Легенда Лиссабона, Senhor do Adeus.

Nov 12, 2010 22:14




Его настоящее имя - Жоао Мануэл Серра. Но Лиссабон, да, пожалуй, и вся Португалия, знали его под именем "Господин До свидания" - Senhor do Adeus. Каждый вечер, в любую погоду, летом и зимой он, элегантный и улыбающийся, прогуливался по проспекту Фонтес Перейра де Мелу неподалеку от площади Салданья, приветствуя проезжающие автомобили взмахом руки и воздушными поцелуями.  
     Впервые он вышел на улицу почти десять лет назад. Долгое время никто и не догадывался, кто этот странный человек в дорогом пальто, темных очках, с тщательно уложенными волосами. Тайна Господина До Свидания открылась лишь спустя три года после его первой прогулки. 
     Для лиссабонцев Senhor do Adeus отнюдь  не старый чудак и не городской сумасшедший. Он - один из символов столицы, легенда, "тот, кто делает Лиссабон Лиссабоном". Под катом - история одной удивительной жизни. А это - фаду "Мужчина с Салданьи" (O Homem do Saldanha) в исполнении Карлуша ду Карму и Марко Родригеша. Фаду о Жоао Мануэле Серра, который умер вчера, и которому Лиссабон говорит Adeus.

image Click to view




image Click to view


     Он родился в богатой португальской семье, до десяти лет жил с отцом, матерью и братьями в фамильном дворце. Получил прекрасное домашнее образование и был, по его словам "избалованным ребеном, растущим в стеклянном пузыре". Ему было тринадцать, когда родители развелись. Мальчик остался с отцом, который, не зная, что делать с подростком, вскоре отправил его учиться в Лондон. Десятки лет спустя Жоао скажет, что главным чувством, которое он испытывал в те годы, была тоска по матери. 
     После смерти отца Жоао поселился вместе с матерью и с тех пор никогда с ней не расставался. Каждый год они вместе ездили в Париж, часто бывали с Мадриде, в общем, объездили всю Европу. "Я знаю, это не совсем нормально, но мама стала центром моего существования, - говорил Жоао. - Возможно потому, что у меня никогда не хватало смелости жить своей жизнью". 
     Мать умерла, когда Жоао было уже под семьдесят. Ее смерть стала для Жоао катастрофой: "Оказалось, что у меня нет ничего. Семья, которую я не создал. Дети, которые у меня не родились. Работа, которую я не сделал. С уходом матери я лишился даже иллюзии смысла жизни". 
     Гуляя как-то вокруг площади Салданья, Жоао Серра помахал рукой проезжающему мимо автомобилю. Просто потому, что людей на улице не было, некому было даже сказать Boa noite. Потом он говорил, что в тот момент Лиссабон показался ему вымершим, населенным одними только автомобилями. Ну а раз нет людей, надо налаживать отношения с новыми четырехолесными соседями...
     Но из машины высунулся человек и помахал в ответ. И улыбнулся. "И в этот момент одиночество отступило". Жоао пришел следующей ночью и стал махать всем подряд. Ему отвечали, сигналили в ответ, кричали "Привет". Вскоре лиссабонцы уже не могли представить Салданью без Жоао Серра, прозвали его Господин До Свидания и специально проезжали по проспекту, чтобы его поприветствовать. Не все, конечно, но многие. 
     В последние годы Senhor do Adeus стал знаменитостью: давал интервью, снимался на телевидении, даже завел собственый блог. Обожал кино и писал в основном о нем. Говорят, за все время своей добровольной "приветственной" вахты он не пропустил ни дня. Вернее, ни вечера. 
     Моя подруга Дина сказала: "Может, кому-то это покажется странным - то, что мы его так любили. Но честное слово, несколько раз, когда мне было грустно, я проезжала мимо Senhor do Adeus, махала ему рукой, он махал мне в ответ... И становилось легче. Теплее". 
     Лиссабонцы говорят о том, что на Салданье нужно непременно поставить памятник Жоао Серра. 
     Думаю, через год мы уже сможем помахать рукой бронзовому мужчине в элегантном пальто и длинном шарфе. Лиссабонцы не любят забывать то, что было им дорого. 
    

Лиссабон

Previous post Next post
Up