Apr 20, 2010 17:52
Цитируем по книге:
Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»). - Изд-е 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.
Паранояльный
Со стр. 100 Начнём с вопроса: что, на ваш взгляд, отличает философа от практика? В представлении автора основное отличие заключается в том, что философ признаёт диалектику бытия, а практик - нет. Философ понимает (хоть и не всегда отчётливо, но всё же) диалектическую двойственность любого явления, события, решения. Он знает: всё, что происходит в этом мире, одновременно рождает свою собственную противоположность. В каждом тезисе заключается антитезис. Философ это понимает. Он говорит «Всё - суета сует». И остаётся созерцателем. Вынужден им быть. Ведь для того, чтобы деятелем, активным преобразователем мира, нужно остановиться на чём-то одном, выбрать из двух альтернативных возможностей - только одну.
Со стр. 101 Но нельзя одновременно сказать «данет». Либо да, либо нет. Нельзя реализовать на практике амбивалентную модель. Практика требует конкретности, определённости. Нужно выбрать цель и добиваться её, закрывая глаза на всё остальное. Так поступают практики. Один добывает нефть. Другой - восстанавливает леса, очищает водоёмы.
Когда же возникает желание создать нечно реальное, по настоящему значительное, а то и, чем чёрт не шутит, - масштабное? - Когда у человека есть для этого силы, энергия,которая буквально «распирает» его. Не даёт сидеть, сложа руки. Это первое условие. А второе - когда он чётко видит цель. То есть предполагаемый результат своей деятельности. Когда он уверен, что ему ничего, кроме этой цели, не нужно, что он поступает единственно верно, добиваясь именно этой цели, что этому нет альтернативы.
Со стр. 103 Параноик склонен к «застреванию». Но, в отличие от эпилептоида, ослабленного и оттого застревающего на эгоистических тревожно-агрессивных переживаниях, параноику хватает сил застревать не на поверхностных, формальных, а на содержательных сторонах жизни и деятельности. И, застревая, переделывать, преобразовывать их.
Ощущая в себе большой заряд энергии, параноик, как правило, ставит перед собой задачи, сложность и масштабы которых объективно превышают возможности индивидуума. При этом он переживает необходимость решениях этих задач как свою собственную, личностно значимую проблему. С одной стороны, он не хочет отказываться от задуманного, но с другой - реально не в состоянии воплотить в жизнь свои намерения в одиночку. Вот из чего рождается настоящее лидерство.
Параноик - истинный лидер. Он твёрдо знает, чего хочет. Он преисполнен целеустремлённости и энергии.
Позиция лидера порождает характерную этику и эстетику. Параноики всем стилям предпочитают классический. И не только в одежде. Классический стиль, с его тенденцией к унификации формы, с его прямыми углами, заряжен социальным, а не индивидуальным содержанием. Он отражает уверенную, консолидированную силу общества и, соответственно, готовность служить его интересам, общественному благу. В этом стиле, в отличие от спортивного, отсутствует агрессия.
Если в характере человека паранояльный радикал сочетается с истероидным, то на его одежде (и в его руках) появляются разного рода знаки принадлежности к идеологическим или профессиональным группировкам.
Со стр.107 Оформление пространства параноиком сводится к превращению любого помещения в рабочий кабинет. Он- трудяга, влюблённый в свою работу. Поэтому всё, что его окружает, носит на себе отпечаток его основной деятельности, выбранной им цели.
Ревнитель формального порядка - эпилептоид не станет, к примеру, принимать пищу в спальне или выпиливать лобзиком, сидя за обеденным столом. Параноик работает везде, где он находится.
Со стр. 109 Стремление не столько украсить интерьер, сколько наполнить его социально направленным содержанием за счёт произведений классического стиля (картин, скульптур, книг) - психодиагностически значимый признак паранойяльной тенденции.
Параноиков отличают, по крайней мере, два варианта излюбленной жестикуляции - направляющая и ритмообразующая.
Со стр. 110 Кроме того, желая завладеть вниманием собеседника, параноик нередко сокращает (в физическом смысле) дистанцию между собой и собеседником. Он трогает собеседника руками. Истероид в аналогичных ситуациях, напротив, увеличивает дистанцию, чтобы его могли получше рассмотреть.
Паранойяльная тенденция в характере - это целеустремлённость, настойчивость, уверенность в себе, высокая работоспособность, упорство в преодолении препятствий, лидерство, т.к. объективная потребность в помощниках, обусловленная масштабностью замыслов.
Со стр. 113 Ни в грош не ставя чужие, своим идеям параноики (далеко не всегда объективно) придают повышенное значение. Однобокость и упрощённость отличают параноика. Проблемы индивидуальности параноику неведомы.
Со стр. 115 Параноик жаждет и добивается коренных преобразований во всём, за что ни возьмётся. Добавим к сказанному негибкость параноиков, их склонность во всех ситуациях следовать одним и тем же, раз и навсегда избранным путём. Любая задача, предполагающая получение конкретного результата, может быть доверена параноику. Нужно только знать, что он сразу же постарается укрупнить замысел, увеличить масштабы решаемой задачи, вывести её из разряда обычных, заурядных в первоочередные.
Параноик любую задачу превратит в главную, приоритетную и добьётся реального результата.
Со стр. 118 Не следует поручать параноику работу, требующую внимания к конкретному человеку, к его индивидуальным проблемам. Из параноика плохой воспитатель, врач, социальный работник. Он не хочет и не умеет беседовать по душам, сочувствовать, сопереживать, вообще, тратить время на «единицу»
Не может параноик и соотносить своё мнение с мнением других людей, вносить коррективы в собственную позицию. Поэтому переговорщик из него неважный - негибкий, упёртый, стремящийся подавить оппонента. Такая манера вести переговоры приводит к полному разрыву отношений, к конфронтации. Грубой коммуникативной ошибкой в отношении параноика будет попытка его переубедить.
Со стр. 119 Параноик снисходителен к бывшим оппонентам. Когда они приходят к нему с повинной, параноик воспринимает это как само собой разумеющееся. Для него переход из стана заблудших в стан праведников - событие естественное и желанное.
Это свойство коренным образом отличает параноика от эпилептоида. У эпилептоида нет символа веры, нет определённой цели. Ему безразлично, во что верят другие. Главное - из какой они «стаи». С его точки зрения, попытка какой-то особи перейти из своей стаи в чужую - признак слабости, поражения. А слабых, тем более чужаков, надо наказывать, и пребольно. Что эпилептоид активно и осуществляет.
96 szondi