение этой и другой цели и основанное на сем изуверство может казаться столько невероятным, чтобы скорее обвинить и наказать христиан - уличителей, чем уличенных ими жидов? Откуда же эти одинаковым образом и умышленно искаженные трупы невинных ребят? Почему находят их там только, где есть жиды? Почему это всегда дети христиан? И, наконец, почему случаи эти всегда бывали исключительно во время или около Пасхи? Из этой путаницы неоспоримых событий, из этого лабиринта нет исхода, если не пойдем единственным путем, который указывает нам непрерывная нить фактов, сопровождающая каждый подобный случай. Составитель записки сей лично знал в западных губерниях наших ученого и образованного врача-еврея, который в откровенном разговоре глаз на глаз об этом предмете сам сознавался, что обвинение это без сомнения основательно, что есть жиды, которые в изуверстве своем посягают на такое возмутительное злодейство, но утверждал только, что это не есть обряд собственно еврейский, а вымысел выродков человечества. В С.-Петербурге служит и теперь еще крещеный ученый еврей, который с полным убеждением подтверждает существование этого обряда - не в виде общем, как он выражается, а в виде исключений, - но он в то же время отказывается засвидетельствовать это где-нибудь гласным образом потому, что, конечно, не в состоянии доказать справедливость слов своих и даже боится мщения богатых евреев, коих происки достигают далеко и которые сочли бы подобное обвинение общим поруганием израильского народа и личным для себя оскорблением.
Есть ли в этом смысле полагать, что подобные злодейства совершаются христианами, для оклеветания жидов? Положим, что найдутся христиане, готовые, из ненависти к жидам, на такое, более чем зверское дело; хотя в наше время, когда давно миновала пора крестовых походов, и это допустить трудно; но для чего же эти люди избирают такое опасное, неверное, даже бессмысленное мщение, которое, как мы видели, каждый раз почти обращается на них же самих, между тем как жиды остаются правы? Одного подобного урока было бы довольно. Кажется такое предположение слишком бессвязно; прямее, естественнее, проще и вернее было бы такому ревнителю мстить непосредственно жиду или жидам, убив, вместо невинного христианского младенца, любого еврея, или даже нескольких.
Наш просвещенный, человеколюбивый век, славящийся терпимостью, изгнавший пытку, костер и всякое преследование за веру, - вооружился также неверием противу подобного страшного обвинения жидов и с негодованием отвергает всякую возможность такого изуверства. Оно было бы слишком постыдно для целого человечества и верить ему унизительно, как в бабьи сказки, предрассудки и суеверия. Жиды были гонимы, - пора признать их братьями, равными нам, обвинение это есть остаток старинных предрассудков и нападок. Такие рассуждения, делая честь нашему человеколюбию, доказывают только, что и самое благое направление имеет свою слабую сторону; соболезнуя истинно жалкому положению народа израильского, мы увлекаемся, делаемся пристрастны в вовсе забываем, что отдаем на жертву единоверцев своих, потворствуя бессознательно какому-то чудовищному исчадию фанатизма.
Но евреи много раз обвинялись в этом злодеянии несправедливо, как недавно еще был случай в Силезии, где мальчик отыскан живым! Это правда, и подобный случай всегда бывал величайшим торжеством для евреев, которые с шумом и криком разглашали его повсюду и прикрывались им долго еще впоследствии. Но что же это доказывает? Сколько раз люди обвинялись несправедливым образом в воровстве или убийстве, - разве из этого можно заключать, что воровства или убийства на свете нет и что всегда тот виноват, кто жалуется, что его обокрали? Если у казанского крестьянина пропадет лошадь, то первое слово его бывает: „татары съели". Если он найдет ее впоследствии в лесу или болоте, - то обвинение его было в этом случае несправедливо; оно однако же нисколько но ослабляет общеизвестной истины, что татары крадут и едят лошадей.
Но евреи в Англии, Франции, Германии, образованные, ученые, частью даже государственные люди и во всяком случае добросовестные, честные граждане: неужели они бы не обнаружили столь возмутительного обычая или таинства веры своей, особенно те из них, которые приняли Святое Крещение?
Это возражение приводит к окончательному заключению, к концу и цели настоящего розыскания. В начале сей записки было показано, что многие обратившиеся евреи действительно сделали то, что по справедливости можно было от них ожидать, таковы, например, бывший раввин монах Неофит, бывший раввин Серафимович, Паздзерский, Киарини, Пикульский, Савицкий, Грудинский и другие, о коих говорено выше. То же утверждали гласно анти-талмудисты в прении с раввинами в Львове в 1759 г. Но число таких обличителей, конечно, не велико в сравнении с целым народом и на это есть причины: изуверный обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте Хасидов или Хасидым, - как это объяснено выше, - секте самой упорной, фанатической, признающей один только талмуд и раввинские книги и отрекшейся, так сказать, от Ветхого Завета: но и тут он составляет большую тайну, может быть не всем им известен и по крайней мере, конечно, не всеми хасидами и не всегда исполняется: не подлежит однако же никакому сомнению, что он никогда не исчезал вовсе, со времени распространения христианства, и что поныне появляются от времени до времени между жидами фанатики и каббалистические знахари, которые, с этою двоякою целью, посягают на мученическое убиение христианского младенца и употребляют кровь его с мистически-религиозною и мнимо-волшебною целью. Польша и западные губернии наши, служащие со времен средних веков убежищем закоренелого и невежественного жидовства, представляют и по ныне самое большое число примеров подобного изуверства, особенно губерния Витебская, где секта хасидов значительно распространилась.
Previous post Next post
Up