О своём участии в Пятых Лазурских чтениях в Санкт-Петербурге я уже рассказывала здесь
http://olga.co.il/lyudi/federal-law.html.
Доклад для Шестых Лазурских чтений, "Конфликт лояльностей", это работа другого плана, его текст есть на официальном сайте
http://olga.co.il/lyudi/conflicting-loyalties.html, а видео по докладу длительностью 8 минут можно послушать здесь
https://www.youtube.com/watch?v=UE3TAEvNV6k.
Увидеть зал Русского географического общества, где проходят чтения, можно на фотографии:
Ниже публикуется эссе по материалам, которые не прозвучали в докладе.
Конфликт привязанности и лояльности vs конфликт лояльностей
© Бермант-Полякова О.В., 2015
Чувство принадлежности к группе
Чувство "мы" в социальной психологии называется аффилиацией (от англ. affiliation присоединять, присоединяться). Это эмоциональная связь человека с другими людьми, тяга, потребность, стремление находиться в обществе людей, нужда индивида в создании тесных, доверительных, тёплых, эмоционально окрашенных взаимоотношений. Это переживание оформлено как знание о других людях, "свои" они или "чужие". С чужими нет никакой эмоциональной связи, тепла и доверительности, как на уровне малой группы - семьи, так и на уровне большой группы - общества.
Неспособность устанавливать эмоциональную связь, чувство отстранённости от всех людей вообще, включая непереносимость телесного контакта с другим человеком и контакта глаз с ним, называется в психологии аутизацией.
Аналогом совершенного отсутствия принадлежности к обществу в международном праве является статус апатрида - человека без гражданства.
Отчуждённость человека от других людей, отстранённость от них из-за невозможности доверять так, чтобы чувствовать "мы" с ними и считать их "своими", раньше называли нелюдимостью, называют в психологии изоляцией от социального контакта.
Аналогом недоверия "своим" и отчуждённости от них в международном праве является отказ от гражданства.
Парадоксальное переживание аффилиации с врагом, чувство "мы" с человеком, испытывающим к тебе враждебные чувства, ненависть и недоверие, вместо сердечных, тёплых чувств и доверия, называют в психологии идентификацией с агрессором.
Аналогом солидаризации с тем, кто совершает насилие над тобой, в международном праве является коллаборационизм - осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество гражданина с врагом, в его интересах и в ущерб государству, гражданином которого сам является.
Приоритет лояльности над привязанностью
Привязанность (англ. attachment) это эмоциональная связь человека с другими людьми в ситуациях заботы и разлуки; лояльность (англ. loyalty) это эмоциональная связь человека с другими людьми в ситуациях принадлежности к одной из сторон в конфликте интересов или в конфликте между двумя малыми группами.
Во внутреннем мире могут вступить в противоборство привязанность к тому, кого считаешь "своим" и лояльность собственным ценностям, или интересам, или мировоззрению.
Ветхозаветный вариант разрешения подобного конфликта, - в ситуации, когда член семьи отказывается от веры предков или переходит в иную веру, - предписывает членам иудейской семьи совершать по отступнику обряд оплакивания (шив'а), как по покойнику. В ультраортодоксальных религиозных кругах он практикуется и в наши дни.
Публичность выбора в пользу лояльности ценностям - характерная особенность таких форм его разрешения, как анафема и гражданская казнь. Обе практиковались в России до XIX века. Предание анафеме - это оглашение перед членами церковной общины об отлучении от церкви человека, совершившего недостойный поступок, что означает невозможность быть соучастником церковных Таинств, лишение благодати божественного участия в человеке. Гражданская казнь - это оглашение у позорного столба, что дворянское сословное "мы" с совершившим недостойный поступок, больше не имеет силы. Над головой осуждённого ломали шпагу в знак лишения всех сословных прав и привилегий.
В XX веке практиковалось лишение гражданства социалистического СССР на недобровольной основе по отношению к "невозвращенцам" из капиталистических стран, решение властей объявлялось публично. В XXI веке, 28-летняя Анна Чэпман внесена в список "официально исключённых лиц", то есть ей воспрещён въезд в Соединённое Королевство. МВД Великобритании направил ей письмо, в котором говорится о лишении её гражданства и недействительности её британского паспорта, - за работу на российскую разведку в США.
Социальные регуляторы приоритета лояльности или привязанности
В современном обществе существуют установленные законом способы урегулировать конфликт лояльности и привязанности. Первый из них - правовая норма, согласно которой при угрозе судебного преследования супружеская и семейная эмоциональная связь имеет приоритет над другими аффилиациями. Конституция Российской Федерации в статье 51 устанавливает, что "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом", статья 308 Уголовного Кодекса РФ "Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний" уточняет "лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников".
Второй механизм - торжественная клятва всегда быть лояльным делу, которому служишь, действовать в первую очередь в интересах того, кому присягнул. В современном обществе публично клянутся люди в рясах, люди в белых халатах и люди в погонах.
Хиротония (рукоположение священника) это религиозный обряд, имеющий тысячелетнюю традицию, после которого ставленник (посвящаемый в сан человек) получает благодать служить при совершении Таинств, самому совершать Таинства или посвящать других для совершения Таинств. Любая хиротония совершается в храме во время Литургии, на принятие сана необходимо письменно выраженное согласие супруги. Перед обрядом ставленник проходит допрос, где заявляет о себе биографические сведения (посвящённым не может быть человек с физическим недостатком, имеющий увечья и болезни, препятствующие служению, имеющий судимость, уклонявшийся в раскол, другие конфессии и секты) и обязуется хранить верность церковному священноначалию, не покидать самовольно место служения, не участвовать в политических акциях и движениях, - о чём подписывает официальный документ.
Произнесение клятвы Гиппократа - врачебной клятвы, выражающей основополагающие морально-этические принципы поведения врача, при получении диплома о высшем медицинском образовании, это традиция, которая в мировом сообществе ведёт отсчёт с 1948 года, в СССР появилась в 1971 году. Современная клятва утверждена статьёй 71 Федерального Закона РФ №323 от 21.11.2011. Дипломированные врачи произносят текст клятвы вслух хором, отдельной подписи об акте присяги не ставится. При устройстве на работу в медицинское учреждение от медицинского работника требуется справка об отсутствии судимости.
Воинская присяга на верность Родине это многовековая традиция. Граждан, поступивших на военную службу, приводят к военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части, текст военной присяги утверждён Федеральным Законом РФ №53 "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998. Гражданин с непогашенной судимостью не может быть призван на военную службу. Каждый военнослужащий, принимающий присягу, читает её текст вслух перед строем подразделения, а затем ставит подпись на официальном документе.
Во всех трёх случаях, к присяге допускаются только люди, лояльные "просоциальному мы" на уровне своих дел и поступков.
Конфликт привязанности и лояльности
Ситуация противоречия между доверительными, тёплыми, любовными чувствами к члену семьи и неприятием его неэтичного поступка, или между доверием и сердечными чувствами к члену семьи и неприятием его противоправного действия, или между приязнью к члену семьи и неприятием заявленного им мировоззрения может развиваться двояко. Это либо стремительное решение-"прыжок", как поступить, либо мучительное состояние сомнений и колебаний в том, как разрешить противоречие, решение-"торг".
В психологическом плане, необходимость определяться по отношению к подлости, преступлению или террористической идеологии родителя или ребёнка, брата или сестры, мужа или жены, возникает не так часто по сравнению с необходимостью определяться по отношению к его лжи. Противоборство между доверительными, сердечными чувствами к члену семьи и желанием быть "мы" с ним, несмотря на его ложь, и ценностью честности и искренности в отношениях, - это разновидность конфликта привязанности и лояльности.
Библейская притча о блудном сыне (Parable of the Prodigal Son) в Новом завете рассказывает об отце, который откликнулся на просьбу дерзкого сына выделить долю наследства при жизни, и сыне, который после скитаний и нищеты вернулся в отчий дом, чтобы начать всё сначала вместе. Отец пожертвовал своими представлениями о должном и сохранил "мы".
В реальной жизни в подобной ситуации для отца, который никому не присягал, возможны четыре исхода: 1) "свой своему поневоле брат", пожертвовать собственными убеждениями ради сохранения родственной привязанности; 2) "вечный спорщик", вести бесконечный мировоззренческий диспут, сохраняя родственное "мы"; 3) " принципиальный", разорвать отношения и пожертвовать родственным "мы", сохраняя верность собственным идеалам; 4) "юродивый", избежать конфликта через апелляцию к наивысшему уровню обобщения: любит всех людей и приемлет все точки зрения.
Данная вариативность напоминает описанные в психологии поведенческие стили привязанности: безопасная привязанность, амбивалентно-сопротивляющаяся, избегающая и дезорганизованная (три последних называют иногда небезопасными стилями). Современные исследования стилей привязанности в англоязычной литературе вызывают справедливые критические замечания (Бермант-Полякова О.В. Горькая правда о привязанности), что потребовало разработки оригинальной концептуальной схемы для понимания привязанности.
Конфликт лояльностей
Конфликт лояльностей (англ. conflicting loyalties) это противоборство эмоциональных связей с большой группой, которые не могут быть прожиты одновременно или последовательно, во внутреннем мире человека, возникающее в ситуации ценностного выбора. Конфликт лояльностей это невозможность сделать выбор, с кем солидаризироваться. Чтобы разрешить конфликт лояльностей, необходимо осознавать его ценностную суть.
Здесь речь идёт о принадлежности большой группе людей, которая вырабатывает собственную мировоззренческую позицию и считает себя вправе отстаивать свои ценности. Идеи "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" и "Умри ты сегодня, а я завтра" проводят водораздел между людьми мира и антимира, законопослушными и криминальными слоями общества. Идеи "Помогать нужно только своим" и "Помогать нужно всем", прецедентным именем для которой является добрый самаритянин, проводят водораздел между ветхозаветным и новозаветным мировоззрением. Идеи "Гений и злодейство несовместны" и "Цель оправдывает средства" проводят водораздел между психологически здоровым (этичным) и психологически уязвимым (неэтичным) социумом. В биоэтике примером конфликта лояльностей может быть конфликт прав "право плода на жизнь" и "право женщины на аборт", каждая из которых имеет свою организованную группу сторонников.
О том, что макрогрупповая идентификация человека может находить своё отражение в осознанной им системе социально-политических ценностей и политического выбора, писал Г.Г. Дилигенский (Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М: Наука, 1994. 303 с.). Анализируя ценностный выбор, он указывал на то, что существует тип идейного и тип прагматического человека. Дли идейного политического человека, по Г.Г. Дилигенскому, определяющим фактором выбора являются идеи и ценности в чистом виде, он ставит во главу угла идеи нации, свободы, прогресса, мирного урегулирования, равенства возможностей или религиозные убеждения, подкреплённые чувством принадлежности к конфессиональной общности. Прагматический политический человек ставит во главу угла свои потребности и интересы.
Прецедентные события как конфликты лояльностей в русской культуре
Прецедентными ситуациями, которые можно отнести к "сюжету" конфликта лояльностей, относятся реформы и восстания. Они неизбежно делят общество на сторонников и противников реформаторов или восставших. К числу наиболее значительных событий из истории XVII-XX веков, осмысление которых занимало умы современников, дало творческий импульс писателям и стало предметом дискуссий интеллектуалов многие поколения спустя, с полным правом можно отнести:
церковную реформу патриарха Никона (1650-1660), которая вызвала раскол Русской церкви,
реформы Петра I в сферах государственного управления и общественной жизни (1696-1715), которые можно назвать насильственным устройством жизни по европейскому образцу,
восстание декабристов (1825), целью которого была замена самодержавия другим государственным строем,
польское восстание (1830-1831), по итогам которого Польское царство стало провинцией России, были упразднены сейм и польское войско, деление на воеводства было заменено делением на губернии и т.д.,
октябрьский переворот (1917), заменивший Временное правительство Советом рабочих и крестьянских депутатов, по итогам которого началась гражданская война в России (1917-1923).
Свобода вероисповедания в России, в том числе легализация старообрядчества, была законодательно утверждена 17 апреля 1905 года, именным высочайшим указом, данным императором Николаем II Сенату, то есть на выработку нового ценностного выбора и лояльности новой общности "мы за свободу совести" национальному сознанию потребовалось 250 лет.
Преобразовательная деятельность Петра I, принесшая в культуру бюрократический дискурс, а в экономику - промышленность и технологии, стала новым ценностным выбором и лояльности "мы" чиновники на государственной службе в первой половине XIX века, когда резко ускорился процесс бюрократизации государственного аппарата (на это потребовалось 100 лет). Основной переход ткацкого дела на мануфактурное производство тканей относится к середине XIX века, а переход транспортного сообщения на железнодорожное состоялся в 1880-х годах (иными словами, на выработку нового ценностного выбора и лояльности новой общности, ценностью которой является идея "мы за передовые технологии" потребовалось 150-200 лет).
Идеи декабристов о свержении самодержавия и равноправии стали социальной реальностью за 100 лет; гражданская война "белых" с "красными", оформившаяся как раскол православной церкви на Московский Партиархат и РПЦЗ, Русскую православную церковь за границей, завершилась принятием Акта о каноническом общении церквей, подписанном 17 мая 2007 года (иными словами, на выработку нового ценностного выбора и лояльности новой общности "мы за выборные формы правления" потребовалось 150-200 лет).
Концепт конфликта лояльностей позволяет обозначить в общественном сознании разные идейные наррадигмы (Шкуратов В.А. Историческая психология. М: Смысл, 1997. - 505 с.) и завершённые и незавершённые наррадигмальные циклы. Так, польское восстание 1830-1831 годов и конфликт лояльностей, с кем быть "мы", со сторонниками национально-освободительного движения или со сторонниками государственных актов и договоров, установивших послевоенное статус-кво, судя по украинским политическим событиям последнего десятилетия, пока далеки от разрешения.
Olga Bermant-Polyakova, PhD 2014
Проект Международная конфереция "Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского", 2014 год, авторами которого являются Слабинский Владимир Юрьевич, Бермант-Полякова Ольга Викторовна, Журавель Вадим Александрович, Воищева Надежда Михайловна, номинировался на Национальный психологический конкурс "Золотая Психея" и был удостоен значка "Проект отмечен экспертным советом".